Две столицы всегда связывало много дорог, причем от них зависела судьба городов: у Петербургского тракта они процветали, а с появлением Николаевской железной дороги те из них, что не имели станций, пришли в упадок. В наше время активно развивается скоростной транспорт: города связала платная трасса М1, «Сапсан», планируется запуск Высокоскоростной железнодорожной магистрали (дорога займет всего 2,5 часа).
Но наряду со скоростными появляются и совсем другие маршруты — для тех, кому интересен не только результат поездки, но и процесс. Через несколько лет между Москвой и Петербургом можно будет прокатиться по велодорожке! Пилотный участок от Дмитрова до Дубны длиной более 50 км уже открыт. А если к такому большому путешествию вы пока не готовы, можно начать с велопрогулки между двумя старинными городами — Дмитровом и Яхромой.
Это отличный способ посмотреть неочевидные достопримечательности и объехать древние храмы и купеческие особнячки со скоростью конного всадника. А еще другими глазами увидеть Яхрому (многие знают ее как горнолыжную Мекку), полюбоваться подмосковными реками и рассмотреть интересные гидротехнические сооружения канала имени Москвы. А если отправиться в путешествие на электричке, то можно заодно познакомиться с историей Савеловской железной дороги и с архитектурой вокзалов Москвы и Дмитрова.
Электричкой из Москвы с Савеловского вокзала до станции Дмитров, обратно от станции Яхрома до Москвы. Можно и на машине, но тогда нужно будет вернуться в исходную точку велопрогулки на той же электричке или на велосипеде.
Если вы едете со своим велосипедом, его можно бесплатно провезти в тамбуре электрички. Второй вариант — в вагоне в качестве ручной клади, в разобранном виде. Перед поездкой в поезде ЦППК нужно оформить билет на провоз велосипеда в кассе или автомате. Ежедневно с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 часов он будет бесплатным, в другое время его стоимость составит 60 рублей при дальности пути до 100 км и 120 рублей — при дальности пути более 100 км. Провоз в границах МЦД бесплатный в любое время. Если вы путешествуете часто, можно оформить услугу «Велоопция» на безлимитный провоз велосипеда в период действия проездного.
У Рогачевского моста в Дмитрове и у муниципального стадиона в Яхроме работают комфорт-станции «Вело1» с пунктами проката велосипедов Devi. Арендовать можно не только взрослый велосипед, но и детский, а еще фэтбайк, беговел, самокат и даже коляску. Здесь же можно подкачать колеса, набрать воды и перекусить в кафе «Груша». Забронировать велосипед можно по телефонам +7 901 719 24 58 (Дмитров) и +7 901 795 96 90 (Яхрома). Комфорт-станции открыты ежедневно, с 10.00 до 20.00.
Вам пригодится налобный фонарик, вода, термос с чаем и что‑нибудь для пикника. У канала может быть прохладно — для осенних прогулок захватите ветровку. Не забывайте о безопасности: шлем и аптечка тоже должны быть при себе. Сама велодорожка с отличным покрытием, но если собираетесь сворачивать с маршрута и исследовать окрестности, вам пригодятся велоперчатки, чтобы гасить вибрации на бездорожье.
Электричка Москва–Дмитров
Савеловская железная дорога начала строиться по инициативе промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Как и Московско-Ярославская дорога, она должна была связать Москву с Волгой и дойти до Рыбинска, но в итоге остановилась в Савелово. Савеловский вокзал построили позже, чем дорогу, — сначала поезда отправлялись с Ярославского вокзала, а потом шли по Бескудниковской соединительной линии.
Путешествие на электричке займет чуть меньше полутора часов. По пути интересно прислушиваться к названиям станций: за ними стоят истории этих мест. Например, в Лианозово был центр неофициального советского искусства. А рядом с платформой Марк, на месте ТЦ «Рио», в девяностые располагался вещевой рынок, а у самой платформы — блошиный (потом он переехал к платформе Лианозово, а затем — к Новоподрезково).
