Бирюлево
Анна Руденко, 35 лет
менеджер в транспортной компании, Бирюлево Западное
Бирюлево — приятный район, здесь хорошие люди, природа. Для жизни есть все: спортивные клубы и детские центры, библиотеки и секции. Я хожу в хороший бассейн, где тренируются профессиональные спортсмены.
С ребенком мы гуляем возле пруда, иногда ездим на Пражку («Пражская», район Чертаново) и в Царицыно. Раньше много гуляли по центру, но сейчас перестали — времени нет. Зимой ездили на елку и ходили по бульварам.
В нашем доме живут либо пенсионеры, либо квартиранты. Много приезжих и нерусских, мы их так называем, хотя они такие же россияне, как и мы. И среди них есть интеллигентные люди, а есть не очень воспитанные.
Артур, 31 год
руководитель отдела продаж бетонной компании, Бирюлево Западное
Я родился в Бирюлево. Мои родители — коренные москвичи и тоже живут здесь. Все считают местных жителей маргиналами. В этом виноваты СМИ. Но меня даже устраивает, что они поддерживают имидж Бирюлево как самого плохого района Москвы: так сюда приезжает меньше людей.
Бирюлево на самом деле очень хороший район: здесь зелено и тихо, не то что на Патриарших. Благодаря статье «Афиши» о Патриарших, правда, захотелось туда сгонять, не из-за злости: я ведь раньше и не знал, что там клубная Мекка. В подъездах писают во всех районах, но в центре дворы закрыты на шлагбаумы, подъезды — на домофонах и охраняются консьержами. Так что писает тот, у кого есть пароль и ключ.
Что меня беспокоит в Бирюлево — это снос гаражей. У меня было охраняемое место в гаражном кооперативе, в прошлом году ракушку снесли. А у меня прямо со двора украли машину. Безопасно припарковаться больше негде.
Мои друзья, живущие в этом районе, — коммерческие директора, руководители отдела продаж, менеджеры, почти у всех высшее образование. Я закончил Плехановскую академию. Но соседского сообщества как такового здесь нет. Хотя, когда в 2013 году убили Егора Щербакова, моего знакомого, мы очень быстро собрались: хоть каждый живет сам по себе, все друг друга знают. Овощебазу, которая, по сути, была городом в городе со своими нравами и полицией, убрали. Богатые иностранцы, армяне и азербайджанцы, уехали, а приехали бедные и немного дикие — из деревень.
Анастасия Антонова, 40 лет, и Анастасия Фурманова, 29 лет, продавцы, Бирюлево Западное. В кругу семьи
Антонова: Конечно, жители Бирюлево ездят специально писать на Патриаршие — тут ведь проблемы с канализацией. А если серьезно, то половина жителей Бирюлево — те, кто когда-то переехал из центра. Мы продавали небольшие дорогие квартиры там и покупали недвижимость здесь. Я с «Полежаевской», а Настя — с Пятницкой.
Мы гуляем в дендропарке, загораем на пруду — не в каждом районе полежишь на траве в купальнике: в центре это неприлично. Кроме этого, здесь мало машин. Не хватает только кафе. Хотелось бы знать, почему их нет и посидеть толком негде. Торговый центр на весь район один, «Бирюза», — и то так себе, одно название.
Михаил Толстов, 43 года
монтажник наружных трубопроводов, Бирюлево Западное
7 лет живу в Бирюлево, а до этого — в Метрогородке на Открытом шоссе. Я даже слышал такое: «Кому жить хреново — приезжайте в Бирюлево». Из минусов — метро далеко, но все остальное прекрасно. Вчера беседовал с соседкой, она переехала из Чертаново и рассказывала, как там хороший район застроили так, что он от перенаселения превратился в гадюшник.
В центр мы не ездим: для того, чтобы там погулять, деньги нужны, а я зарабатываю немного. Поэтому вот в выходные пошли с ребятишками на рыбалку, они ротанчиков для кошки наловили. Я очень хорошо отношусь к жителям центра, и учу детей, что нужно быть добрыми ко всем. Они у меня дружат и с узбеками, и с дагестанцами. Пускай и дальше дружат.
