Тем временем в Москве

Памятнику Петру I в Москве 25 лет. Что это было и какой должна быть его судьба?

6 сентября 2022 в 17:00
Фото: REDA&CO/Getty Images
В начале сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы на Крымской набережной торжественно открылся памятник Петру I авторства Зураба Церетели. Несмотря на возмущение горожан, монумент стоит на своем месте уже 25 лет. «Афиша Daily» рассказывает, как с Петром боролись в 1990-е и как к нему относятся сейчас.

Что это за памятник?

Памятник с официальным названием «В ознаменование 300-летия российского флота» — один из самых больших в России, его высота составляет 98 метров. СМИ сообщали, что изначально Петр был Колумбом, но США от работы Церетели отказались, и скульптор ее немного изменил. Впрочем, сам Церетели эту версию не подтверждал. Установка монумента, по официальным данным, обошлась городу в 16,5 миллиона долларов.

За эти 25 лет разговоры о переносе памятника возникали многократно — 11 городов страны (Петербурга среди них нет) даже высказали свое желание поставить царя у себя. Однако никаких действий для этого предпринято не было. Нынешний главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов высказывался о памятнике так: «Мы следим, чтобы в столице была качественная архитектура. Чтобы она не вызывала всеобщее раздражение или отторжение, как некогда было с памятником Петру I. Его лет десять поливали грязью. А сейчас без Петра трудно представить Болотный остров».

Как в 1997 году москвичи боролись против установки памятника? И что с ним стоит сделать сейчас?

Сергей Мостовщиков

Журналист, бывший главный редактор журнала «Столица», который вел активную борьбу с памятником в год его установки

Про установку памятника мы узнали, когда его стали возводить. Не заметить это было невозможно — он огромный. У всех это вызвало беспокойство. Мы тогда делали журнал «Столица» и стали узнавать подробности. Я даже встретился с Зурабом Константиновичем — он был роскошный мужчина, в перстнях. Потрепал меня по щеке и сказал: «Так надо».

Памятник нелепый и соткан из противоречий: с разных сторон торчат носы кораблей, царь, бедолага, стоит в каком‑то тазу, в руках кусок трубы, которой он грозит городу. Это просто ужасная, безвкусная, очень дорогая дрянь. К тому же Петр I не любил этот город, а город не любил его — непонятно, почему его решили тут поставить.

Мы решили, что надо не просто возмущаться, а попытаться Петра из Москвы убрать. Довольно большим тиражом напечатали наклейки с надписью «Долой царя», собирали подписи против его установки под лозунгом «Вас здесь не стояло». Горожане написали нам несколько тысяч писем, мы их публиковали. Сделали в журнале форму несогласия с установкой памятника, которую можно было вырезать, заполнить и отправить в мэрию. С другой стороны были аргументы в духе «стерпится — слюбится».

На возмущение обратили внимание: Лужков собрал общественную комиссию. В нее вошли архитекторы, хорошие люди, даже меня пригласили. Заседания прошли несколько раз, на них всерьез обсуждали роль Петра I в Москве, художественные достоинства памятника. Тогда все игрались в порядочность, Москва была совсем другим городом, в нем можно было жить и радоваться. Да, сделали по-своему, но хотя бы обсудили. По поводу установки ужасного памятника Калашникову никто никаких комиссий не собирал. У журнала «Столица» был слоган: «Это наш город». И тогда это действительно было так. А сейчас это не наш город — и это очень обидно.

До сих пор есть люди, которые думают о том, как убрать памятник. Один из них несколько месяцев назад рассказал мне прекрасную идею, которая меня захватила. Он предложил погрузить памятник на корабль и по воде перевезти в Кронштадт, где Петр смотрелся бы гармонично. Причем из этого перемещения надо сделать мегашоу на год-два: чтобы Петр останавливался в каждом городе, люди бы с ним фотографировались, водили хороводы и покупали сувениры. Состоялся бы праздник на века. Мы даже договорились собраться и нарисовать карту путешествия императора из Москвы в Петербург. Он когда‑то поехал этим маршрутом туда, где ему было хорошо, — а теперь всем бы от этого было хорошо. Там куча дивных мест по дороге: Углич, Мышкин. Все будут счастливы. Думаю, эту идею оставлять нельзя — нужно творчески за нее бороться.

Чтобы император повторил то, что успешно сделал 300 лет назад, — к чертовой матери убрался из этого города.

Убежден, что это было бы душеспасительным мероприятием. И Сергей Семенович будет счастлив — надо будет распилить мосты, углубить каналы. Это отличный многомиллиардный проект — на несколько лет всем будет дело.

