Чтобы ездить по Москве на велосипеде, не нужно практически ничего. Даже велосипеда — если вы живете в зоне покрытия городского проката. Но это до тех пор, пока вас устраивают их тяжелые велосипеды и отсутствие гарантии, что свободный обнаружится в нужном месте. В общем, вполне вероятно, что вам захочется купить собственный велосипед — с ним как-то веселее и надежнее.
Есть на свете сектанты, которые будут утверждать, что покупка велосипеда — дело серьезное. Они убеждены, что, пока человек не разобрался, как устроена планетарная втулка, подходить к велосипеду нельзя. Но это ерунда — чтобы купить велосипед, надо иметь кое-какие деньги и понимание, зачем он нужен, в каком режиме вы будете его использовать, где хранить и как парковать.
Мы предлагаем несколько вопросов, которые стоит задать перед покупкой, которые сузят выбор. Важно подчеркнуть, что «Афиша» не берется давать конкретные рекомендации с ценами и моделями — этот тест предназначен, чтобы получить общее направление, и не избавит от необходимости посоветоваться с более опытными в двухколесных делах товарищами.
Под тестом опубликован еще ряд вопросов и ответов — частично они расшифровывают пункты теста, а частично их дополняют и конкретизируют.
Сколько вы готовы потратить?
Цена на сколько нибудь приличные велосипеды начинается примерно с 15 000 рублей. За меньшую сумму реально собрать велосипед своими руками на основе старой советской рамы, сторговаться на «Авито» или купить так называемый ашан-байк — простенькую модель из ассортимента больших торговых сетей. Типичный пример ашан-байка — велосипеды Stels, на которых по московским улочкам курсируют дворники (они как раз стоят в районе 15 000 рублей). При покупке б/у велосипеда важно не ошибиться с ростовкой, то есть надо понимать, какая рама подходит под рост. Перед покупкой любого поддержанного велосипеда постарайтесь все-таки попробовать прокатиться и потом принять решение.
Верхняя ценовая планка на велосипеды не то чтобы упирается в небо, но подвешена высоко — есть модели и за 600 000. Вы, скорее всего, обойдетесь меньшей суммой — реально найти приличный вариант в пределах 50 000 рублей. Исходите из того, что правильная цена — это когда в случае угона вам жалко сам велосипед, а не потраченных на него денег.
Ездить или кататься?
Одно дело — транспорт, на которым вы собираетесь регулярно добираться на работу, другое — велосипед, предназначенный для променадов в районе Патриарших или Покровки. Для прогулок подходят модели с говорящим названием круизер. Их выпускают Schwinn и Electra, стоят они от 20 000 до 50 000 рублей. Круизеры придумали для неспешного катания по пляжу, поэтому у них большие колеса с широкими шинами, чтобы ездить по песку и грунту. Они хороши и для заездов на бордюры. У круизеров прямая посадка и широкое, комфортное седло, но они медленные, тяжелые (до 20 кг) и очень большие, поэтому плохо помещаются в лифтах. Сценарий пляжной жизни явно не предполагал доставку велосипеда на 12-й этаж жилого дома.
Как вы будете хранить велосипед?
Чем сложнее выкатить велосипед из квартиры и закатить его обратно, тем реже вы будете его использовать. Если есть сомнения, возьмите рулетку, измерьте велосипед, лифт и место в квартире, которое отводится для хранения. Сделайте выводы. Важен не только размер, но и вес. Скажем, десятикилограммовый синглспид от Fuji с рулем-рогами можно при необходимости поднять в квартиру и по лестнице, а там подвесить к стене (для этого продаются специальные крепления). С городским велосипедом, который весит 15 кг (не считая навешанных на него корзинок и багажников) и оборудован широким рулем, этот номер не пройдет.
Как насчет того, чтобы сочетать велосипед с другим транспортом?
По-научному это называется интермодальными поездками. Например, вы едете по району на велосипеде, оставляете его на парковке у метро и пересаживаетесь в подземку. Или приезжаете в Москву из пригорода на электричке, садитесь на велосипед, запаркованный у вокзала, и катите на нем на работу. Так поступают жители Голландии и других хорошо велосипедизированных стран. У них же стоит поучиться, как выбирать велосипед для таких целей: он должен быть самым простым, дешевым и по возможности не вызывать эмоциональной привязанности, потому что рано или поздно его украдут. В московском случае для этих целей подойдет ашан-байк или старенький подержанный велосипед, который находится на полпути в металлолом.
Есть и другой вариант — когда велосипед ездит вместе с хозяином на метро. Или живет в багажнике машины и извлекается оттуда для оперативных поездок в радиусе 5 км (считается, что именно на таких расстояниях это самый эффективный вид транспорта). В таком случае он должен быть складным и простым в обращении. Как, например, Strida (от 35 000 р.) или Brompton (под 100 000 р.), которые не только легко складываются-раскладываются, но и сконструированы так, чтобы их было можно катить рядом в сложенном состоянии.
