Города России

«Вело1»: архитектурное путешествие по велодорожке от Дмитрова до Яхромы

30 августа 2022 в 22:45
Фото: Christian Mugabo/Getty Images
Между Москвой и Петербургом планируют проложить велодорожку длиной более 1000 км — первые 56 от Яхромы до Дубны запущены этим летом. Протестировали участок маршрута вместе с историком архитектуры и гидом Марией Никитиной.

Две столицы всегда связывало много дорог, причем от них зависела судьба городов: у Петербургского тракта они процветали, а с появлением Николаевской железной дороги те из них, что не имели станций, пришли в упадок. В наше время активно развивается скоростной транспорт: города связала платная трасса М1, «Сапсан», планируется запуск Высокоскоростной железнодорожной магистрали (дорога займет всего 2,5 часа).

Но наряду со скоростными появляются и совсем другие маршруты — для тех, кому интересен не только результат поездки, но и процесс. Через несколько лет между Москвой и Петербургом можно будет прокатиться по велодорожке! Пилотный участок от Дмитрова до Дубны длиной более 50 км уже открыт. А если к такому большому путешествию вы пока не готовы, можно начать с велопрогулки между двумя старинными городами — Дмитровом и Яхромой.

Это отличный способ посмотреть неочевидные достопримечательности и объехать древние храмы и купеческие особнячки со скоростью конного всадника. А еще другими глазами увидеть Яхрому (многие знают ее как горнолыжную Мекку), полюбоваться подмосковными реками и рассмотреть интересные гидротехнические сооружения канала имени Москвы. А если отправиться в путешествие на электричке, то можно заодно познакомиться с историей Савеловской железной дороги и с архитектурой вокзалов Москвы и Дмитрова.

Полезная информация
Как добраться

Электричкой из Москвы с Савеловского вокзала до станции Дмитров, обратно от станции Яхрома до Москвы. Можно и на машине, но тогда нужно будет вернуться в исходную точку велопрогулки на той же электричке или на велосипеде.

Если вы едете со своим велосипедом, его можно бесплатно провезти в тамбуре электрички. Второй вариант — в вагоне в качестве ручной клади, в разобранном виде. Перед поездкой в поезде ЦППК нужно оформить билет на провоз велосипеда в кассе или автомате. Ежедневно с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 часов он будет бесплатным, в другое время его стоимость составит 60 рублей при дальности пути до 100 км и 120 рублей — при дальности пути более 100 км. Провоз в границах МЦД бесплатный в любое время. Если вы путешествуете часто, можно оформить услугу «Велоопция» на безлимитный провоз велосипеда в период действия проездного.

Инфраструктура

У Рогачевского моста в Дмитрове и у муниципального стадиона в Яхроме работают комфорт-станции «Вело1» с пунктами проката велосипедов Devi. Арендовать можно не только взрослый велосипед, но и детский, а еще фэтбайк, беговел, самокат и даже коляску. Здесь же можно подкачать колеса, набрать воды и перекусить в кафе «Груша». Забронировать велосипед можно по телефонам +7 901 719 24 58 (Дмитров) и +7 901 795 96 90 (Яхрома). Комфорт-станции открыты ежедневно, с 10.00 до 20.00.

Что взять с собой

Вам пригодится налобный фонарик, вода, термос с чаем и что‑нибудь для пикника. У канала может быть прохладно — для осенних прогулок захватите ветровку. Не забывайте о безопасности: шлем и аптечка тоже должны быть при себе. Сама велодорожка с отличным покрытием, но если собираетесь сворачивать с маршрута и исследовать окрестности, вам пригодятся велоперчатки, чтобы гасить вибрации на бездорожье.

Электричка Москва–Дмитров

Здание Савеловского вокзала

Савеловская железная дорога начала строиться по инициативе промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Как и Московско-Ярославская дорога, она должна была связать Москву с Волгой и дойти до Рыбинска, но в итоге остановилась в Савелово. Савеловский вокзал построили позже, чем дорогу, — сначала поезда отправлялись с Ярославского вокзала, а потом шли по Бескудниковской соединительной линии.