Эльвира Бедина, 66 лет
пенсионер, Бирюлево Восточное
Я получила квартиру в заводском доме в Бирюлево в 1985 году, тогда район считался захолустьем. По сравнению с теми временами улицы стали чище, легче стало в город ездить, но подъезды могли быть и получше. Но понятно, что, когда кругом все квартиры сдаются, отношение к подъезду другое, нежели если бы жили сами хозяева.
Пять лет назад началась программа по ремонту фасадов и подъездов. Но потом резко оборвалась. Нам только пластиковые окна на лестнице поставили, мусоропроводы поменяли, покрасили стены дешевой краской — и все. Ощущение, что обманули.
На Патриарших я не была, но знаю, что в центре трудно даже продуктовый магазин найти. Так что если бы мне предложили туда переселиться, ни за что бы не поехала. У нас свежий воздух, дышать легко. Зимой у нас снег белый, а в центре он почти всегда черный.
Люсине Авакян, 26 лет
фитнес-инструктор, Бирюлево Восточное
Я живу здесь 10 лет, и мне нравится: чистые подъезды, дружелюбные соседи, часто заходят к нам с родителями чай и кофе попить.
Раньше было грязно из-за овощебазы, после ее закрытия стало намного чище — меньше мусора и нет ужасных запахов. За продуктами теперь ходим на ярмарку выходного дня. Еще в Бирюлево фантастический дендропарк. А вообще, гуляю я и в центре. Сейчас собирались на Воробьевы горы позагорать.
Вероника Молова, 23 года
офис-менеджер автомобильной компании. Едет на электричке из Бирюлево в центр Москвы
Я живу в Бирюлево с 12 лет. Район за годы сильно испортился, поэтому теперь я там практически не гуляю, только сплю. Вечерами много пьяных компаний, всюду приезжие, бывает страшно домой возвращаться. Мое любимое место в центре — парк Горького.
Выхино
Татьяна Безуглая, 45 лет
сотрудник Мосводоканала
Выхино — зеленый, но загазованный район. У нас постоянно переделывают дороги. Их делают армяне, и конечный результат всегда плохой. Похоже на отмывание денег: на улице Молдагуловой (Вешняки) дороги переделывают постоянно. Та же история — на «Выхино». Плитку на Радуге (аллее Жемчугова) перекладывают каждый сезон.
Жители Выхино в основном пожилые, молодых людей здесь мало, а беременность вообще исключительное происшествие. Детей в нашем доме можно пересчитать по пальцам одной руки. У нас много приезжих — украинцев и узбеков. Они могут прийти в парк и после пикника оставить мусор на газоне. Они же приехали на время.
Мы оплачиваем консьержку, поэтому в подъезде у нас не писают. Она же за отдельную плату моет первый этаж и лифты. Управляющая компания убирает подъезды раз в полгода-год.
Когда в шесть утра я выхожу на работу, то у подъездов группами стоят киргизы, негры и узбеки, и смотрят на меня как на инопланетное существо: белая женщина пошла. В шесть утра еще можно зайти в метро, а в семь тебя уже заносят и выносят.
Я живу в Выхино двадцать пять лет и в другой район бы не поехала.
Артем Соколов, 25 лет
курьер, Вешняки
Здесь живут в основном пожилые люди, молодняка мало. Многие пьют, как в 1990-е, по ночам под окнами шумят. Но мне кажется, этот шум — пустяки. Что действительно беспокоит всех в районе — это строительство Северо-Восточной хорды. Нет ни одного жителя, который хотел бы, чтобы ее построили. Мы все ходили на митинги, но отменить ее нельзя. Она уже проложена в других районах.
Мы живем в лесу, как Робин Гуды, хоть и в треугольнике железных дорог. Но теперь под строительство вырубают зелень — это больно и обидно. Забудь о молодости, пацан.
Как я отношусь к жителям центра? Пусть приезжают в Вешняки, обнимем всех по-братски, если им дружбы не хватает. Если они нас считают плохими людьми — это неправда, мы добрые.
Гольяново
Наталья Иванова, 44 года
продавец книг
Я живу в Гольяново с детства. Район меняется вместе с городом: стало больше зелени, больше людей занимается спортом, лес стали чистить. Но радикальных изменений мало.
Про Гольяново говорят, что это опасный и криминальный район. Это неправда. Конечно, район недорогой и здесь живут люди разных национальностей, много мигрантов. Но проблем тут не больше, чем в другом районе Москвы. Атмосфера спокойная и дружелюбная.
