Арт-парк «Символ»: как продавать недвижимость с помощью скульптуры сталевара

Текст и интервью:
Марина Анциперова
Фотографии:
Символ
11 июля 2016 в 16:03
Во время кризиса девелоперы придумывают удивительные ходы. Например, шоу-рум жилого комплекса «Символ» оброс парком скульптур с образовательной программой. «Афиша Daily» пытается понять, насколько это искусство интересно в отрыве от рекламы квартир.

Предыстория

На заводе «Серп и молот» в районе Рогожской заставы всего пять лет назад перестали плавить сталь и чугун. Завод строили на века, чтобы он мог выдержать бомбовый обстрел, как-никак предприятие работало на оборонный комплекс СССР. Перепрофилировать махину взялась девелоперская компания «Донстрой», украсившая Москву, например, «Триумф-паласом» и «Домом на Мосфильмовской». По словам ее гендиректора Алены Дерябиной, теперь завод ждет «большое интересное приключение под названием демонтаж и снос». На его месте вырастет элитный жилой комплекс «Символ» площадью почти в 60 га с домами по проектам LDA Design и UHA London — первые занимались Олимпийским парком в Лондоне и готовили концепцию нашего парка Горького, вторые специализируются как раз на жилье в Англии и по всему миру, от Индонезии до Казахстана. Стоимость начинается от 6 млн р. за «однушку»; первую очередь сдадут осенью 2018 года.

Креативная среда, по версии «Донстроя», подразумевает детей, телезнаменитостей и уйму мастер-классов

Однако жизнь на территории «Символа» решили завести уже сегодня: в административном здании, где идет продажа квартир, разместили творческое пространство для лекций и мастер-классов. Наполнением программы занимается руководитель департамента маркетинга «Донстроя» Евгения Колосова, и тут все крайне пестро: от изготовления фетровых бус и телеведущей Авроры на открытии до лекции о моде от преподавательницы «Британки» Илектры Канестри 16 июля.

А на свободном участке у входа в шоу-рум обустроили небольшой арт-парк — честнее было бы назвать его арт-сквером; впоследствии он должен перерасти в ядро «Символа» и занять треть всего комплекса. «Донстрой» вместе с главным архитектором Москвы обещали, что «Символ» будет сконструирован по принципу города-сада, тут возведут концертный зал на 3,5 тысячи человек, территория арт-парка станет видным общественным пространством и сможет конкурировать за внимание с ВДНХ и, скажем, строящимся парком «Зарядье».

Евгения Колосова
Руководитель департамента маркетинга «Донстрой», инициатор проекта

«Арт-парк не первый наш опыт в этом направлении: уже несколько месяцев открыто творческое пространство «Символ», где каждые выходные проходят образовательные и творческие мастер-классы, лекции и воркшопы. Арт-парк — следующий шаг к новому, как это модно говорить, культурному кластеру Москвы. Конечно, создание таких точек притяжения скорее социальные проекты, не подразумевающие прямой монетизации, но они очевидно работают как на узнаваемость, так и на имидж.

Выделять отдельные работы в парке, наверное, неправильно — они существуют в единой среде. Но если все же выбирать, то мне лично оказались близки смыслы, читаемые в инсталляции Екатерины Коваленко и Веры Баркаловой «Время». А еще очень симпатичная скульптура Ивана Горшкова «Сталевар» — он такой красочный и забавный, что просто не может не нравиться».

Как выглядят работы

Как это сделано

Требование галереи «Триумф», которую позвали курировать арт-парк, было одно: чтобы все работы так или иначе имели отношение к месту. Еще одно ограничение наложило участие «Символа» в параллельной программе Биеннале молодого искусства — художникам должно быть до 35 лет. В апреле им разослали предложение принять участие в проекте и провели им экскурсию по заводу. Через несколько дней они подготовили первые наброски, еще две недели ушли на доработки и согласования с «Донстроем». 27 июня арт-парк открылся — скорости реализации инициативы позавидует любой музейный менеджер.