Путешествие на электричке займет чуть меньше полутора часов. По пути интересно прислушиваться к названиям станций: за ними стоят истории этих мест. Например, в Лианозово был центр неофициального советского искусства. А рядом с платформой Марк, на месте ТЦ «Рио», в девяностые располагался вещевой рынок, а у самой платформы — блошиный (потом он переехал к платформе Лианозово, а затем — к Новоподрезково).

Между Новодачной и Долгопрудной находится МФТИ. Раньше электрички ходили медленно, студенты стремились сэкономить время и прямо на ходу выпрыгивали из вагона между станциями, приговаривая: «Хорошо, что пополам», — имея в виду формулу кинетической энергииEk = ½ mv2. движущегося тела. Станция Водники на канале имени Москвы — центр водного спорта: тут несколько яхт-клубов и вейк-парк. А рядом со станцией Депо проходят техобслуживание поезда Савеловского и Белорусского направлений.

Если площадь перед Савеловским вокзалом в Москве — шумное место, перерезанное транспортными развязками, то площадь перед вокзалом в Дмитрове сохранила атмосферу начала XX века. Посреди нее — водонапорная башня для заправки паровозов; такие же были на станциях Бескудниково, Хлебниково, Икша и Савелово, но сохранилась только эта. Как и соседний жилой дом, она построена по типовому проекту: похожие можно встретить на Московско-Ярославском направлении, которое тоже основал Савва Мамонтов.

Дмитров

Достопримечательности Дмитрова расположены по двум берегам канала, пешком передвигаться между ними далековато, а на велосипеде — в самый раз. Можно доехать от вокзала до Кремля, запарковаться и погулять пешком по валам, а потом на велосипеде продолжить прогулку по центру.

Где поесть

В кафе «Вишневый сад» на пешеходной туристической улице рядом с кремлем можно пообедать в зале с цитатами из Чехова на стенах, в мансарде с фотографиями старого Дмитрова или на открытом балконе с видом на крепостные валы и Успенский собор. Неподалеку неплохая кофейня «Кофе-тайм». Приятное место для ужина — Lounge Cafe FoRRest при гостинице Princess Frogg.

Древности

Дмитров — младший брат Москвы. Его основал Юрий Долгорукий и назвал в честь сына, родившегося в тот же год: его звали Всеволод, но в крещении Дмитрий. Город был центром торговых путей: сначала связывал с Волгой город Владимир, а потом и Москву. Когда Дмитров вошел в состав Московского княжества, тут стали править сыновья Великого князя московского. Так, после смерти Ивана Третьего в Москве воцарился его старший сын Василий, а в Дмитрове — Юрий. Именно при нем город достиг наибольшего расцвета.

Дмитровский кремль

Крепостных стен в городе не сохранилось. Деревянный кремль несколько раз перестраивался, последние укрепления были уничтожены пожаром в Смутное время. Зато сохранились земляные валы, с которых открывается вид на город и уцелевшие древние постройки кремля. Успенский собор был возведен Алевизом Новым — автором Архангельского собора в Московском Кремле. Композиции из круглых окон напоминают памятники ренессансной Италии рубежа XV–XVI веков. Фасады украшают две иконы: «Распятие» и «Чудо Георгия о змие». Одна икона заметна с улицы, а чтобы увидеть другую, нужно зайти в галерею: внешняя стена собора стала частью интерьера.

Загорская, 17

Борисоглебский монастырь

Если хочется больше старины, можно посетить Борисоглебский монастырь: здесь сохранился собор середины XVI века, братские кельи и стены с надвратной церковью XVII века. На территории цветут райские сады, а в птичнике живут павлины.

Минина, влад. 4

Успенский собор XVI века на территории кремля в Дмитрове

Деревянный ампир и модерн

Как и Москва, Дмитров сильно пострадал во время войны 1812 года, а после нее стал отстраиваться деревянными особняками в стиле ампир — правда, не дворянскими, как в Москве, а купеческими. Самые интересные расположены неподалеку от кремля — между ними удобно прокатиться на велосипеде.

Дом Клятовых

Самый ранний из сохранившихся домов построен в 1822 году. Здесь в дереве воспроизведены формы древнеримской архитектуры: руст (имитация грубой каменной кладки), замковые камни в арках, сандрики (козырьки над окнами), полукруглые окна, как в римских термах.

