Музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области
Статус конфликта: созвана комиссия, которая решит судьбу пещерного комплекса
Дивногорье — одна из главных достопримечательностей Воронежской области. Это природный и архитектурно-археологический музей-заповедник, в котором сохранились пещерные храмы, хазарские постройки, курганы бронзового века и даже стоянки первобытного человека. Отличительная часть ландшафта музея — меловые столбы-останцы, которые называются дивами. В Больших Дивах располагается пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери, посещение которой входит практически во все экскурсионные маршруты. Региональные власти хотят передать ее в ведение Русской православной церкви, которая ранее получила в собственность пещерный храм в Малых Дивах.
По данным «Российской газеты», в 2019 году Дивногорье посетила 91 тысяча туристов и около 25 тысяч заказывали экскурсии. Музею удалось заработать 6,3 миллиона рублей. В 2014 году был инициирован процесс включения заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2020 году заявка Дивногорья была одобрена для прохождения в предварительный тур.
Сотрудники заповедника вовлекают местное население в проекты, связанные с историей хутора и локальной памятью. Их активные действия уже обеспечили приток туристов. А местные жители занялись малым бизнесом: открыли магазины, кафе и гостиницы. Кроме того, заповедник активно сотрудничает с научным сообществом: здесь проходят полевые исследования географов, историков, археологов, биологов. Музей в принципе появился благодаря усилию исследователей, которые в 1980-х, еще будучи студентами, начали восстанавливать пещеры.
О том, что пещерный храм в Больших Дивах может стать собственностью церкви, стало известно в конце февраля. Хотя негласная передача началась еще в 2017 году. Музею удалось привлечь внимание общественности к конфликту и теперь можно попытаться урегулировать его законным способом. 27 марта уже прошла рабочая встреча ученых, общественных деятелей и представителей РПЦ, которые обсудили правомерность и целесообразность передачи пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери.
В результате передачи пещерного комплекса изменится структура заповедника, так как все туристические маршруты ведут к храму. Это может привести как минимум к тому, что музей лишиться 80% доходов. Кроме того, речь идет все-таки о пещерном объекте, который требует должного внимания и является местом повышенной опасности для массового скопления людей. Неясно, будет ли РПЦ тратить средства на содержание инфраструктуры и обеспечивать сохранность пещерного комплекса.
Секретарь Воронежской епархии Андрей Скакалин отметил, что РПЦ не будет препятствовать деятельности музея и ученых, а доступ к объекту будет свободным для всех желающих. По словам Скакалина, это значимый храм для верующих, богослужения в нем совершались вплоть до 1930-х годов. Но краевед Александр Акиньшин подчеркивает, что у церкви не было ни прихода, ни настоятеля, ни священников. Богослужения же проводились всего лишь раз в год — это был крестный ход из монастыря в храм, который проходит и сегодня по инициативе заповедника. Сотрудники музея подчеркивают, что готовы искать компромиссы и придумывать сценарий совместного пользования, который устроит обе стороны.
Спелеолог и представитель Российского союза спелеологов
Большие Дивы — знаковое место, где паломники и далекие от религии люди знакомятся с целым пластом культуры. Пещерный комплекс получил известность после обретения иконы на меловой скале-диве. РПЦ пользовалась им в основном один раз в год — во время крестного хода из Дивногорского монастыря. В остальное время пещеры пустовали. В советское время место не было популярной туристической точкой и постепенно разрушалось.
Восстановительные работы начались еще в конце 1980-х, и Дивногорью удалось вернуть исторический облик. С момента образования музея-заповедника был восстановлен фасад пещерного комплекса, укреплены его своды и стены. Кроме того, для восстановленного списка Сицилийской иконы Божьей Матери (прим. ред. список — копия почитаемой иконы) заказали герметичный бокс для подземного хранения. По инициативе музея церковь, расположенная внутри пещерного комплекса, была освящена: она используется как храм во время традиционного крестного хода.
Сейчас Большие Дивы — это основной объект Дивногорья и негласный символ музея-заповедника. Это одно из немногих мест в стране, где ведутся полноценные и квалифицированные подземные экскурсии, рассказывающие о традициях пещерокопания и Донском регионе в частности.
Я никогда не был против передачи пещерных памятников Русской православной церкви и даже консультировал наместников монастырей по вопросам обслуживания пещер, стараясь поддерживать конструктивные отношения. Но мне неизвестны пещерные памятники в России, которые бы не пострадали при эксплуатации церковью.