Между Новодачной и Долгопрудной находится МФТИ. Раньше электрички ходили медленно, студенты стремились сэкономить время и прямо на ходу выпрыгивали из вагона между станциями, приговаривая: «Хорошо, что пополам», — имея в виду формулу кинетической энергииEk = ½ mv2. движущегося тела. Станция Водники на канале имени Москвы — центр водного спорта: тут несколько яхт-клубов и вейк-парк. А рядом со станцией Депо проходят техобслуживание поезда Савеловского и Белорусского направлений.
Если площадь перед Савеловским вокзалом в Москве — шумное место, перерезанное транспортными развязками, то площадь перед вокзалом в Дмитрове сохранила атмосферу начала XX века. Посреди нее — водонапорная башня для заправки паровозов; такие же были на станциях Бескудниково, Хлебниково, Икша и Савелово, но сохранилась только эта. Как и соседний жилой дом, она построена по типовому проекту: похожие можно встретить на Московско-Ярославском направлении, которое тоже основал Савва Мамонтов.
Дмитров
Достопримечательности Дмитрова расположены по двум берегам канала, пешком передвигаться между ними далековато, а на велосипеде — в самый раз. Можно доехать от вокзала до Кремля, запарковаться и погулять пешком по валам, а потом на велосипеде продолжить прогулку по центру.
В кафе «Вишневый сад» на пешеходной туристической улице рядом с кремлем можно пообедать в зале с цитатами из Чехова на стенах, в мансарде с фотографиями старого Дмитрова или на открытом балконе с видом на крепостные валы и Успенский собор. Неподалеку неплохая кофейня «Кофе-тайм». Приятное место для ужина — Lounge Cafe FoRRest при гостинице Princess Frogg.
Древности
Дмитров — младший брат Москвы. Его основал Юрий Долгорукий и назвал в честь сына, родившегося в тот же год: его звали Всеволод, но в крещении Дмитрий. Город был центром торговых путей: сначала связывал с Волгой город Владимир, а потом и Москву. Когда Дмитров вошел в состав Московского княжества, тут стали править сыновья Великого князя московского. Так, после смерти Ивана Третьего в Москве воцарился его старший сын Василий, а в Дмитрове — Юрий. Именно при нем город достиг наибольшего расцвета.
Крепостных стен в городе не сохранилось. Деревянный кремль несколько раз перестраивался, последние укрепления были уничтожены пожаром в Смутное время. Зато сохранились земляные валы, с которых открывается вид на город и уцелевшие древние постройки кремля. Успенский собор был возведен Алевизом Новым — автором Архангельского собора в Московском Кремле. Композиции из круглых окон напоминают памятники ренессансной Италии рубежа XV–XVI веков. Фасады украшают две иконы: «Распятие» и «Чудо Георгия о змие». Одна икона заметна с улицы, а чтобы увидеть другую, нужно зайти в галерею: внешняя стена собора стала частью интерьера.
Загорская, 17
Если хочется больше старины, можно посетить Борисоглебский монастырь: здесь сохранился собор середины XVI века, братские кельи и стены с надвратной церковью XVII века. На территории цветут райские сады, а в птичнике живут павлины.
Минина, влад. 4
Деревянный ампир и модерн
Как и Москва, Дмитров сильно пострадал во время войны 1812 года, а после нее стал отстраиваться деревянными особняками в стиле ампир — правда, не дворянскими, как в Москве, а купеческими. Самые интересные расположены неподалеку от кремля — между ними удобно прокатиться на велосипеде.
Самый ранний из сохранившихся домов построен в 1822 году. Здесь в дереве воспроизведены формы древнеримской архитектуры: руст (имитация грубой каменной кладки), замковые камни в арках, сандрики (козырьки над окнами), полукруглые окна, как в римских термах.
Кропоткина, 85
Соседний дом построен в 1842 году и вдохновлен архитектурой Древней Греции: он напоминает храм с торжественным портиком, треугольным фронтоном, пилястрами и триглифно-метопным фризом (из вертикальных полосок-триглифов и разделяющих их промежутков-метоп). Интересно наблюдать, как архитектура древнегреческого храма, восходящая к деревянным конструкциям, была переведена в камень, а потом снова в дерево.
