Екатерининский дворец у Лефортовского парка
Дворец в Лефортово, или, как его называют экскурсоводы, «Версаль на Яузе», повелела возвести Екатерина II, над ним работали известные зодчие — Антонио Ринальди и Джакомо Кваренги. Строительство длилось долго — с 1773 по 1796 год, — и императрица не дожила до новоселья несколько месяцев. После войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Сейчас это крупнейшая сохранившаяся императорская резиденция в Москве.
Больше двух сотен лет комплекс принадлежал военным, сейчас он находится в бессрочном пользовании управления имуществом специальных проектов Минобороны. В конце июня стало известно, что права на здание получит государственная компания «Дом.рф», которая выставит его на аукцион. После продажи здесь может появиться офис или гостиница.
Дом, построенный Захой Хадид в Барвихе
Единственный в мире жилой частный дом, построенный по проекту суперзвезды архитектуры, первой женщины — лауреата Прицкеровской премии Захи Хадид. Заказчик — сооснователь девелоперской компании Capital Group Владислав Доронин. Он планировал преподнести здание своей невесте Наоми Кэмпбелл, но свадьба так и не случилась: пара рассталась до того, как было закончено строительство.
На территории есть крытый 25-метровый бассейн, спа-центр, тренажерный зал и ночной клуб. Спальня расположена на высоте 35 метров, так как Доронин поставил Захе Хадид задачу: «Я хочу просыпаться утром и сразу видеть голубое небо». С 2016 года предприниматель безуспешно пытается продать дом — сейчас он стоит 5 млрд рублей, хотя на строительство было потрачено 9 млрд.
Дом-яйцо
Олицетворение лужковской архитектуры в Москве — дом архитектора Сергея Ткаченко. Автор запечатлел себя на фасаде его же ЖК «Патриарх» с этим самым яйцом в руках.
История постройки началась, когда Московская патриархия захотела возвести родильный дом в Вифлееме. Ткаченко решил, что лучшая форма для этого — яйцо Фаберже. Заказчик от проекта вскоре отказался, автор же решил возвести уменьшенную версию в центре Москвы на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной. Но здесь проекту тоже оказались не рады. Наконец, еще раз уменьшив его, Ткаченко смог реализовать свой план — в виде небольшой пристройки к восьмиэтажному дому.
Проектировщики решили использовать металлический каркас, который заполнили кирпичом, а сверху облицевали керамикой красного цвета, штукатуркой и медью. В здании четыре комнаты, две кухни, сауна. На верхний этаж можно добраться по винтовой лестнице или на небольшом лифте.
С момента постройки и по сей день дом ищет обладателя — сейчас его можно найти на «Циане» за 400 млн рублей. Там же можно увидеть фотографии интерьеров — кажется, именно для этого стиля придумали название «коррупционное барокко».
Комбинат газеты «Правда»
Восьмиэтажное кирпичное здание в стиле конструктивизма было построено для редакции газеты «Правда» по проекту архитектора Пантелеймона Голосова в середине 1930-х, оно признано объектом культурного наследия. Кроме «Правды», здесь также работали издания «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Советская Россия», а потом и «Москва 24». В 2006 году здесь произошел пожар — выгорели этажи с третьего по восьмой. С тех пор здание пустует. Недавно стало известно, что бывший комбинат продадут на торгах в сентябре. Стартовая цена — 756,6 млн рублей.
Усадьба Успенское на Рублевке
Этим летом также выставили на аукцион архитектурный ансамбль на Рублево-Успенском шоссе в Московской области. В его состав входят три здания, в том числе усадьба Успенское XIX века, построенная в стиле викторианской неоготики. Владельцем здания был крупный промышленник Сергей Морозов. Он помогал людям искусства, в том числе Исааку Левитану. Именно здесь художник написал картины «На Москве-реке» и «Сумерки. Замок». Побывал в имении и Антон Чехов.
После революции здесь размещался детский дом, затем институт коневодства, с 1960-го — психоневрологическое отделение Центральной клинической больницы Академии наук, а до 2014 года — санаторий. Это объект культурного наследия, победитель аукциона будет обязан провести работы по его сохранению. Торги состоятся в августе, начальная цена — 189,23 млн рублей.
Дача Ридингера в Репино
Деревянная дача конца XIX — начала XX века с многогранной башенкой находится на территории санатория «Репино» почти на берегу Финского залива. Она является объектом культурного наследия: здесь сохранились витражи, бетонная чаша фонтана, тумбы, державшие когда‑то перила, и балюстраду. Крыша частично обрушилась, долгое время дом был заброшенным. Этим летом дачу выставили на аукцион, начальная цена почти 8,8 млн рублей.
Усадьба Елисеевых в деревне Белогорка в Ленинградской области
Загородный дом знаменитых купцов Елисеевых в стиле модерн был построен в живописном месте на берегу реки Оредеж в 1912 году. За романтический вид и внушительные размеры местные называют его замком. После революции Елисеевы уехали из страны, а здание национализировали. Здесь располагалась сельхозкоммуна, которую возглавил бывший сторож усадьбы. В начале 2000-х здесь хотели сделать пансионат: расчистили интерьеры, законсервировали кровлю, но вскоре работы остановились. Долгие годы власти Ленинградской области судились с владельцами, пытаясь изъять усадьбу. Все это время она ветшала и сейчас находится в плачевном состоянии.
Сейчас усадьбу продает за долги Промсвязьбанк, который был залоговым кредитором ООО «Дом отдыха „Белогорка“». Стартовая цена — 19,12 млн рублей. Ансамбль является памятником регионального значения, новое строительство здесь запрещено.
Доходный дом Блиновых
Памятник архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода был построен в 1853 году, он служил флигелем комплекса торговых лабазов (помещений для торговли. — Прим. ред.) купцов Блиновых. В доходный дом его перестроили в 1898 году, тогда он приобрел черты стиля поздней эклектики. Долгое время здание сдавалось в аренду: тут размещался караоке-бар и страховая компания. Оно в хорошем состоянии: здесь провели реконструкцию и ремонт. Теперь собственник хочет продать постройку почти за 300 млн рублей.