Как относятся к памятнику Петру I сейчас?

Ольга Рокаль

Архитектор, соосновательница бюро Utro

Когда памятник устанавливали, я была подростком. Все вокруг ужасались и восклицали: «Какая это безвкусица и китч!» Горожан тогда никто не спросил: вроде у нас была демократия, но никакого плебисцита по этому поводу не было.

Церетели был любимчиком Лужкова, и Петр I стал символом его вседозволенности.

Никакой другой памятник не повлиял так серьезно на силуэт города, он виден отовсюду. В этом случае размер имеет значение.

Мое персональное примирение с Петром произошло, когда я приехала из Голландии рано утром в марте, вышла на «Кропоткинской», и мне на секунду показалось, что я в Амстердаме — будто это не памятник, а верфь. Случилась органика, и я подумала: «А может, Петр и ничего».

Сейчас люди к памятнику привыкли, время лечит. Такую махину никуда не уберешь: на это нужен огромный бюджет. Теперь это одна из визуальных доминант — и я не могу сказать, что это очень плохо. Это некрасивый, но большой ориентир — его видно издалека, и можно понять, в ту вы сторону идете или нет. Для моего ребенка это очень удобно.

Александр Семенов

Преподаватель, исследователь архитектуры, автор канала о капиталистическом романтизме «Клизма романтизма»

Надо начать с того, что мне нравится памятник Петру I и в целом творчество Зураба Церетели. Многие за это плюнут мне в лицо, но я нахожу его очень интересным скульптором. У него явно происходило стилевое развитие, которое определялось временем. После развала СССР он встал на рельсы отвязного постмодернизма — капиталистического романтизма, как мы его называем. Тогда можно было экспериментировать, делать вещи, которые многим кажутся вопиющими. В этом плане Церетели добился больших успехов.

Памятник Петру I — это апогей его творчества, в котором видно стремление к гигантизму, не только материальному, но и философскому. Для него было важно сделать что‑то сомасштабное духу столицы, приблизить Москву к Нью-Йорку с его статуей Свободы с поправкой на наш империализм.

Многие считают этот памятник неуместным — Петр не любил Москву, он перенес столицу в Петербург. Но парадокс и заигрывание со смыслами характерно для постмодернизма, так что никакого противоречия тут нет. Я живу в Петербурге и увидел Крымскую набережную уже с этим памятником — мне он не показался неуместным, в эклектизм Москвы он прекрасно вписывается. Он ажурный, черный, контрастирует с окружающей обстановкой — городу, на мой взгляд, часто не хватает темных пятен. Многие скажут, что он безвкусный, но для меня такого критерия не существует. Мне важно, вписывается объект в парадигму времени или нет.

Тогда можно было захерачить в центре столицы огромное металлическое нечто — и это прекрасно. Сейчас такое невозможно.

При этом я понимаю, что Церетели вряд ли хороший человек, он слишком много под себя подмял. Но это тоже дух времени — и скульптура его иллюстрирует. На мой взгляд, Петр уже стал частью городской ткани и убирать его не нужно.

Никита Шилов

Основатель архитектурного бюро Sheloves

Москвичи были недовольны, когда элитная недвижимость 90-х преобразила старые кварталы Остоженки, когда Москва в 30-х потеряла «узкую» Тверскую и «зеленое» Садовое кольцо, а до этого жители столицы были недовольны «высокими доходными домами, среди которых теряется старая усадебная Москва». Перемен без сожаления и недовольства не бывает, это естественно — сопротивляться огромному медно-бронзовому болванчику, изменившему панораму Москвы навсегда.

В свое время жителей Москвы ужасали доходные дома, а сейчас это и есть та самая «старая Москва», которую мы потеряли. Сегодня трудно представить стрелку без статуи Петра, она стала родной, как и здания расположенные вокруг: ЖК «Имперский дом», БЦ «Негоциант», ЖК «Коперник». Все они — представители одной эпохи и создают единую среду «сытых нулевых», этим и ценны. Через несколько десятков лет снос всех этих объектов вызовет общественный резонанс, как и установка памятника Петру в свое время. Все циклично.

реклама

Самый схожий случай — это, конечно, Эйфелева башня, но в целом, независимо от страны, любой новый монструозный объем воспринимается негативно, и, если проект все же удается реализовать, только время может помочь принять и полюбить новую панораму знакомых мест. Но, кроме места, очень важно и время. Так в 90-е Петр смог обрести материальность, пусть и через народное негодование, а вот сквер в Екатеринбурге так и останется без храма, потому что на рубеже десятилетий это оказалось невозможно по совокупности причин.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия