Москва на колесах

Крузер, ашан-байк или гибрид: какой выбрать велосипед

Консультирование:
Николай Григорьев
10 мая 2016 в 14:32
Если у вас нет своего велосипеда, то вы наверняка в процессе выбора. «Афиша Daily» попросила автора блога Velonation.net Анастасию Ромашкевич составить базовые рекомендации для принятия решения и сконструировала на их основе тест.

Чтобы ездить по Москве на велосипеде, не нужно практически ничего. Даже велосипеда — если вы живете в зоне покрытия городского проката. Но это до тех пор, пока вас устраивают их тяжелые велосипеды и отсутствие гарантии, что свободный обнаружится в нужном месте. В общем, вполне вероятно, что вам захочется купить собственный велосипед — с ним как-то веселее и надежнее.

Есть на свете сектанты, которые будут утверждать, что покупка велосипеда — дело серьезное. Они убеждены, что, пока человек не разобрался, как устроена планетарная втулка, подходить к велосипеду нельзя. Но это ерунда — чтобы купить велосипед, надо иметь кое-какие деньги и понимание, зачем он нужен, в каком режиме вы будете его использовать, где хранить и как парковать.

Мы предлагаем несколько вопросов, которые стоит задать перед покупкой, которые сузят выбор. Важно подчеркнуть, что «Афиша» не берется давать конкретные рекомендации с ценами и моделями — этот тест предназначен, чтобы получить общее направление, и не избавит от необходимости посоветоваться с более опытными в двухколесных делах товарищами.

Под тестом опубликован еще ряд вопросов и ответов — частично они расшифровывают пункты теста, а частично их дополняют и конкретизируют.

Какой велосипед вам подходит

Ваш бюджет до 15000 рублей?

ДаНет
ashan
avito
citybike
compact
cruiser
handmade
mtb
roadbike
singlespeed

Сколько вы готовы потратить?

Цена на сколько нибудь приличные велосипеды начинается примерно с 15 000 рублей. За меньшую сумму реально собрать велосипед своими руками на основе старой советской рамы, сторговаться на «Авито» или купить так называемый ашан-байк — простенькую модель из ассортимента больших торговых сетей. Типичный пример ашан-байка — велосипеды Stels, на которых по московским улочкам курсируют дворники (они как раз стоят в районе 15 000 рублей). При покупке б/у велосипеда важно не ошибиться с ростовкой, то есть надо понимать, какая рама подходит под рост. Перед покупкой любого поддержанного велосипеда постарайтесь все-таки попробовать прокатиться и потом принять решение.

Верхняя ценовая планка на велосипеды не то чтобы упирается в небо, но подвешена высоко — есть модели и за 600 000. Вы, скорее всего, обойдетесь меньшей суммой — реально найти приличный вариант в пределах 50 000 рублей. Исходите из того, что правильная цена — это когда в случае угона вам жалко сам велосипед, а не потраченных на него денег.

Ездить или кататься?

Одно дело — транспорт, на которым вы собираетесь регулярно добираться на работу, другое — велосипед, предназначенный для променадов в районе Патриарших или Покровки. Для прогулок подходят модели с говорящим названием круизер. Их выпускают Schwinn и Electra, стоят они от 20 000 до 50 000 рублей. Круизеры придумали для неспешного катания по пляжу, поэтому у них большие колеса с широкими шинами, чтобы ездить по песку и грунту. Они хороши и для заездов на бордюры. У круизеров прямая посадка и широкое, комфортное седло, но они медленные, тяжелые (до 20 кг) и очень большие, поэтому плохо помещаются в лифтах. Сценарий пляжной жизни явно не предполагал доставку велосипеда на 12-й этаж жилого дома.

Как вы будете хранить велосипед?

Чем сложнее выкатить велосипед из квартиры и закатить его обратно, тем реже вы будете его использовать. Если есть сомнения, возьмите рулетку, измерьте велосипед, лифт и место в квартире, которое отводится для хранения. Сделайте выводы. Важен не только размер, но и вес. Скажем, десятикилограммовый синглспид от Fuji с рулем-рогами можно при необходимости поднять в квартиру и по лестнице, а там подвесить к стене (для этого продаются специальные крепления). С городским велосипедом, который весит 15 кг (не считая навешанных на него корзинок и багажников) и оборудован широким рулем, этот номер не пройдет.

Как насчет того, чтобы сочетать велосипед с другим транспортом?

По-научному это называется интермодальными поездками. Например, вы едете по району на велосипеде, оставляете его на парковке у метро и пересаживаетесь в подземку. Или приезжаете в Москву из пригорода на электричке, садитесь на велосипед, запаркованный у вокзала, и катите на нем на работу. Так поступают жители Голландии и других хорошо велосипедизированных стран. У них же стоит поучиться, как выбирать велосипед для таких целей: он должен быть самым простым, дешевым и по возможности не вызывать эмоциональной привязанности, потому что рано или поздно его украдут. В московском случае для этих целей подойдет ашан-байк или старенький подержанный велосипед, который находится на полпути в металлолом.

Есть и другой вариант — когда велосипед ездит вместе с хозяином на метро. Или живет в багажнике машины и извлекается оттуда для оперативных поездок в радиусе 5 км (считается, что именно на таких расстояниях это самый эффективный вид транспорта). В таком случае он должен быть складным и простым в обращении. Как, например, Strida (от 35 000 р.) или Brompton (под 100 000 р.), которые не только легко складываются-раскладываются, но и сконструированы так, чтобы их было можно катить рядом в сложенном состоянии.

Велосипед — это альтернатива спортзалу?

