Когда очень страшно, на помощь приходит смех. Серьезное вдруг оказывается веселым, высокое — низким, неизвестное — понятным, мертвое — живым. Мир выворачивается наизнанку, что позволяет справиться с тревогой. В этом изначально суть карнавала — пышного городского праздника, во время которого исчезает иерархия, границы дозволенного стираются и можно представить себя кем угодно. Под маской не страшно разоблачать власть имущих, развенчивать несовершенство миропорядка — можно раскрепоститься и поверить в возможность свободы и обновления.
Первые карнавалы возникли в Италии в продолжение языческих обрядов, связанных с проводами (похоронами) зимы. С приходом христианства они совпали с началом Великого поста. Накануне прощания с мясом — carne, vale!В переводе с латинского «мясо, прощай!». Отсюда слово «карнавал». — люди старались как следует повеселиться. Традиция масленичных карнавалов распространилась на всю средневековую Европу, а оттуда перекочевала в колонии. Стараясь искоренить варварские обычаи, колонизаторы замещали местные праздники христианскими, назначая их на те же даты. Так кровожадные августовские ритуалы ацтеков и майя совместились с ноябрьскимиОн, кстати, тоже переехал: до VIII века День Всех Святых отмечался 13 мая. католическими праздниками — Днем Всех Святых и Днем поминовения всех усопших верных — в формате европейского карнавала. В итоге получился веселый праздник — День мертвых, который ярче всего отмечают в Латинской Америке.
Самайн
Ирландия, 1–3 ноября
Тем временем на туманном Альбионе были свои традиции. Кельты делили год пополам — на темную и светлую части. Темная начиналась в ноябре и называлась Самониос, первые три дня месяца отмечались как начало нового года и завершение сбора урожая. Конец (смерть) старого года — время подводить итоги: кельты верили, что в эту ночь умирают люди, нарушившие гейсыСвященные запреты кельтов.. А те, кто уже отошел в мир иной, наоборот, навещают живых родных, если те их встречают гостеприимно. Поэтому Новый год — кельты называли его Самайн Samhain — по-кельтски «конец лета». — был одновременно и праздником урожая, и днем встречи с душами мертвых. В честь праздника жгли ритуальные костры — они символизировали очищение от всего дурного перед новым годом и защиту от наступающей зимней тьмы. Также были популярны гадания и игры с яблоками: в кельтской мифологии они были символом бессмертия. А на острове Мэн в Ирландском море отмечали особую версию Самайна — Хоп-ту-Наа: местные вырезали фонари из репы и ходили с ними по домам, выпрашивая сладости.
С приходом христианства Самайн совпал с кануном Дня Всех СвятыхAll Hallows’ Eve (ning). — на местном диалекте это звучало как Hallowe’en. Праздник прочно вошел в католическую традицию, сохранив языческие черты. На фоне интереса к кельтской культуре на рубеже XIX–XX веков древние обряды были изучены и возвращены в обиход, а c популяризацией современной карнавальной версии Хеллоуина праздник оброс новыми традициями. Фонари из репы превратились в карвинг из тыквы, к кострам добавились свечки, к поминовению мертвых — веселый маскарад со скелетами и черепами.
Ирландские неоязычники и реконструкторы продолжают отмечать аутентичный Самайн вместо Хеллоуина. Знаковое место в истории праздника — комплекс мегалитических курганов в долине реки Бойн. Отмечают его и в Шотландии. А вот в Англии предпочитают Хеллоуин, после которого веселье не стихает до 5 ноября — Ночи Гая Фокса. С Днем Всех Святых он не связан, но тоже посвящен теме жизни и смерти. В 1605 году Гай Фокс устроил Пороховой заговор и чуть не уничтожил британскую монархию, но ничего не вышло. В честь несостоявшейся диверсии британцы всю ночь жгут костры и взрывают петарды, а потом сжигают чучело незадачливого заговорщика. Главные гулянья происходят в британском Льюисе.
День мертвых
Мексика, 1–2 ноября
Самый пышный в мире карнавал по случаю Дня мертвых устраивают в Мексике — на территории, где уже 2000 лет назад сформировались традиции почитания предков у ацтеков и майя. Конечно, они боялись смерти, но были уверены, что это только начало новой жизни. Чтобы поддерживать связь с умершими родными, люди хранили дома их черепа, общались с ними. Особые порталы облегчали покойникам переход между мирами — в таких священных местах люди устраивали жертвоприношенияВ том числе человеческие. Из таких черепов строили ритуальные стены — цомпантли. богине смерти Миктлансиуатль. У живых эти церемонии вызывали объяснимый трепет — важно было не скрывать свои чувства, а выплеснуть их. Действо получалось очень эмоциональным — неудивительно, что праздник легко соединился с привнесенным колонизаторами карнавалом.
Древний праздник продолжался весь август, христианизированный День мертвых — два дня в ноябре: в первый поминают умерших детей, во второй — взрослых. Продолжая традиции ацтеков и майя, мексиканцы не унывают, а весело помогают душам общаться с живыми родными. Для этого повсеместно устраивают алтари — порталы для душ в наш мир, которые приманивают именными сахарными черепами, алкоголем, фруктами и любимыми мелочами усопших. На каждом алтаре обязательно должен лежать пан-де-муэртос — хлеб мертвых. Люди разрисовывают лица под черепа и устраивают веселые шествия по улицам. Главный образ костюмированного парада — скелет Катрин, нарядной девушки с черепом вместо головы: карикатурист Хосе Гуадалупе ПосадаХудожник хотел напомнить богатым красавицам, что все мы смертны. придумал его в 1913 году с отсылкой к той самой богине Миктлансиуатль.
