Предыстория
На заводе «Серп и молот» в районе Рогожской заставы всего пять лет назад перестали плавить сталь и чугун. Завод строили на века, чтобы он мог выдержать бомбовый обстрел, как-никак предприятие работало на оборонный комплекс СССР. Перепрофилировать махину взялась девелоперская компания «Донстрой», украсившая Москву, например, «Триумф-паласом» и «Домом на Мосфильмовской». По словам ее гендиректора Алены Дерябиной, теперь завод ждет «большое интересное приключение под названием демонтаж и снос». На его месте вырастет элитный жилой комплекс «Символ» площадью почти в 60 га с домами по проектам LDA Design и UHA London — первые занимались Олимпийским парком в Лондоне и готовили концепцию нашего парка Горького, вторые специализируются как раз на жилье в Англии и по всему миру, от Индонезии до Казахстана. Стоимость начинается от 6 млн р. за «однушку»; первую очередь сдадут осенью 2018 года.
Однако жизнь на территории «Символа» решили завести уже сегодня: в административном здании, где идет продажа квартир, разместили творческое пространство для лекций и мастер-классов. Наполнением программы занимается руководитель департамента маркетинга «Донстроя» Евгения Колосова, и тут все крайне пестро: от изготовления фетровых бус и телеведущей Авроры на открытии до лекции о моде от преподавательницы «Британки» Илектры Канестри 16 июля.
А на свободном участке у входа в шоу-рум обустроили небольшой арт-парк — честнее было бы назвать его арт-сквером; впоследствии он должен перерасти в ядро «Символа» и занять треть всего комплекса. «Донстрой» вместе с главным архитектором Москвы обещали, что «Символ» будет сконструирован по принципу города-сада, тут возведут концертный зал на 3,5 тысячи человек, территория арт-парка станет видным общественным пространством и сможет конкурировать за внимание с ВДНХ и, скажем, строящимся парком «Зарядье».
«Арт-парк не первый наш опыт в этом направлении: уже несколько месяцев открыто творческое пространство «Символ», где каждые выходные проходят образовательные и творческие мастер-классы, лекции и воркшопы. Арт-парк — следующий шаг к новому, как это модно говорить, культурному кластеру Москвы. Конечно, создание таких точек притяжения скорее социальные проекты, не подразумевающие прямой монетизации, но они очевидно работают как на узнаваемость, так и на имидж.
Выделять отдельные работы в парке, наверное, неправильно — они существуют в единой среде. Но если все же выбирать, то мне лично оказались близки смыслы, читаемые в инсталляции Екатерины Коваленко и Веры Баркаловой «Время». А еще очень симпатичная скульптура Ивана Горшкова «Сталевар» — он такой красочный и забавный, что просто не может не нравиться».
Как выглядят работы
Саша Фролова объясняет свою надувную спираль так: «Форма скульптуры отражает взаимопроникновение и взаимодействие, движение и трансформацию, присутствие одного в другом»
Детская площадка от бюро Wowhaus и «Сталевар» Ивана Горшкова
Группа Recycle «Житие. Гомер» — витраж с персонажами из «Симпсонов». Цитата из аннотации: «… фейком и фаном является каждая деталь: коктейльные палочки заменяют стекло, поп-персонажи — святых, арт-территории — сакральное».
То же «Житие» крупным планом
Алина Чичикова «Обелиск» — формой действительно похож на монумент из Древнего Египта, в который влиты артефакты, найденные на территории завода «Серп и молот»
Как это сделано
Требование галереи «Триумф», которую позвали курировать арт-парк, было одно: чтобы все работы так или иначе имели отношение к месту. Еще одно ограничение наложило участие «Символа» в параллельной программе Биеннале молодого искусства — художникам должно быть до 35 лет. В апреле им разослали предложение принять участие в проекте и провели им экскурсию по заводу. Через несколько дней они подготовили первые наброски, еще две недели ушли на доработки и согласования с «Донстроем». 27 июня арт-парк открылся — скорости реализации инициативы позавидует любой музейный менеджер.
Практически все художники решили использовать найденные на заводе предметы, кроме Саши Фроловой, которая выставила свою надувную загогулину, и группы Recycle, предоставивших свою раннюю работу «Житие. Гомер» — витраж с Симпсонами из разноцветных коктейльных палочек. Группа Сrocodile Power выпускников Строгановки Оксаны Симатовой и Петра Голощапова взяла из цеха проката металлическую плиту весом в 50 кг, напоминавшую плитку шоколада, и превратила ее в скульптуру-шоколадку. У Павла Киселева в основу проекта, воспроизводящего фотографию рабочих с завода, положена найденная здесь же решетка от забора в виде солнца. Основатель Воронежского центра современного искусства Иван Горшков доработал найденную здесь же скульптуру сталевара и выкрасил его под мультяшного персонажа. Те же Симатова — Голощапов окружили еще одну найденную композицию из рабочих лабиринтом из красных труб, и это, пожалуй, самая эффектная работа из представленных.