Кропоткина, 85

Дом Новоселова

Соседний дом построен в 1842 году и вдохновлен архитектурой Древней Греции: он напоминает храм с торжественным портиком, треугольным фронтоном, пилястрами и триглифно-метопным фризом (из вертикальных полосок-триглифов и разделяющих их промежутков-метоп). Интересно наблюдать, как архитектура древнегреческого храма, восходящая к деревянным конструкциям, была переведена в камень, а потом снова в дерево.

Кропоткина, 83

Дом купца Возничихина

В старину Дмитров славился баранками и пряниками. Пряники бывают печатными, вырезными и лепными, в Дмитрове был распространен первый тип. На пряничную доску накладывали слой теста с начинкой, рисунок мог быть разным: от растительных орнаментов и изображений животных до двуглавого орла. В 1858 году ампирный дом прянично-бараночного магната посетил сам император Александр II, чтобы отведать фирменные угощения. Доска в память об этом выставлена в Дмитровском музее, там же можно ознакомиться с традиционными дмитровскими промыслами.

Рогачевская, 16

Дом купца Рыбакова

В соседнем доме сочетается подражание каменной архитектуре и традиции деревянного зодчества. Трехчастная структура — отсылка к классике: в доме есть цоколь, основной этаж, антаблемент, деревянные дощечки изображают руст. А нарядные наличники вписывают дом в деревянный контекст.

Рогачевская, 24

Дом-музей Петра Кропоткина

Деревянная усадьба построена в самом конце XIX века, а в 1918 году в ней поселился революционер Петр Кропоткин. Теперь тут единственный дом-музей, посвященный Кропоткину: можно увидеть, в какой обстановке идеолог анархизма провел последние годы жизни. В Москве Кропоткин жил в усадьбе, давшей имя Кропоткинскому переулку, советскому названию Пречистенки и станции метро. Как и на московском доме, в Дмитрове установлена мемориальная табличка, выполненная скульптором Сергеем Меркуровым.

Кропоткинская, 95

Сказочный микрорайон

Изучив деревянное зодчество, отправляйтесь за модернизмом в район типовых многоэтажек. Официально это микрорайон Маркова, но больше прижилось народное название — «Дмитровская сказка»: на торцах панелек — мозаики на тему сказок и былин. «Колобок», «Конек-горбунок», «Красная Шапочка» — велосипед пригодится для сказочного сафари.

Например, на доме 41 изображены три богатыря, как будто сошедшие с картины Виктора Васнецова, но выстроившиеся друг над другом, согласно композиционной логике панельной многоэтажки. Дом 22 украшают герои уральских сказов Павла Бажова, а дом 35 — сценка из «Айболита».

Купеческое Заречье

Подобно Замоскворечью, дмитровское Заречье — место обитания купцов. Со временем Дмитров перестал быть пересечением торговых путей, но купцы продолжили играть в его жизни большую роль.

Особую роль в жизни Дмитрова сыграли купцы Толченовы. Самый известный представитель династии — купец первой гильдии Иван Толченов, городской голова и меценат. О его жизни мы знаем благодаря «Журналу или записке жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова» — дневнику, который он вел на протяжении сорока лет. Жанр дневника не был распространен в этом сословии, но Толченов владел грамотой с четырех лет. Судя по дневнику, он был очень деятельным человеком: скупал зерно в Дмитровском уезде, молол его и продавал на рынках в крупных городах. Он был вхож в аристократические дома, участвовал в празднествах и застольях, ходил в оперу и на балет.

Сейчас Заречье отделено от центра каналом имени Москвы, его главная улица, Ново-Рогачевская, продолжает мост через канал, по которому мы въезжаем в эту часть города. Раньше Заречье отделялось рекой Яхромой — сюда попадали по мостику, который продолжался Старо-Рогачевской улицей. Как и Замоскворечье, дмитровское Заречье сохранило застройку до 1812 года. Прокатившись по этой части города, можно увидеть усадьбы тех, кто определял жизнь города больше двухсот лет назад.

Фамильная усадьба

Усадьба купцов Толченовых, выстроенная по образу и подобию классических дворянских, стала одним из первых каменных жилых строений в городе. При Иване Алексеевиче в усадебном парке была устроена оранжерея: купец выращивал мандарины, лимоны, персики и лавр. До наших дней сохранились главный дом с флигелями, прудом и остатками сада.