Кропоткина, 83
В старину Дмитров славился баранками и пряниками. Пряники бывают печатными, вырезными и лепными, в Дмитрове был распространен первый тип. На пряничную доску накладывали слой теста с начинкой, рисунок мог быть разным: от растительных орнаментов и изображений животных до двуглавого орла. В 1858 году ампирный дом прянично-бараночного магната посетил сам император Александр II, чтобы отведать фирменные угощения. Доска в память об этом выставлена в Дмитровском музее, там же можно ознакомиться с традиционными дмитровскими промыслами.
Рогачевская, 16
В соседнем доме сочетается подражание каменной архитектуре и традиции деревянного зодчества. Трехчастная структура — отсылка к классике: в доме есть цоколь, основной этаж, антаблемент, деревянные дощечки изображают руст. А нарядные наличники вписывают дом в деревянный контекст.
Рогачевская, 24
Деревянная усадьба построена в самом конце XIX века, а в 1918 году в ней поселился революционер Петр Кропоткин. Теперь тут единственный дом-музей, посвященный Кропоткину: можно увидеть, в какой обстановке идеолог анархизма провел последние годы жизни. В Москве Кропоткин жил в усадьбе, давшей имя Кропоткинскому переулку, советскому названию Пречистенки и станции метро. Как и на московском доме, в Дмитрове установлена мемориальная табличка, выполненная скульптором Сергеем Меркуровым.
Кропоткинская, 95
Сказочный микрорайон
Изучив деревянное зодчество, отправляйтесь за модернизмом в район типовых многоэтажек. Официально это микрорайон Маркова, но больше прижилось народное название — «Дмитровская сказка»: на торцах панелек — мозаики на тему сказок и былин. «Колобок», «Конек-горбунок», «Красная Шапочка» — велосипед пригодится для сказочного сафари.
Например, на доме 41 изображены три богатыря, как будто сошедшие с картины Виктора Васнецова, но выстроившиеся друг над другом, согласно композиционной логике панельной многоэтажки. Дом 22 украшают герои уральских сказов Павла Бажова, а дом 35 — сценка из «Айболита».
Купеческое Заречье
Подобно Замоскворечью, дмитровское Заречье — место обитания купцов. Со временем Дмитров перестал быть пересечением торговых путей, но купцы продолжили играть в его жизни большую роль.
Особую роль в жизни Дмитрова сыграли купцы Толченовы. Самый известный представитель династии — купец первой гильдии Иван Толченов, городской голова и меценат. О его жизни мы знаем благодаря «Журналу или записке жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова» — дневнику, который он вел на протяжении сорока лет. Жанр дневника не был распространен в этом сословии, но Толченов владел грамотой с четырех лет. Судя по дневнику, он был очень деятельным человеком: скупал зерно в Дмитровском уезде, молол его и продавал на рынках в крупных городах. Он был вхож в аристократические дома, участвовал в празднествах и застольях, ходил в оперу и на балет.
Сейчас Заречье отделено от центра каналом имени Москвы, его главная улица, Ново-Рогачевская, продолжает мост через канал, по которому мы въезжаем в эту часть города. Раньше Заречье отделялось рекой Яхромой — сюда попадали по мостику, который продолжался Старо-Рогачевской улицей. Как и Замоскворечье, дмитровское Заречье сохранило застройку до 1812 года. Прокатившись по этой части города, можно увидеть усадьбы тех, кто определял жизнь города больше двухсот лет назад.
Усадьба купцов Толченовых, выстроенная по образу и подобию классических дворянских, стала одним из первых каменных жилых строений в городе. При Иване Алексеевиче в усадебном парке была устроена оранжерея: купец выращивал мандарины, лимоны, персики и лавр. До наших дней сохранились главный дом с флигелями, прудом и остатками сада.