«В России пока ограничен круг молодых художников, которые могут делать большую паблик-скульптуру. Это не проблема отсутствия талантов, а скорее отсутствия у большинства мастеров жанра опыта реализации масштабных проектов как в плане бюджета, так и пространства мастерских. Самым общим критерием для выбора был возраст художников (до 35 лет), поскольку с самого начала возникла идея включить его в состав параллельной программы молодежной биеннале. Мы провели закрытый конкурс среди двадцати художников, и на основе представленных идей и эскизов провели отбор (их можно посмотреть по ссылке. — Прим. ред.). Среди них оказались художники галереи (их трое — Crocodile Power, Киселев, Recycle); те, которых мы знали, но ранее не работали вместе (Тимофеева, Коваленко и Баркалова); но также и ребята, чьи вещи стали для нас настоящим открытием (Браговский, Чичикова, KGS)».
Сам парк оказался крайне скромный по размерам — места в нем хватило на 15 объектов и административное здание; на его крышу можно выбраться и поразглядывать старый завод, куда на время демонтажа и строительства не пускают. Вся территория огорожена. На фоне заборов место выглядит будто бы изъятым из времени и пространства: со всех сторон идет (или стоит — через дорогу) стройка.
С точки зрения ландшафта «Символ» не менее интересен, чем выставленные в нем скульптуры. Он сделан по всем пейзажным канонам современной Москвы. Можно ходить по газонам, а можно — по дорожкам, насыпанным из деревянной стружки. Взгляд цепляет холмистый рельеф, отдельного внимания заслуживает детская площадка в виде гнезд-ульев — издалека она могла бы сойти за арт-объект. Дизайн этого благолепия делали наши старые знакомые — архитектурное бюро Wowhaus.
«По разным причинам наша изначальная идея секретного сада с тайными тропками и уймой зелени не могла быть реализована в полном объеме. Требовалось новое неожиданное решение, которое бы повело за собой смысл этого места. Предоставить площадку под параллельную программу Биеннале мне кажется стало удачным решением. Художники прониклись духом завода и нашим проектом с холмами и придумали инсталляции.
Обычно объекты ленд-арта находятся на больших расстояниях друг от друга, как, например, в Никола-Ленивце. А здесь все сконцентрировано в одном месте и очень доступно — почти в центре Москвы и бесплатно. Можно по-разному относиться к представленным объектам, но мое мнение такое: в современном искусстве критерии хорошего и плохого крайне расплывчаты и в любом случае каждый акт творчества имеет право на экспонирование. Пусть цветут все цветы! «Донстрой» — молодцы, что придумывают такие нестандартные идеи для продвижения».
Еще работы
Crocodile Power и их «Лабиринт сталеваров» — некоторые вещи в арт-парке вызывают аналогии со скульптурами, которыми оформляют городские фестивали
Еще раз «Сталевары». Из аннотации: «Наш лабиринт напоминает препятствия, возникающие в компьютерных играх и закрывающие доступ к интересующему объекту. Невозможность рассмотреть артефакт целиком со стороны аналогична нашим попыткам оценить и измерить прошлое, понять реальность когда-то происходившего и происходящего сейчас»
Crocodile Power «Шоколад»
Екатерина Коваленко и Вера Баркалова, инсталляция «Время»
Кристина Романова «Небо цвета sqype»
Вердикт
Паблик-арт — направление между скульптурой, монументальным искусством, архитектурой и оформлением среды — остается в Москве горячей темой. Достаточно вспомнить реакцию соцсетей на попытки городских властей украшать город к праздникам. Запрос на осмысленный дизайн публичных пространств есть со стороны московских парков и девелоперов. Существует много хороших примеров: «Музеон» не выглядит могильником советских скульптур, а Никола-Ленивец с «Архстоянием» — ленд-арт-проект мирового уровня.
На их фоне «Символ» может показаться декоративным оформлением пути к офису продаж. Работы будут выставлены тут до 20 августа, потом некоторые заберет «Триумф», другие, сделанные специально, останутся «Донстрою». Если компания продолжит формировать на Рогожской заставе масштабный арт-парк, то ее первый опыт можно считать неплохим заделом. По крайней мере глава галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин надеется когда-нибудь увидеть здесь огромные вещи Луизы Буржуа. Сейчас это камерный парк, который может быть интересен, прежде всего, жителям района — присмотреться к будущим соседям.