Старо-Рогачевская, 28

Круглый дом Толченовых

Другому представителю рода — Ивану Семеновичу Толченову — принадлежал круглый дом с комнатами-ротондами и куполами. Его скругленный угол оформляет пересечение Старо-Рогачевской улицы и набережной реки Яхромы. На фасаде тоже красовались классические пилястры ионического ордера.

Школьный пер., 3

Введенская церковь

Толченовы занимались благотворительностью: они давали деньги на строительство храмов в Москве и Дмитрове, в том числе — церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Заречье. Обязательно зайдите внутрь, чтобы полюбоваться позолоченным деревянным иконостасом XVIII века в стиле барокко и росписями, которые выполнил художник Петр Кузяев в 1870-е годы, а также кафельной плиткой фирмы Kos & Dürr, которую в Москве начала XX века можно было приобрести по адресу: Мясницкая, 16.

Старо-Рогачевская, 47

Тугаринская богадельня

В конце XVIII века Толченов разорился и был вынужден продать Дмитровское имение: он «из прекрасного дому переселился жить в темные и беспокойные покои, в московскую квартиру». В Москве он стал членом Английского клуба и демонстрировал, что все у него в порядке. На посту городского головы Ивана Толченова сменил другой купец — Иван Тугаринов. Он выкупил толченовские владения в Заречье, владел суконной фабрикой и покровительствовал богадельне. Велодорожка проходит совсем близко от последней — прокатимся по ней на прощание с Дмитровом и отправимся в сторону Яхромы, где нам предстоит познакомиться с другими текстильными магнатами.

Старо-Рогачевская, 26

Велодорожка Дмитров — Яхрома

Весь путь от Дмитрова до Яхромы велодорожка проходит между каналом имени Москвы и рекой Яхромой — интересен контраст между естественной природой вдоль русла реки и рукотворными берегами канала. Не торопитесь проехать этот участок быстро: полюбуйтесь разнотравьем по правую руку, понаблюдайте за водной гладью по левую, устройте пикник на лужайке.

Рогачевский мост

По однопролетному автомобильному мосту, построенному в 1930-е годы при строительстве канала, мы выезжаем на велодорожку «Вело1». Во время войны мост был взорван, но быстро восстановлен уже в 1942-м. Сейчас мост ждет реконструкции, а пока его опоры украсил граффити художник Андрей Бергер.

Река Яхрома

Когда‑то земли у будущей реки Яхромы населяло финно-угорское племя меря. Название реки переводится с мерянского как «озерная земля»: järvi — «озеро» и maa — «земля». Река дала название и городу — хотя больше известна курьезная топонимическая легенда о великой княгине, которая подвернула у речки ногу и воскликнула: «Я хрома!»

Канал имени Москвы

Канал между Москвой-рекой и Волгой сравнивают с Суэцким и Панамским. Впрочем, в Суэцком вообще нет шлюзов, в Панамском 6 шлюзов и 1 плотина, а вот в канале имени Москвы — целых 11 шлюзов и 11 плотин, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 5 насосных станций и Речной вокзал. Канал строился с 1932 по 1937 год, чтобы обеспечить столицу питьевой водой и превратить ее в «порт пяти морей», проложив судоходный путь. Параллельно со строительством канала в окрестных поселениях развивалась инфраструктура: электростанции вдоль канала питали окрестные поселения, строились тоннели, дороги и мосты.

Шлюз № 3 в Яхроме

На нашем маршруте попадется только один шлюз, № 3 в Яхроме, зато он самый необычный на всем канале. Архитектура шлюзов рассчитана на обзор с воды: если вы на велосипеде, то издалека можно увидеть их с велодорожки или автомобильного моста через канал, а разглядеть вблизи с пешеходного мостика над железнодорожным путями станции Яхрома.

Ворота шлюза увенчаны фигурами парусных кораблей — каравелл. На первый взгляд кажется, что они отлиты в металле, на самом деле скульптуры деревянные, но окрашены под бронзу. А еще кажется, что корабли абсолютно одинаковые, но нет: на носу одного красуется фигура грифона, а другого — льва.

