Древняя Русь развивалась вокруг водных торговых путей. Как переместить судно между реками? В старину корабли перетаскивали по суше — волоки были важными точками транзита. Один из таких был между реками Цна и Тверца, на водоразделе Балтийского и Каспийского морей. Чуть ниже по течению Цны был еще один волок до реки Мсты: его называли нижним, а этот — вышним. Со временем для обслуживания волока здесь вырос одноименный город.
Удобно ли тащить суда по суше, разгружать их и заново загружать? Не очень. Особенно когда они везут всевозможные грузы — от продовольствия до стройматериалов — для новой столицы в устье Невы. Петр Первый нашел решение: он создал Вышневолоцкую водную систему, которая с помощью цепочки каналов, шлюзов и водохранилищ открыла транзитное движение между Цной и Тверцой, а значит, и между Москвой и Санкт-Петербургом.
Долгое время эта система была ключевой транспортной артерией — наряду с Петербургским трактом (нынешняя трасса М-10). А в 1851 году была запущена Николаевская железная дорога, и Вышнему Волочку снова повезло оказаться на пути между столицами. Город веками служил остановкой между столицами — конечно, здесь накопилось много достопримечательностей. Недаром Радищев посвятил Волочку целую главу «Путешествия из Петербурга в Москву».
Некоторые «Сапсаны» останавливаются в Вышнем Волочке (1 час 40 минут от Москвы), но делают это в основном во второй половине дня. «Ласточка» № 724А отправляется с Ленинградского вокзала в 5.35, а прибывает в Вышний Волочек в 7.58. Есть и ночные поезда. А от Твери и Бологого можно добраться на местных электричках.
Транзитное положение города максимально упрощает задачу. Вышний Волочек расположен в 300 км от Москвы: если ехать по платной трассе М-11, дорога займет 3–3,5 часа. Главное — не забудьте перед городом свернуть на М-10, иначе пролетите дальше, в Бологое.
Если вы решите задержаться в Волочке больше чем на день и отдохнуть на природе, провести время у озер и водохранилищ, пройти водным путем фрагмент канала или просто погулять по лесу, то лучше обратить внимание на базы отдыха вокруг города. Гостиница «Березка» понравится ценителям архитектуры раннего модернизма: она из череды прямоугольных отелей, таких как «Юность» в Хамовниках и «Дубна» в Дубне. Здесь сохранились аутентичные номера, но есть и современные.
Гастрономическая революция пока не докатилась до Вышнего Волочка, но есть пара мест, где можно быстро и вкусно перекусить. Если совсем по-простому, загляните в пирожковую «Любимая»: очередь местных жителей подтверждает название. В пекарне «Маковка» разнообразные десерты и кофе. А за горячим обедом идите в ресторан «Подберезовик» (на первом этаже «Березки»). Пусть декоративные решения внутри модернистского здания гостиницы вас не смущают: посетителей днем немного, готовят оперативно и вполне достойно. Меню с до боли знакомым с детства ассортиментом.
Кругом вода
Главная достопримечательность Вышнего Волочка — линейная: это гидротехнические сооружения XVIII–XIX веков, которые тянутся через весь город в разных направлениях. Цнинский канал проходит через самый центр города, Старотверецкий канал — в его восточной части, а бейшлотшлюзовая плотина подпирает Вышневолоцкое водохранилище.
Необязательно погружаться в профессиональную терминологию и определять на глаз верхний бьефчасть водохранилища выше по течению. Можно просто побродить по берегам каналов, найти сохранившуюся каменную кладку XIX века, укрепляющую их берега. Побывать хотя бы на некоторых из 32 мостов, благодаря которым город получил прозвище Русская Венеция. Или отправиться в путешествие по каналам на арендованной байдарке или на моторке с проводником.
Регулярная планировка
При первом же взгляде на карту Вышнего Волочка бросается в глаза правильная прямоугольная сетка улиц. Как и в Твери, Костроме, Туле и десятках других старинных городов, это наследие градостроительной политики Екатерины II, при ней же эти уездные города обзавелись гербами. В 1770 году указом императрицы Волочек обрел статус города, а два года спустя был облагодетельствован и генеральным планом застройки, согласно которому в центре расположились общественные и торговые здания и, конечно, главный собор. Главной артерией до сих пор служит бывший Петербургский тракт: он проходит через улицы Ямскую, Большую Садовую и Парижской Коммуны.
Богоявленский собор
На небольшом острове между каналами расположился главный городской собор. Это классический храм-корабль (четверик, трапезная и колокольня вытянуты в одну линию) с килевидными наличниками и картушамидекоративный элемент в виде щита над карнизами.
Каменный храм на месте старого деревянного возвели в 1810-е годы, а в 1860-е он был существенно перестроен в «тоновском стиле». Архитектор Константин Тон разработал «русско-византийский» стиль, в котором соединил черты древнерусского зодчества и классицизма. Такой стиль выражал идею российской преемственности от Византии и был очень популярен при Николае I. Декором собор действительно напоминает работы Тона — храм Христа Спасителя и вокзалы Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге.
Школа № 6
Чуть в стороне от Осташковской улицы — вроде бы непримечательное здание школы. Но все не так просто: это один из путевых дворцов между Петербургом и Москвой. Москвичам лучше всего известен Петровский путевой дворец неподалеку от нынешней станции метро «Динамо», но между столицами их было еще несколько. Не могла же императрица со свитой по пути останавливаться в обычных гостиницах — нужны были места ночевки под стать, где царская особа могла привести себя в порядок и подготовиться к продолжению дальней дороги. В середине XIX века процессию императорских карет сменил специальный поезд, и дворцы утратили свое значение.