Старо-Рогачевская, 28
Другому представителю рода — Ивану Семеновичу Толченову — принадлежал круглый дом с комнатами-ротондами и куполами. Его скругленный угол оформляет пересечение Старо-Рогачевской улицы и набережной реки Яхромы. На фасаде тоже красовались классические пилястры ионического ордера.
Школьный пер., 3
Толченовы занимались благотворительностью: они давали деньги на строительство храмов в Москве и Дмитрове, в том числе — церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Заречье. Обязательно зайдите внутрь, чтобы полюбоваться позолоченным деревянным иконостасом XVIII века в стиле барокко и росписями, которые выполнил художник Петр Кузяев в 1870-е годы, а также кафельной плиткой фирмы Kos & Dürr, которую в Москве начала XX века можно было приобрести по адресу: Мясницкая, 16.
Старо-Рогачевская, 47
В конце XVIII века Толченов разорился и был вынужден продать Дмитровское имение: он «из прекрасного дому переселился жить в темные и беспокойные покои, в московскую квартиру». В Москве он стал членом Английского клуба и демонстрировал, что все у него в порядке. На посту городского головы Ивана Толченова сменил другой купец — Иван Тугаринов. Он выкупил толченовские владения в Заречье, владел суконной фабрикой и покровительствовал богадельне. Велодорожка проходит совсем близко от последней — прокатимся по ней на прощание с Дмитровом и отправимся в сторону Яхромы, где нам предстоит познакомиться с другими текстильными магнатами.
Старо-Рогачевская, 26
Велодорожка Дмитров — Яхрома
Весь путь от Дмитрова до Яхромы велодорожка проходит между каналом имени Москвы и рекой Яхромой — интересен контраст между естественной природой вдоль русла реки и рукотворными берегами канала. Не торопитесь проехать этот участок быстро: полюбуйтесь разнотравьем по правую руку, понаблюдайте за водной гладью по левую, устройте пикник на лужайке.
По однопролетному автомобильному мосту, построенному в 1930-е годы при строительстве канала, мы выезжаем на велодорожку «Вело1». Во время войны мост был взорван, но быстро восстановлен уже в 1942-м. Сейчас мост ждет реконструкции, а пока его опоры украсил граффити художник Андрей Бергер.
Когда‑то земли у будущей реки Яхромы населяло финно-угорское племя меря. Название реки переводится с мерянского как «озерная земля»: järvi — «озеро» и maa — «земля». Река дала название и городу — хотя больше известна курьезная топонимическая легенда о великой княгине, которая подвернула у речки ногу и воскликнула: «Я хрома!»
Канал между Москвой-рекой и Волгой сравнивают с Суэцким и Панамским. Впрочем, в Суэцком вообще нет шлюзов, в Панамском 6 шлюзов и 1 плотина, а вот в канале имени Москвы — целых 11 шлюзов и 11 плотин, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 5 насосных станций и Речной вокзал. Канал строился с 1932 по 1937 год, чтобы обеспечить столицу питьевой водой и превратить ее в «порт пяти морей», проложив судоходный путь. Параллельно со строительством канала в окрестных поселениях развивалась инфраструктура: электростанции вдоль канала питали окрестные поселения, строились тоннели, дороги и мосты.
На нашем маршруте попадется только один шлюз, № 3 в Яхроме, зато он самый необычный на всем канале. Архитектура шлюзов рассчитана на обзор с воды: если вы на велосипеде, то издалека можно увидеть их с велодорожки или автомобильного моста через канал, а разглядеть вблизи с пешеходного мостика над железнодорожным путями станции Яхрома.
Ворота шлюза увенчаны фигурами парусных кораблей — каравелл. На первый взгляд кажется, что они отлиты в металле, на самом деле скульптуры деревянные, но окрашены под бронзу. А еще кажется, что корабли абсолютно одинаковые, но нет: на носу одного красуется фигура грифона, а другого — льва.
Яхрома
Яхрома тоже расположена по обе стороны канала: с одной стороны — бывший фабричный поселок, с другой — станционный. Кроме того, интересны усадьбы, со временем вошедшие в состав города. Пешком все это охватить трудно, а на велосипеде не составит труда.