Яхрома

Яхрома тоже расположена по обе стороны канала: с одной стороны — бывший фабричный поселок, с другой — станционный. Кроме того, интересны усадьбы, со временем вошедшие в состав города. Пешком все это охватить трудно, а на велосипеде не составит труда.

Центр текстильной промышленности

Текстильное производство в Яхроме было основано в 1841 году, сменило несколько владельцев. В 1858 году его приобрел Иван Лямин, при нем фабрика достигла своего расцвета. Предприниматель закупил новое оборудование, на котором производились разные типы тканей: бязь, миткаль и молескин — тот самый, который дал название знаменитым блокнотам.

С 1871 по 1873 год Иван Лямин был деятельным московским градоначальником. При нем в городе прошла Политехническая выставка к юбилею Петра Первого. Чтобы соединить выставочные площадки между собой, Лямин запустил первую линию конки, а экспонаты выставки легли в основу коллекции Политехнического музея. Электрические фонари на улицах Москвы — тоже его заслуга.

Фабричный городок

При Лямине вокруг фабрики сформировался настоящий фабричный городок с домами для рабочих, детским садом, школой, ремесленным училищем, городским парком, который и сегодня носит имя владельца фабрики.

Народный дом

На территории городка был Народный дом с бильярдной, залами для игры в карты и лото и читальным залом со множеством периодических изданий. С 1905 года здание переоборудовали под клуб-театр, а читальный зал превратили в публичную библиотеку. Во время войны здание было разрушено, а на его месте в 1957 году построили Дом культуры, который работает и сейчас. Кроме кружков, в нем базируется спортклуб «Яхрома» и народный фабричный музей.

Троицкая церковь

Лямин был человеком религиозным и покровительствовал нескольким московским храмам. А вот среди рабочих воскресные службы не пользовались популярностью: по воскресеньям они предпочитали отоспаться. Чтобы привлечь их внимание к открытию храма, Лямины устроили большой городской праздник: накрыли фуршет на 100 столов и 10 000 персон, а обслуживали гостей официанты из московской гостиницы «Метрополь».

Усадебные храмы

Если останется время до электрички, можно доехать до усадебных церквей в Андреевском или Перемилово — селах, которые теперь входят в состав Яхромы.

Андреевское

На севере Яхромы сохранилась церковь, которая находилась в усадьбе Алексея Орлова-Чесменского — брата Георгия, знаменитого екатерининского фаворита. Графский титул Алексей получил за участие в дворцовом перевороте, в ходе которого Екатерина II пришла к власти. Алексей командовал эскадрой русского флота в Чесменском бою — решающем сражении Русско-Турецкой войны 1768–1774 годов, за что получил приставку к фамилии. Во время военных походов в Турции он увлекся цыганским пением и привез в Российскую империю цыганскую капеллу. Не получив хорошего образования, он интересовался наукой, покровительствовал Михаилу Ломоносову и Денису Фонвизину, состоял в переписке с Жан-Жаком Руссо, а в своей московской усадьбе устраивал званые обеды, скачки и кулачные бои, которые посещали не только аристократы, но и простые горожане.

Поселковая, 5а

Перемилово

На рубеже XVIII–XIX веков усадьба принадлежала графу Степану Апраксину. Большую часть времени он проводил в усадьбе Ольгово работы архитектора Франческо Кампорези, поэтому Вознесенскую церковь в Перемилово тоже приписывают итальянскому зодчему.

Архитектура у церкви очень выразительная: на рубеже веков было принято обращаться не только к античным формам, но и к готическим, предвосхищающим романтизм. Сочетание противоположностей заметно в каждой части здания: классические портики завершаются пламенеющими килевидными фронтонами, полуциркульные окна с замковыми камнями родом из Древнего Рима, но их как будто вытянули и придали готическую устремленность ввысь, а в барабане купола соседствуют вполне классические полуколонны и готические вимперги — архитектурные элементы, напоминающие щипцы.

Интересны и завершения купола: они перекликаются с характерной для этих мест формой мезонинов деревянных домов. Деревянная архитектура вторит элементам каменных зданий: похожие примеры можно наблюдать в Кимрах. Мозаики на фасаде и ограде отсылают к посвящению храма и его приделов: Вознесения, Святой Екатерины и Архангела Михаила.

Перемиловская, 93

Расскажите друзьям