Это связано с непониманием особенностей подземного пространства, желанием «исправить» его под религиозные нужды, стремлением «навести порядок», чуждый этим объектам. Но главное — категорическое неприятие рукотворных пещер в качестве архитектурных памятников. Прекрасный пример — пещерный комплекс в Малых Дивах, который также перешел в ведение Дивногорского монастыря. Того самого, который, не совладав с переданным ему памятником, решил получить в собственность еще и соседний, находящийся под охраной музея-заповедника «Дивногорье».
Недавно игумен Дивногорского монастыря Алексий сказал в интервью, что вход в храм «будет открыт для свободного посещения богомольцами, паломниками и туристическими группами на безвозмездной основе, как и все храмы Воронежской епархии». В пещерной церкви в Малых Дивах богослужения проводятся редко, а посещать их вне праздников некому. Так зачем тогда монастырю еще один пещерный храм?
Я бы не назвал происходящее конфликтом: просто у Дивногорья и епархии принципиально разные позиции. Представители митрополии утверждают, что музей сможет функционировать в обычном режиме, но в результате передачи изменится структура заповедника, сократится туристический поток и появятся препятствия для внесения Дивногорья в Список ЮНЕСКО. Продолжение экскурсионной и исследовательской работы возможно лишь при условии, что комплекс будет находиться в ведении музея-заповедника. Но никаких препятствий для богослужений в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери нет: опыт показывает, что для их осуществления не требуется смена хозяина. Кроме того, пещерный комплекс — не наземная постройка, а горная выработка. Это место повышенной опасности.
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве
Статус конфликта: решение о передачи имущества РПЦ все еще не принято
Спасо-Андроников монастырь появился в 1357 году, его внутренние своды расписывал сам Андрей Рублей. Но в 1918 году после прихода к власти большевиков и смены религиозной политики монастырь был закрыт. В разные года на его территории находились общежитие рабочих завода «Серп и молот», колония беспризорников и даже концентрационный лагерь для политических заключенных.
Восстановительные работы начались в послевоенное время по инициативе группы ученых, которые в 1947 году подготовили проект реставрации Спасо-Андроникова монастыря. Предполагалось, что после реконструкции он станет центром притяжения для исследователей живописи Древней Руси. Тогда же и был основан Музей имени Андрея Рублева. Но его официальное открытие состоялось в 1960 году, когда завершилась реставрация монастыря.
В 1950-х годах были организованы первые научные экспедиции и началось формирование коллекций. Сотрудники музея собирали произведения культуры и искусства Древней Руси: вывозили их из заброшенных храмов и местных краеведческих музеев, которые не могли обеспечить сохранность уникальных реликвий. В 1987 году Музей перешел в подчинение Министерству культуры, а в 1991-м вошел в список культурного наследия России.
Сегодня в Музее имени Андрея Рублева хранится масштабная коллекция артефактов отечественного Средневековья от старинных икон и деревянных скульптур до рукописных книг и изразцов. Музей сотрудничает с собирателями русской старины, реставрирует работы древних мастеров, проводит просветительские мероприятия, чтобы помочь людям «открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства».
В 2017 году стало известно о возможной передаче Спасо-Андроникова монастыря вместе с Музеем имени Андрея Рублева в собственность РПЦ — в начале 2019 года патриарх Кирилл подал в Росимущество соответствующее заявление. Судьба музея решалась на комиссии по взаимодействию музейного сообщества и Русской православной церкви. Пока монастырь остается за Министерством культуры: представителям конфликтующих сторон предложили обсудить совместное пользование зданием.
Директор Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Для музея, как и для церкви, здание бывшего Спасо-Андроникова монастыря — сакральное место, связанное с именем великого иконописца. При этом Музей имени Андрея Рублева охраняется государством, его нельзя расформировать или разделить. Если передать монастырь РПЦ, то музею и хранилищу будет некуда переехать. Это сравнимо с ситуацией, когда вас резко выселяют из единственного жилья со всем имуществом.
Единственное, что нас связывает с РПЦ с начала 1990-х, — два здания и половина угловой башни, находящиеся в совместном пользовании по договору. Сейчас они используются приходом патриаршего подворья. Для каких целей им понадобилось здание бывшего монастыря — неизвестно.
В начале прошлого года нам пришла копия письма с подписью патриарха из Росимущества, где говорилось о передаче РПЦ бывшего здания Спасо-Андроникова монастыря. После этого была создана согласительная комиссия, которую возглавили глава патриаршего совета по культуре Тихон Порховский (Шевкунов) и директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. В ней также приняли участие представители РПЦ и директора музеев с аналогичной проблемой — на их здания и сооружения также претендовала церковь.