Центр текстильной промышленности
Текстильное производство в Яхроме было основано в 1841 году, сменило несколько владельцев. В 1858 году его приобрел Иван Лямин, при нем фабрика достигла своего расцвета. Предприниматель закупил новое оборудование, на котором производились разные типы тканей: бязь, миткаль и молескин — тот самый, который дал название знаменитым блокнотам.
С 1871 по 1873 год Иван Лямин был деятельным московским градоначальником. При нем в городе прошла Политехническая выставка к юбилею Петра Первого. Чтобы соединить выставочные площадки между собой, Лямин запустил первую линию конки, а экспонаты выставки легли в основу коллекции Политехнического музея. Электрические фонари на улицах Москвы — тоже его заслуга.
При Лямине вокруг фабрики сформировался настоящий фабричный городок с домами для рабочих, детским садом, школой, ремесленным училищем, городским парком, который и сегодня носит имя владельца фабрики.
На территории городка был Народный дом с бильярдной, залами для игры в карты и лото и читальным залом со множеством периодических изданий. С 1905 года здание переоборудовали под клуб-театр, а читальный зал превратили в публичную библиотеку. Во время войны здание было разрушено, а на его месте в 1957 году построили Дом культуры, который работает и сейчас. Кроме кружков, в нем базируется спортклуб «Яхрома» и народный фабричный музей.
Лямин был человеком религиозным и покровительствовал нескольким московским храмам. А вот среди рабочих воскресные службы не пользовались популярностью: по воскресеньям они предпочитали отоспаться. Чтобы привлечь их внимание к открытию храма, Лямины устроили большой городской праздник: накрыли фуршет на 100 столов и 10 000 персон, а обслуживали гостей официанты из московской гостиницы «Метрополь».
Усадебные храмы
Если останется время до электрички, можно доехать до усадебных церквей в Андреевском или Перемилово — селах, которые теперь входят в состав Яхромы.
На севере Яхромы сохранилась церковь, которая находилась в усадьбе Алексея Орлова-Чесменского — брата Георгия, знаменитого екатерининского фаворита. Графский титул Алексей получил за участие в дворцовом перевороте, в ходе которого Екатерина II пришла к власти. Алексей командовал эскадрой русского флота в Чесменском бою — решающем сражении Русско-Турецкой войны 1768–1774 годов, за что получил приставку к фамилии. Во время военных походов в Турции он увлекся цыганским пением и привез в Российскую империю цыганскую капеллу. Не получив хорошего образования, он интересовался наукой, покровительствовал Михаилу Ломоносову и Денису Фонвизину, состоял в переписке с Жан-Жаком Руссо, а в своей московской усадьбе устраивал званые обеды, скачки и кулачные бои, которые посещали не только аристократы, но и простые горожане.
Поселковая, 5а
На рубеже XVIII–XIX веков усадьба принадлежала графу Степану Апраксину. Большую часть времени он проводил в усадьбе Ольгово работы архитектора Франческо Кампорези, поэтому Вознесенскую церковь в Перемилово тоже приписывают итальянскому зодчему.
Архитектура у церкви очень выразительная: на рубеже веков было принято обращаться не только к античным формам, но и к готическим, предвосхищающим романтизм. Сочетание противоположностей заметно в каждой части здания: классические портики завершаются пламенеющими килевидными фронтонами, полуциркульные окна с замковыми камнями родом из Древнего Рима, но их как будто вытянули и придали готическую устремленность ввысь, а в барабане купола соседствуют вполне классические полуколонны и готические вимперги — архитектурные элементы, напоминающие щипцы.
Интересны и завершения купола: они перекликаются с характерной для этих мест формой мезонинов деревянных домов. Деревянная архитектура вторит элементам каменных зданий: похожие примеры можно наблюдать в Кимрах. Мозаики на фасаде и ограде отсылают к посвящению храма и его приделов: Вознесения, Святой Екатерины и Архангела Михаила.
Перемиловская, 93