А у любителей автогонок двойной праздник: в эти же дни в Мексике проходит Гран-при «Формулы-1». История этого заезда — тоже о жизни и смерти: соревнования проходят на Автодроме имени братьев Родригес — двух гонщиков, которые способствовали строительству трассы, а потом оба разбились. А 9 ноября в Мексике отмечают День церкви Святой Смерти: эта традиция преследуется законом, потому что особо фанатичные последователи культа до сих пор совершают ритуальные убийства.
Фети-ди-Жед
Гаити, 2 ноября
Вуду-версия Дня мертвых на острове Гаити полна эротизма. Центральная фигура праздника — барон Суббота: это развратное, хитрое и жестокое божество, покровитель всех мертвецов, бандитов и духов смерти, которых гаитяне называют «жед». Отсюда название праздника — Фети-ди-Жед.
Суббота опасен: если его разозлить, он способен на любые бесчинства и виды насилия. При этом он обожает, когда много алкоголя, курения и бурного секса. Единственный способ его задобрить — дать ему насладиться всем этим. В течение года барон неуловим, но раз в году его можно вызвать в наш мир громкими звуками — День мертвых на Гаити наполнен грохотом барабанов. Порталом между мирами служит крест — символ барона Субботы. Люди с белеными лицами исполняют на кладбищах непристойные танцы, чтобы обмануть смерть. И это не просто карнавал: большинство местных всерьез исповедуют вуду.
Воздав почести барону Субботе, гаитяне обращаются к умершим родным. Чтобы порадовать их, на могилы приносят то, что покойники любили при жизни: их личные вещи, милые глупости, сладости, а еще табак и ром с перцем чили. Встреча с предками проходит ярко и весело. Ведь если как следует отметить праздник, барон может продлить жизнь.
День черепа
Боливия, 9 ноября
До испанской колонизации на территории современной Боливии была Империя инков. И хотя официально в стране доминирует католичество, с тех пор как она в 1825 году получила независимость, христианство тут трактуют очень вольно. Древние ритуалы до сих пор актуальны для местных: они решают вопросы при помощи заговоров, оберегов и амулетов и верят, что все в жизни взаимосвязано.
Согласно исконным верованиям, у каждого человека семь душ. Шесть навсегда покидают тело после смерти, а вот седьмая способна вернуться через три года. Поэтому спустя этот срок нужно выкопать череп покойника и снова поселить дома. Боливийцы так поступают и сейчас: ведь если череп оставить в земле, он может навлечь беду, уничтожить урожай или развалить семью. Раз в год — 9 ноября — боливийцы устраивают черепам праздник: их украшают цветами, сигаретами и листьями коки, одевают в шапочки и выносят на улицы города.
Велинес
Литва, 1–2 ноября
В Литве День всех душ соединился с праздником урожая и почитанием животных. В древности у литовцев был языческий праздник Велинес — его отмечали в конце октября: в конце плодородного сезона не только радовались собранному урожаю, но и благодарили за помощь домашний скот и воздавали почести Велионе (богине душ умерших животных) и Велесу (богу скота). Для них закалывали свиней и готовили обрядовый стол. Со временем Велиона стала покровительствовать не только умершим животным, но и ушедшим в иной мир людям. А стол стали готовить для всех — и для богов, и для душ.
С приходом христианства праздник объединили с Днем Всех Святых и Днем всех усопших верных, но часть языческих традиций сохранилась до сих пор. Например, в эти дни было принято собираться вокруг стола и рассказывать страшные истории — этот обычай и сейчас популярен у литовцев. 1 ноября в Литве — официальный выходной, в этот день принято ходить на кладбище всей семьей и вспоминать ушедших родственников. Особенно эффектно праздник смотрится по вечерам: на большинстве могил горят лампады и свечки, вокруг которых много людей — везде жизнь. Учитывая, что литовские кладбища интересны и с точки зрения архитектуры, выглядит очень красиво.
Хеллоуин
США, 31 октября
Американцы, как водится, хотят всего и сразу: они собрали существующие традиции вокруг Дня Всех Святых, Дня мертвых и всех прочих дней — и устроили из этого грандиозное шоу, которое приносит радость участникам и доходы всем, кто обслуживает праздник. Веселятся все — от малышей до стариков, по всей стране проходят шествия и зомби-мобы. Утратив сакральное значение, праздник в то же время вернулся к изначальной карнавальной задаче — освобождения и раскрепощения, намеренного размытия иерархии и отчаянной попытке вообразить себе новое будущее без страхов.
***
Похожие праздники есть и в других странах, но отмечаются они не в ноябре. Например, китайский праздник Цинмин («праздник чистого света») длится с апреля по май и начинается с поминального Дня холодной пищи. Японский Обон отмечают три дня в августе и называют праздником фонарей: они освещают душам путь в загробный мир. В Индии День предков проходит в сентябре (Питри-пакша), в Камбодже — в октябре (кхмерский Пчум-Бен). Во время непальской Гайджатры люди наряжаются коровами по случаю окончания осени. А в православном календаре существует пять родительских суббот: покойных поминают, а вот веселиться не полагается.