Практически все художники решили использовать найденные на заводе предметы, кроме Саши Фроловой, которая выставила свою надувную загогулину, и группы Recycle, предоставивших свою раннюю работу «Житие. Гомер» — витраж с Симпсонами из разноцветных коктейльных палочек. Группа Сrocodile Power выпускников Строгановки Оксаны Симатовой и Петра Голощапова взяла из цеха проката металлическую плиту весом в 50 кг, напоминавшую плитку шоколада, и превратила ее в скульптуру-шоколадку. У Павла Киселева в основу проекта, воспроизводящего фотографию рабочих с завода, положена найденная здесь же решетка от забора в виде солнца. Основатель Воронежского центра современного искусства Иван Горшков доработал найденную здесь же скульптуру сталевара и выкрасил его под мультяшного персонажа. Те же Симатова — Голощапов окружили еще одну найденную композицию из рабочих лабиринтом из красных труб, и это, пожалуй, самая эффектная работа из представленных.

Яна Смурова
Куратор галереи «Триумф»

«В России пока ограничен круг молодых художников, которые могут делать большую паблик-скульптуру. Это не проблема отсутствия талантов, а скорее отсутствия у большинства мастеров жанра опыта реализации масштабных проектов как в плане бюджета, так и пространства мастерских. Самым общим критерием для выбора был возраст художников (до 35 лет), поскольку с самого начала возникла идея включить его в состав параллельной программы молодежной биеннале. Мы провели закрытый конкурс среди двадцати художников, и на основе представленных идей и эскизов провели отбор (их можно посмотреть по ссылке. — Прим. ред.). Среди них оказались художники галереи (их трое — Crocodile Power, Киселев, Recycle); те, которых мы знали, но ранее не работали вместе (Тимофеева, Коваленко и Баркалова); но также и ребята, чьи вещи стали для нас настоящим открытием (Браговский, Чичикова, KGS)».


Сам парк оказался крайне скромный по размерам — места в нем хватило на 15 объектов и административное здание; на его крышу можно выбраться и поразглядывать старый завод, куда на время демонтажа и строительства не пускают. Вся территория огорожена. На фоне заборов место выглядит будто бы изъятым из времени и пространства: со всех сторон идет (или стоит — через дорогу) стройка.

С точки зрения ландшафта «Символ» не менее интересен, чем выставленные в нем скульптуры. Он сделан по всем пейзажным канонам современной Москвы. Можно ходить по газонам, а можно — по дорожкам, насыпанным из деревянной стружки. Взгляд цепляет холмистый рельеф, отдельного внимания заслуживает детская площадка в виде гнезд-ульев — издалека она могла бы сойти за арт-объект. Дизайн этого благолепия делали наши старые знакомые — архитектурное бюро Wowhaus.

Анна Ищенко
Гендиректор бюро Wowhaus

«По разным причинам наша изначальная идея секретного сада с тайными тропками и уймой зелени не могла быть реализована в полном объеме. Требовалось новое неожиданное решение, которое бы повело за собой смысл этого места. Предоставить площадку под параллельную программу Биеннале мне кажется стало удачным решением. Художники прониклись духом завода и нашим проектом с холмами и придумали инсталляции.

Обычно объекты ленд-арта находятся на больших расстояниях друг от друга, как, например, в Никола-Ленивце. А здесь все сконцентрировано в одном месте и очень доступно — почти в центре Москвы и бесплатно. Можно по-разному относиться к представленным объектам, но мое мнение такое: в современном искусстве критерии хорошего и плохого крайне расплывчаты и в любом случае каждый акт творчества имеет право на экспонирование. Пусть цветут все цветы! «Донстрой» — молодцы, что придумывают такие нестандартные идеи для продвижения».

Еще работы

Вердикт

Паблик-арт — направление между скульптурой, монументальным искусством, архитектурой и оформлением среды — остается в Москве горячей темой. Достаточно вспомнить реакцию соцсетей на попытки городских властей украшать город к праздникам. Запрос на осмысленный дизайн публичных пространств есть со стороны московских парков и девелоперов. Существует много хороших примеров: «Музеон» не выглядит могильником советских скульптур, а Никола-Ленивец с «Архстоянием» — ленд-арт-проект мирового уровня.

На их фоне «Символ» может показаться декоративным оформлением пути к офису продаж. Работы будут выставлены тут до 20 августа, потом некоторые заберет «Триумф», другие, сделанные специально, останутся «Донстрою». Если компания продолжит формировать на Рогожской заставе масштабный арт-парк, то ее первый опыт можно считать неплохим заделом. По крайней мере глава галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин надеется когда-нибудь увидеть здесь огромные вещи Луизы Буржуа. Сейчас это камерный парк, который может быть интересен, прежде всего, жителям района — присмотреться к будущим соседям.