Но судьба Музея Андрея Рублева так и не ясна: нам предложили дальше работать над решением вопроса. Больше с представителями РПЦ мы не общались, а разбираться с проблемой сами с собой мы не можем. Мы были готовы передать им здание хранилища, но представители церкви ответили, что им «этого мало». На этом история пока что кончилась — они просто продолжают использовать здание бывшей администрации и первый этаж угловой башни.
Филиал Государственного исторического музея в Новодевичьем монастыре в Москве
Статус конфликта: монастырь передали в собственность церкви, сотрудники музея и представители РПЦ продолжают сотрудничество
Один из известнейших древнерусских монастырей также был упразднен после Октябрьской революции. В 1922 году в его стенах был образован музей, рассказывающий о жизни царевны Софьи, но просуществовал он только четыре года года. В 1934 году Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного исторического музея.
С осени 1941 года в монастыре частично возобновилась богословская деятельность, в последние годы войны два храма открылись для богослужения. Еще в 1990-х ГИМ отдал РПЦ некоторые строения монастыря, но в 2006-м был подан первый запрос о передаче всего комплекса. Десять лет назад Московская епархия РПЦ получила в бессрочное пользование архитектурный ансамбль Новодевичьего и ряд предметов, выставлявшихся в стенах монастыря как экспозиция.
С 2010 года сотрудники ГИМ не имеют никакого отношения к архитектурному комплексу, который восстанавливали силами музея. Но с РПЦ был заключен договор, согласно которому она должна следить за сохранностью памятников. Сейчас как минимум два раза в год проходят совместные реставрационные советы, на которых сотрудники музея обсуждают с представителями РПЦ методики по реставрации икон в иконостасах.
Главный хранитель Государственного исторического музея
То, что монастырь стал музеем, во многом его спасло — иначе он мог быть разрушен. Сейчас мы имеем перед собой редкий архитектурный ансамбль XVI–XVII веков, реставрация и сохранение которого легли на плечи сотрудников.
В основном сотрудники музея отнеслись к передаче с пониманием — так или иначе, это должно было произойти. Политика государства по отношению к церкви была ясна: начался процесс передачи монастырей, и статус Новодевичьего был вопросом времени. Кроме того, мы давно сотрудничаем с РПЦ: на территории монастыря с 1944 года располагается Московское епархиальное управление, здесь же был возрожден женский монастырь.
В монастыре располагалась экспозиция с выставками и хранилище музея, которые в 2010 году переехали в Государственный исторический музей. Интерьеры монастыря — паникадила, иконы, иконостасы, светильники — остаются в нем и по сей день. Эти предметы числятся в наших учетных книгах и музейном фонде России, поэтому переданы РПЦ на хранение по договору, по которому церковь взяла на себя ответственность сохранять памятники культуры. Текст договора разработан вместе с руководством монастыря, дирекцией музея и Министерством культуры.
Сейчас монастырь находится в собственности Русской православной церкви, а мы участвуем в совещаниях по реконструкции: наши сотрудники принимают решения, дают советы и консультируют епархию. Такое сотрудничество можно считать удачным, потому что, на мой взгляд, наша главная задача — сохранить уникальные памятники, которые нам достались.
Конечно, для музея существуют определенные финансовые потери: раньше монастырь посещало очень много людей, в том числе и иностранные туристы. Но, учитывая трепетное отношение со стороны церкви, наши задачи абсолютно совпали. Если люди понимают, что речь идет в первую очередь о сохранении, то спокойно продолжают совместную работу. Если мы не будем во главу угла ставить собственные представления о правильном, а подумаем о памятниках культуры, то произойдет просветление и исчезнут все конфликты.
Почему РПЦ может претендовать на здания?
Адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры»
Понятие имущества религиозного назначения закреплено на федеральном уровне законом № 327, который был принят в 2010 году. К объектам религиозного назначения относятся монастырские и храмовые комплексы, предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений.
Чтобы в Росимуществе рассмотрели просьбу о передаче объекта, религиозной организации достаточно отправить письменное заявление в произвольной форме. Но нужно обязательно подтвердить религиозное назначение объекта документально. Как правило, организации ссылаются на исторически сложившуюся [после событий 1917 года] судьбу многих религиозных объектов. Например, архивные справки, содержащие истории строительства и конфессиональной принадлежности объекта.
Для решения подобных вопросов создаются комиссии. В их состав входят общественные деятели, руководящие органы религиозных организаций, а также специалисты в области религиоведения, культурологии, права.