Здание магистрата с каланчой
Городовой магистрат служил местом работы муниципальных властей. Присмотритесь к главному фасаду, обращенному к Цнинскому каналу. Рустовка по первому этажу, строгость и лаконичность декора выдают здание эпохи классицизма: архитектор Петр Никитин выстроил его в конце 1770-х. Но вместо одного треугольного фронтона здесь сразу два — для той эпохи это может означать только одно: зданий изначально было два, каждое со своим фронтоном.
В середине XIX века пространство между зданиями застроили и возвели пожарную каланчу — здесь расположилась пожарная команда города. 1-й отряд ФПС и сегодня занимает соседнюю постройку. Будете здесь — обязательно прогуляйтесь по соседней Осташковской улице и Тургеневскому переулку: там сохранилась рядовая застройка XIX века.
Гостиный Двор
Когда‑то здесь была типичная для центра уездного городка архитектурная композиция: собор, обрамленный двумя симметричными корпусами Гостиного Двора с неизменными торговыми лавками под крытой аркадой. Но Казанский собор взорвали в 1935 году, устроив на его месте сквер с памятником Ленину и построив здание суда. А вот Гостиный Двор сохранился. Северная часть в лучшем состоянии (в ней расположена автостанция), а вот южная руинирована.
Вышневолоцкий драматический театр
Собственный театр в Вышнем Волочке появился еще в 1896 году и с тех пор не пропустил ни единого сезона. Первой сценой был Дом трудолюбия, но сейчас театр находится в самом центре города, в бывшем здании Общественного собрания. Конечно, его пришлось значительно перестроить для размещения театра, что угадывается по заложенным окнам второго этажа и непропорциональному объему коробки в левой части здания.
Краеведческий музей
Прямо напротив драмтеатра — краеведческий музей. Он был создан на излете «золотой эры» советского краеведения, в 1932 году, когда инициативы местных историков и природоведов еще поддерживались, а партийный контроль над экспозицией не был слишком строгим.
Сюда стоит заглянуть не ради галочки, а вполне осмысленно. Постоянная экспозиция подробно и обстоятельно рассказывает историю создания Вышневолоцкой водной системы и ее автора Михаила Сердюкова. Имейте в виду: по понедельникам и вторникам здесь выходные.
Вдали от центра
Прогулка по историческому центру Вышнего Волочка — это неплохо, но мало: на окраине этого самобытного города тоже есть что посмотреть. Тем более что расстояния здесь смешные: 30–40 минут прогулки, или 5–10 минут на такси, и вы уже за городом.
Дача Рябушинских
Фабриканты XIX века часто строили свои дома прямо на территории принадлежавшей им фабрики или рядом. Но здесь случай особый: это не дом, а дача при фабрике. Удивительный памятник деревянного модерна прячется в зарослях на берегу реки Цны.
Знаменитые фабриканты Рябушинские купили бумагопрядильную фабрику в 1869 году. Двухэтажное здание дачи было построено в 1880-е годы, а интерьеры в духе ар-нуво выполнены примерно через 20 лет — уже после строительства знаменитого особняка Рябушинского в Москве, архитектором которого был Федор Шехтель. Учитывая тесные отношения между Шехтелем и Рябушинскими, можно предположить, что он и здесь приложил свою руку.
В советское время в доме были коммуналки и даже инкубаторно-птицеводческая станция. Последние жильцы покинули дом только в 2013-м. С тех пор местные краеведы борются за его сохранение и реставрацию, планируют открыть здесь музей и устраивают арт-резиденции. Можно попросить и об экскурсии, если заранее договориться с председателем Вышневолоцкого историко-краеведческого общества Денисом Ивлевым.
Музей стекла завода «Красный май»
Небольшой торговый центр с супермаркетом на первом этаже с виду не предвещает интересных культурных впечатлений. Но если подняться на второй этаж, то попадаешь в музей одного из старейших российских стекольных предприятий. Его история началась в середине XIX века с химического производства, но уже в 1870-е годы он выпускал изделия из стекла. В коллекции музея — десятки авторских сервизов, редкие образцы и даже рубиновое стекло для звезд на башнях Кремля. В начале 2000-х предприятие обанкротилось, но музейная коллекция сохранилась и доступна для осмотра.
Казанский монастырь
Женский монастырь на восточной окраине города сравнительно молод: он был основан только в 1881 году. Всего за несколько десятилетий он превратился в интересную выставку храмовой архитектуры рубежа XIX–XX веков. Особенно примечателен собор Казанской иконы Божией Матери 1877–1882 годов, построенный по проекту Александра Каминского: москвичи знают его по Третьяковскому проезду, архитектор состоял с Третьяковыми в родстве. А храм Ефрема Сирина и Неонилы Мученицы относится к типу храмовых построек «иже под колоколы», когда в одном здании сливаются церковь и колокольня.
Железнодорожный вокзал
Железнодорожная станция III класса существовала здесь уже в 1851 году: это значит, что Вышний Волочек одним из первых в России обзавелся железнодорожной архитектурой. Нынешний вокзал выстроен в 1891–1906 годы и дошел практически без изменений до наших дней. Так что даже если вы путешествуете на машине, заглянуть на вокзал хотя бы на минутку стоит.