Самая большая неприятность района — развязка на пересечении Щелковского шоссе, Уральской и 9-й Парковой улицы. Ее строят давно, но все никак не закончат. Поэтому на выезде из района всегда пробка.
Ринат Хажаев, 33 года
системный администратор
Я снимаю здесь квартиру с октября прошлого года: выбрал его, потому что близко к работе. Мне нравится ездить на велосипеде по Лосиному Острову и приезжать вечерами к Гольяновскому пруду — почитать книгу, посмотреть с девушкой на закат, как обычно делают романтические люди.
Я из Нижнего Новгорода, и для меня открытием в Москве было то, что люди загорают в парках. У нас всегда отдыхают возле воды, а тут люди просто на траве в купальнике лежат.
В центре я тоже гуляю — парк Горького и ВДНХ любимые места. Люблю Кузнецкий Мост, а если пройти вечером по Пятницкой и окрестностям, то есть ощущение Европы: люди сидят на улице за столиками, свечи горят, все улыбаются, все добрые. Смотреть на это очень здорово, центр — это круто. Но то, что я живу на окраине, не делает меня плохим человеком и совсем не значит, что я ссу в подъезде. Просто мне так удобно.
Мои соседи пенсионеры, они не дают разговаривать по телефону на балконе после одиннадцати вечера. Могут вылезти и сказать: «Закрывайте свои рты и идите спать». Как говорится, хочешь отдыхать сам, не мешай отдыхать другим.
Люди с Патриарших, которые жалуются на шум баров, не знают, что такое шум. Я жил между двух шоссе, где днем и ночью проезжают фуры. Я жил в районе, который активно застраивался. Вот это было шумно.
Екатерина Рубан, 25 лет, военнослужащая, ее муж Виктор, 25 лет, менеджер по продаже автомобилей, и сын Степан, 9 месяцев
Мы с Виктором с рождения живем в Гольяново, мы одноклассники. Большинство наших соседей, с которыми мы вместе росли, разъехались, но все же есть компании, которые все еще собираются.
Главная достопримечательность района, его сердце — это пруд. Здесь всегда было весело и тихо. Раньше вокруг пруда на 9 Мая собирался весь район, свободного места вообще не было — приезжала «катюша» и била салюты. Это всех объединяло. А потом стали приглашать артистов, но людей приходит меньше. На атмосферу района влияют и приезжие: много представителей разных религий, они привносят что-то свое.
Конечно, мы ребенку стараемся центр показать. Были на Красной площади. Но когда возвращаешься в Гольяново, видишь вывеску с названием своего района, выдыхаешь: «Мы дома».
Жулебино
Анастасия Бреева, 24 года
инженер
Я снимаю квартиру с апреля, попала сюда случайно и рада, что так получилось. Тут спокойно и хорошо, маргиналов нет. Жулебино — семейный район. Здесь удобно кататься на роликах и велосипеде. По сравнению с Выхино (Выхино-Жулебино — один район) просто класс.
Хотя гуляю я чаще всего в центре, на Патриарших никогда не была. Мне кажется, что человек, который пренебрежительно отозвался о жителях окраин, не выражал общего мнения жителей Патриарших, просто человек такой попался. Не нужно обращать внимания.
Сергей Сорокин, 50 лет
руководитель склада
Я живу здесь 22 года. Тогда большей части домой здесь не было, а была грязь. Еще было шумно и даже стреляли, сам видел. А сейчас спокойно. Мои соседи — средний класс, начальники, профессионалы, предприниматели, все заработали на свои квартиры сами. И хотя мы друг друга знаем, близкого общения нет.
Единственный повод объединиться был лет 10 назад: ставили ТЭЦ, и многие были против. После того как нам объяснили, что жить с ней рядом безопасно, все успокоились.
Жанна Шишова, 23 года
журналист
Это семейный, но непопулярный район: здесь какие-то испарения плохие (вероятно, сероводорода. — Прим. ред.). Много детей, есть подобие торгового центра, банк рядом с домом. Квартиры недорогие, метро недалеко. Все, что нужно, — поэтому я здесь и живу. Соседей своих не вижу: все рано уходим на работу.
Я работаю и гуляю в центре — в основном в районе Лубянки и Кузнецкого Моста. Многие молодые делают так же — живут на окраинах или ездят из Королева и Химок в Москву, потому что просто так дешевле.