Да, но только в том случае, если ехать на нем далеко и быстро. Добираясь на велосипеде до ближайшего бара, вы вряд ли сожжете лишние калории (для это есть, скажем, занятия по сайклингу). Какая-то спортивная польза начинается, если проехать километров 10–15. Для этих целей подходят шоссейные или гибридные (помесь шоссейных и горных). Они быстрые, и у них много скоростей, что ценно в условиях московского ландшафта. У гибридов широкие шины, которые предназначены для поездок по бездорожью: самое то, если велосипед нужен не только для поездок на работу, но и для активного отдыха на природе. У шоссейных моделей узкие шины, и в целом они выглядят более элегантно.

Вы собираетесь ездить по тротуару?

Вообще-то, правила разрешают выезжать на тротуар только в исключительных случаях — когда нет возможности ехать по велодорожке или правому краю проезжей части. По факту все трактуют это правило в свою пользу — ездить среди машин страшно, поэтому вроде как можно и по тротуару. На первых порах это действительно так; в перспективе все-таки лучше мигрировать на дорогу, потому что быстрее и не так страшно, как кажется. Единственные велосипеды, которые действительно подходят для поездок по тротуару, — горные (скажем, Merida за 45 000 рублей) и их родственники — гибриды. У них хороший накат, поэтому они легко заезжают на бордюры, есть амортизация. На любом другом велосипеде каждый бордюр — встряска организма, а маленьким колесам складных велосипедов вообще не каждый бордюр по зубам.

Это техническая сторона вопроса. А есть еще психологическая: пешеходам обычно не нравится, когда в их пространство вторгаются велосипеды, — и они тут в своем праве. Чтобы не злить людей, надо ездить медленно, а велосипед взять милый и симпатичный. С этой точки зрения идеальный вариант для тротуара — Strida, владелец которой обречен купаться в волнах всеобщего умиления. Дети кричат ему вслед «Мама, смотри какой!», а их родители вежливо интересуются, где и почем можно приобрести такой велосипед.

Чем неудобнее велосипед для тротуарной езды, тем стильнее стимул поскорее набираться опыта и выезжать на проезжую часть. С горным велосипедами такого стимула нет, зато есть стимул ловко скакать с бордюра на бордюр, пугая прохожих. Кстати, запомните, что въезжать на бордюры (а также переезжать трамвайные рейсы) надо под максимально прямым углом. Особенно в сырую погоду, иначе можно упасть. Ну, а рекомендацию использовать шлем мы оставляем за скобками — это понятно.

Вам нужны скорости?

Со ними проще ехать в горку, но велосипед станет тяжелее, дороже и сложнее, а чем больше деталей, тем выше риск, что что-то сломается. Бывают велосипеды, у которых по 20 скоростей — для обычного городского велосипеда, на котором не предполагается преодолевать многокилометровые подъемы и ставить рекорды, 3–5 скоростей достаточно. Можно обойтись и вовсе без них, даже если у вас на маршруте лежит Рождественский бульвар. Взбираться в такую горку и при наличии скоростей удовольствие специфическое, лучше ее просто объехать. Не забывайте, что самые быстрые городские велосипедисты, велокурьеры, чаще всего вообще ездят на фиксах — велосипедах с одной скоростью и фиксированной передачей. Они катятся, пока вы крутите педали, и тормозят, когда вы фиксируете педали, потому что обычного тормоза у них зачастую нет.

Как вы одеваетесь?

Смотрим в сторону Амстредама, Копенгагена и других велосипедных городов — там люди ездят в самой обычной одежде. И велосипеды у них соответствующие — так называемые городские модели. Они относительно тяжелые, не слишком быстрые, зато ездить на них удобно и безопасно — за счет прямой посадки. На городских велосипедах органично смотрятся корзинки и ящики для багажа, они часто продаются вместе с защитой брюк от цепи, и их можно укомплектовать дополнительной защитной на колесо, чтобы в спицах не застревали полы длинной одежды. Городские велосипеды бывают двух видов — с высокой рамой и с низкой, которую в России принято называть женской. В Америке такие велосипеды называют dutch, то есть голландскими, потому что в Голландии на них действительно ездит множество людей, невзирая на пол, возраст и прочие различия. И это не потому, что они извращенцы, — просто низкие рамы самые практичные. Чтобы сесть на такой велосипед, не надо высоко размахивать ногами, и он удобен для частых остановок (на светофорах, у магазинов и так далее). Если вы намереваетесь ездить на велосипеде в юбках или классических брюках, то городской велосипед с низкой рамой точно ваш. Производят такие, например, Linus, но их быстро раскупают, и новые не везут. Есть новая отечественная марка Bear Bike (20 000–25 000 р.), есть та же Electra с ценой под 50 000 рублей, есть Pashley, суббренд Electra, — они стоят и вовсе под 100 000 рублей.

Какова вероятность, что велосипед украдут?

Невозможно жить полноценной жизнью, перемещаясь на велосипеде исключительно между квартирой и охраняемой парковкой в офисе. Рано или поздно захочется поехать в магазин, кино, кафе или в гости. Это нормально. Ненормально использовать для парковки тросики — для угонщика это задача на несколько секунд. Гораздо лучше цепи, а еще лучше — u-lock. Надежность всех этих средств оценивается по десятибалльной шкале (спрашиваете в магазине). Использовать замок или цепь, у которых меньше 5 баллов, курам на смех. Если вы паркуетесь с помощью цепи, следите, чтобы она была туго натянута вокруг рамы и не свисала — ее будет сложнее разомкнуть. С помощью u-lock можно не только прикрепить велосипед к парковке, но и зафиксировать колесо. Самый надежный вариант — купить два таких замка. Дорого, но в случае хорошего велосипеда вполне оправдано. Исходите из того, что затраты на защиту могут составить 20% от цены самого велосипеда.

Расскажите друзьям
Читайте также
[]