«Афиша Daily» провела ревизию не самых очевидных достопримечательностей, которые видно с Москвы-реки. Бонусом – информация, цены и расписания корабликов, которые бороздят московские воды.

По Москве-реке ходят лодки с названиями «Алина Прима» или «Пальма де Сочи», на них гуляют выпускные и свадьбы, звучит жутковатая поп-музыка, кормят мясной нарезкой. Речные прогулки не выдерживают конкуренции с благоустроенными московскими парками, это не самое очевидное развлечение и крайне беспорядочная сфера.

Однако в судоходном сообщении есть свое допотопное обаяние — будто бы снова попал во времена Лужкова. К тому же никто из москвичей не застрахован от того, чтобы в погожий день очутиться на корабле — на корпоративе или дне рождении. «Афиша Daily» прокатилась по двум действующим маршрутам: от причала «Киевский вокзал» до «Новоспасского моста» и от «Коломенского» до «Марьино» — вглядевшись в прибрежные виды удивленными глазами.

От «Киевской» до «Пролетарской»

Дом архитекторов на Мухиной горе

Ростовская наб., 5
© Наталия Куприянова

Дом с историей: среднюю полукруглую часть построил Щусев в конце 1930-х годов, стараясь сохранить церковь Благовещения XVII векаТак это выглядело при Сталине . В шестидесятые к дому пристроили боковые крылья и храм все-таки разрушили. В нем жили знаменитые члены Союза архитекторов — братья Веснины, автор Дома Наркомфина Моисей Гинзбург, а еще пианистка Мария Юдина и лингвист Дитмар Розенталь; в нем происходит действие фильма «Три тополя на Плющихе». Склон перед домом превратился в огромную клумбу, на которой регулярно укладывают цветы в форме звезд и космических кораблей — все это вместе с домом открыточно выглядит с реки.

Полуразрушенный мост через Сетунь

Воробьевское ш., 2, стр. 6
© Наталия Куприянова

Там, где в Москву-реку впадает ее небольшой приток — Сетунь, — если приглядеться, чуть в глубине можно разглядеть маленький пешеходный мостик. Раньше он вел к Московскому экспериментальному заводу душистых веществ — когда-то флагману советской парфюмерной промышленности с красивым названием «Сложные эфиры». Там делали сырье для духов, а в войну — для взрывчатки, так что немцы били прицельно по заводу. С конца 1990-х завод стремительно захирел, потом его облюбовали бомжи и сталкеры. Сейчас вокруг бывшего завода трагическое запустение — идеально для фестиваля Outline. Гулять там совсем неуютно, остается только любоваться мостиком с воды. Или из банкетного зала «Сафиса».

Пирс спасателей на Воробьевых горах

Воробьевская наб., 1, стр. 1
© Наталия Куприянова

От причала с несколькими катерами на приколе наверх идет изящная лестница — она связывает пристань с самой станцией. Параллельно лестнице наверх тянется что-то вроде старинного телеграфа. Вид вообще старомодный и уютный: официально станция до сих пор называется «Ленинские горы», поговаривают, что у спасателей есть баня: кто-то видел у реки мужчин в белых простынях. Но зато если вы упадете за борт на этом участке, должны точно спасти.

Теплоход «Гжель»

Фрунзенская наб., 46
© Наталия Куприянова

Один из самых приметных банкетных кораблей на Москве-реке. Когда «Гжель» не плавает со свадьбами на борту, она стоит здесь, напоминая о русских народных промыслах, голландских печах и португальских изразцах. Внутри — флюоресцентные огни и восточная роскошь.

Аллея возле спортзала «Дружба»

Рядом с Лужнецкой наб., 24
© Наталия Куприянова

Сейчас это дорожка к спорткомплексу «Лужники», вдоль которой москвичи бегают или ходят на фитнес, а в конце 1950-х годов на этом месте отливали Лужнецкий метромостСтроительство Лужнецкого метромоста, 1958 год. Фотография с сайта pastvu.com. Поэтому длина аллеи и длина моста примерно одинаковые — с реки размеры сопоставимы. Мост построили за рекордные 18 месяцев, но быстро выяснилось, что построили плохо — торопились к Международному фестивалю молодежи и студентов, и в конце концов станцию «Воробьевы горы» закрыли на реконструкцию на долгих 19 лет — с 1983 по 2002 год.

Пушкинский (Андреевский) мост

Между Пушкинской и Фрунзенской набережными
© Наталия Куприянова

Андреевским его называют потому, что арка для него взята от железнодорожного Андреевского моста 1907 года, который, уже с новой аркой — 1999 года, — стоит в районе Академии наук. Кстати, тут видно, насколько на участке от Воробьевых гор до парка Горького расширяется река: старая арка Андреевского моста не дотягивалась до противоположного берега, пришлось сделать промежуточную опору.

Вертолетная площадка Министерства обороны

Фрунзенская наб., 22/2
© Наталия Куприянова

Открытая в 2014 году площадка позволяет сажать вертолеты класса Ми-8 и, по словам представителей Министерства, приносит пользу не только военным, но и тяжелобольным: во время пробок можно с помощью вертолетов доставлять людей в больницы, которых вблизи Фрунзенской набережной много. К площадке швартуются и военные катера. С воды хорошо видно, что там все время кипит жизнь и туда-сюда снуют моряки в бескозырках.

Дом-сова

Б.Якиманка, 22, к. 3
© Наталия Куприянова

ЖК «Коперник» построили в 2007 году; в следующем году журнал Esquire в одной из квартир устраивал серию регулярных вечеринок — открывала ее Патти Смит. В «Копернике» высокие потолки, панорамные виды и система «умный дом» во всех апартаментах, стоят они от $2 до 15 млн. Построили его по проекту Сергея Ткаченко, также известного домом «Патриарх» на Бронной (с башней Татлина наверху) и домом-яйцом на улице Машкова, — это серьезный мастер лужковской поры. Тут в архитектуру никаких игровых моментов заложено не было; просто ночью, когда загорается свет в круглых окнах-розах, дом становится похож на сову.

Корабль «Брюсов» — вид сзади

Парк «Музеон»
© Наталия Куприянова

Корму и часть носа корабля «Брюсов» недавно покрасили в веселенькие сине-красно-желтые цвета — это видно с Крымской набережной. А сторона, направленная в сторону реки, осталась менее парадной. На выходных по вечерам она заполнена курящими гостями вечеринок «Meduza» в черных хламидах — можете им помахать, проплывая мимо.

Вид на Кремлевскую стену — и фронтально, и изнутри

Кремль, у Москорецкого моста
© Наталия Куприянова

Геометрический кунстштюк в духе Эшера: с реки можно увидеть Кремлевскую стену одновременно с привычной, внешней стороны, и с внутренней. Это потому, что восточная стена Кремля значительно выше южной.

Стройка в Зарядье

Москворецкая набережная
© Наталия Куприянова

Вид на стройку парка в Зарядье сейчас аховый — набережная разбомблена. А в будущем здесь появится спуск к воде, будет уйма кафе и вообще запланирован райРендер с сайта Стройкомлекса Москвы. За разрухой можно попытаться разглядеть пять церквей, которые стоят на Варварке практически подряд: Варвары Великомученицы, Максима Исповедника, Иконы Божьей Матери «Знамение», Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Чтобы сосчитать все с реки, потребуется сноровка: нужно быстро вертеть головой, высматривая купола в просветах между подъемными кранами.

ГЭС-1

Раушская наб., 10
© Наталия Куприянова

Пока ГЭС-2 на «Красном Октябре» превращают в центр современного искусства, ГЭС-1 продолжает работать. Несмотря на близость к реке, на самом деле, она работает на газу, вода ей нужна для котлов. А еще это старейшая действующая электростанция России: сдана в эксплуатацию в 1897 году. С реки видно, как маленькая насосная станция, прилепившаяся к набережной, дополняет общий ансамбль.

Высотка на Котельнической

Котельническая наб., 1/15
© Наталия Куприянова

Здание, которое, по версии «ФБК», ремонтируют за 3 млрд рублей под новую собственность Шувалова, и в лесах выглядит внушительно. С воды — особенно: когда будете проплывать мимо, не поленитесь перейти на нижнюю палубу, чтобы стать ближе к уровню реки, и высотка буквально нависнет всеми своими 176 метрами. Кстати, у дома на Котельнической особая связь с водой: он отмечает слияние Москвы-реки и Яузы.

Снегосвалка напротив Дома музыки

Краснохолмская наб., 11, стр. 1
© Наталия Куприянова

В 1990-е снегоуборочные машины привозили сюда собранный снег и сваливали прямо в реку. Теперь площадка превратилась во что-то среднее между автостоянкой и московской версией драйв-ин-кинотеатра: летом сюда приезжают на свидания, открывают багажники машин, достают кальяны и мечтательно смотрят на реку.

1-й Шлюзовой мост

Космодамианская наб., 52
© Наталия Куприянова

До этого конца Водоотводного канала пешком доходят немногие. А между тем с воды мостик в сочетании с деловым центром «Риверсайд Тауэрс», похожим на замок из кошмарных снов 1990-х, и с огромным знаком «Катерина» на крыше отеля выглядит по-своему романтично. Никакого шлюза там нет — название историческое.

Корабли на маршруте

«CCК» cck-ship.ru
Маршрут Киевский вокзал — Новоспасский мост или другие варианты между этими точками
Периодичность пн-пт 10.25–21.00, каждые 40 минут, пн-вс 9.50–21.00, каждые 40 минут
Цена в одну сторону — 400–600 р., туда и обратно — 500–700 р.
Radisson Royal radisson-cruise.ru
Маршрут Гостиница «Украина» — Котельническая набережная — Гостиница «Украина»; Парк Горького — Котельническая набережная — Гостиница «Украина» — Парк Горького
Периодичность пн-вс 13.00–16.30, каждые 2 часа от каждого из причалов, плюс много специальных предложений и вариантов дороже
Цена 450–750 р. в зависимости от причала
Компания «Кораблики» korabliki.ru
Маршрут Мост «Багратион» — Парк Горького — Мост «Багратион»
Периодичность пн-чт 17.00, 20.00, сб-вс 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, в остальное время можно арендовать под банкет целый теплоход
Цена 1800 р. на двоих, с ужином — 3800 р.
Ресторан-теплоход River Palace riverpalace.ru
Маршрут Киевский вокзал — Новоспасский мост — Киевский вокзал
Периодичность несколько раз в день по расписанию плюс много дополнительных вариантов за отдельные деньги, включая ночную прогулку с диджеями
Цена 700 р., для детей до 5 лет бесплатно
Компания «Алые паруса» scarlet-parus.com
Маршрут Новоспасский мост — Воробьевы горы — Новоспасский мост, возможны коррективы
Периодичность пн-вс 10.00–22.00, расписание уточняйте на сайте
Цена 300–500 р., есть и специальные варианты подороже
Компания «Роза ветров» накорабле.рф
Маршрут Андреевский причал возле моста ТТК на Воробьевых горах — высотка на Котельнической набережной
Периодичность пн-вс 10.00–23.00, раз в полчаса, для посадки после 21.00 нужно предварительно уточнить, что корабль не отменили из-за погодных условий
Цена 700 р. или меньше

От «Коломенской» до «Марьино»

Мостик в устье Коломенского ручья

Голосов овраг
© Наталия Куприянова

Во-первых, это просто живописное место, а во-вторых, отсюда на гору тянется Дьяковское кладбище. Еще в конце 1970-х годов вокруг храма располагалось настоящее село, но к Олимпиаде городские власти решили облагородить территорию — в частности, собрали все могильные камни и расставили как попало, так что теперь никто не знает, где именно находятся могилы. Несколько лет назад там даже стояла табличка «По покойникам не ходить!». И третье: на Пикнике «Афиши» в эту субботу примерно в этом месте будет расположен вход для прессы.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

1-я ул. Дьяково Городище
© Наталия Куприянова

Исследователи расходятся во мнениях: храм заложен то ли в честь рождения Ивана IV, будущего Грозного, то ли по случаю его венчания на царство, то ли в связи с зачатием его наследника — Ивана Ивановича, который, по недавней версии орловского губернатора Потомского, умер по дороге в Петербург. С воды храм будто бы показывает свою голову над лесом.

Курьяновский водосброс

В районе Курьяново
© Наталия Куприянова

Здесь в реку втекает вода из канализации, обработанная на близлежащих очистных сооружениях. После сложнейшей многократной фильтрации, включающей очистку ультрафиолетом, вода становится едва ли не чище, чем остальная Москва-река. А на территории очистных сооружений есть даже экспериментальный питомник по выращиванию сирени с использованием биомассы. Летом воды обычно сбрасывают мало, но иногда с корабля можно увидеть настоящий водопад.

Мототрек

В конце 4386-го Проектируемого проезда
© Наталия Куприянова

За этой отвесной глиняной стеной находится огромная площадка для мотогонок и тренировок. Если вам повезет, то за шумом катера сможете расслышать характерный рокот мотоциклов.

Акцизный терминал

4386-й Проектируемый пр., 1
© Наталия Куприянова

Это огромный склад товаров в контейнерах, которые еще не прошли таможню. Его видно только с реки, попасть туда с Проектируемого проезда нет никакого желания, фантазия рисует сцены в стиле компьютерных стрелялок, в которых «Триады» воюют с латиноамериканской оргпреступностью. Рядом еще базируется компания «Еврошпон».

Руины причала

Рядом с Каширским ш., 49, стр. 90
© Наталия Куприянова

В 1980–1990-е годы здесь располагался причал парома, который перевозил через Москву-реку работников плодоовощной базы. Сейчас советуют тут не ходить — говорят, что это едва ли не самое радиоактивное место в городе: в советские времена завод «Полиметалл» не особенно беспокоился об утилизации отходов.

Братеевский каскадный парк

Борисовские Пруды, 13, корп. 2
© Наталия Куприянова

Этот парк насыпан из земли, образовавшейся при строительстве Лефортовского тоннеля, так что можно считать тоннель и парк чем-то вроде родственников. На прошлой неделе его открыли после благоустройства и прописали тут Фестиваль фейерверков, переехавший с Воробьевых гор. С воды видно, что парк спускается вниз несколькими ступенями — каскадами. В темное время, когда зажигают фонари, становится еще красивее.

Корабли на маршруте

«СКК» cck-ship.ru
Маршрут Коломенское — Марьино — Коломенское, маршрут круговой, но можно выйти в Марьино по требованию
Периодичность пн-пт 11.00–20.00, раз в полчаса, сб-вс 10.00–21.00, раз в полчаса
Цена 300–500 р.
«Московский банкетный флот» re4ka.ru
Маршрут по договоренности, в том числе Коломенское — Марьино
Периодичность по договоренности
Цена от 3500 р. в час за аренду всего теплохода

«Афиша Daily» благодарит «Столичную судоходную компанию» («СКК») за помощь в организации съемки.