Велосипед — это альтернатива спортзалу?
Да, но только в том случае, если ехать на нем далеко и быстро. Добираясь на велосипеде до ближайшего бара, вы вряд ли сожжете лишние калории (для это есть, скажем, занятия по сайклингу). Какая-то спортивная польза начинается, если проехать километров 10–15. Для этих целей подходят шоссейные или гибридные (помесь шоссейных и горных). Они быстрые, и у них много скоростей, что ценно в условиях московского ландшафта. У гибридов широкие шины, которые предназначены для поездок по бездорожью: самое то, если велосипед нужен не только для поездок на работу, но и для активного отдыха на природе. У шоссейных моделей узкие шины, и в целом они выглядят более элегантно.
Вы собираетесь ездить по тротуару?
Вообще-то, правила разрешают выезжать на тротуар только в исключительных случаях — когда нет возможности ехать по велодорожке или правому краю проезжей части. По факту все трактуют это правило в свою пользу — ездить среди машин страшно, поэтому вроде как можно и по тротуару. На первых порах это действительно так; в перспективе все-таки лучше мигрировать на дорогу, потому что быстрее и не так страшно, как кажется. Единственные велосипеды, которые действительно подходят для поездок по тротуару, — горные (скажем, Merida за 45 000 рублей) и их родственники — гибриды. У них хороший накат, поэтому они легко заезжают на бордюры, есть амортизация. На любом другом велосипеде каждый бордюр — встряска организма, а маленьким колесам складных велосипедов вообще не каждый бордюр по зубам.
Это техническая сторона вопроса. А есть еще психологическая: пешеходам обычно не нравится, когда в их пространство вторгаются велосипеды, — и они тут в своем праве. Чтобы не злить людей, надо ездить медленно, а велосипед взять милый и симпатичный. С этой точки зрения идеальный вариант для тротуара — Strida, владелец которой обречен купаться в волнах всеобщего умиления. Дети кричат ему вслед «Мама, смотри какой!», а их родители вежливо интересуются, где и почем можно приобрести такой велосипед.
Чем неудобнее велосипед для тротуарной езды, тем стильнее стимул поскорее набираться опыта и выезжать на проезжую часть. С горным велосипедами такого стимула нет, зато есть стимул ловко скакать с бордюра на бордюр, пугая прохожих. Кстати, запомните, что въезжать на бордюры (а также переезжать трамвайные рейсы) надо под максимально прямым углом. Особенно в сырую погоду, иначе можно упасть. Ну, а рекомендацию использовать шлем мы оставляем за скобками — это понятно.
Вам нужны скорости?
Со ними проще ехать в горку, но велосипед станет тяжелее, дороже и сложнее, а чем больше деталей, тем выше риск, что что-то сломается. Бывают велосипеды, у которых по 20 скоростей — для обычного городского велосипеда, на котором не предполагается преодолевать многокилометровые подъемы и ставить рекорды, 3–5 скоростей достаточно. Можно обойтись и вовсе без них, даже если у вас на маршруте лежит Рождественский бульвар. Взбираться в такую горку и при наличии скоростей удовольствие специфическое, лучше ее просто объехать. Не забывайте, что самые быстрые городские велосипедисты, велокурьеры, чаще всего вообще ездят на фиксах — велосипедах с одной скоростью и фиксированной передачей. Они катятся, пока вы крутите педали, и тормозят, когда вы фиксируете педали, потому что обычного тормоза у них зачастую нет.
Как вы одеваетесь?
Смотрим в сторону Амстредама, Копенгагена и других велосипедных городов — там люди ездят в самой обычной одежде. И велосипеды у них соответствующие — так называемые городские модели. Они относительно тяжелые, не слишком быстрые, зато ездить на них удобно и безопасно — за счет прямой посадки. На городских велосипедах органично смотрятся корзинки и ящики для багажа, они часто продаются вместе с защитой брюк от цепи, и их можно укомплектовать дополнительной защитной на колесо, чтобы в спицах не застревали полы длинной одежды. Городские велосипеды бывают двух видов — с высокой рамой и с низкой, которую в России принято называть женской. В Америке такие велосипеды называют dutch, то есть голландскими, потому что в Голландии на них действительно ездит множество людей, невзирая на пол, возраст и прочие различия. И это не потому, что они извращенцы, — просто низкие рамы самые практичные. Чтобы сесть на такой велосипед, не надо высоко размахивать ногами, и он удобен для частых остановок (на светофорах, у магазинов и так далее). Если вы намереваетесь ездить на велосипеде в юбках или классических брюках, то городской велосипед с низкой рамой точно ваш. Производят такие, например, Linus, но их быстро раскупают, и новые не везут. Есть новая отечественная марка Bear Bike (20 000–25 000 р.), есть та же Electra с ценой под 50 000 рублей, есть Pashley, суббренд Electra, — они стоят и вовсе под 100 000 рублей.
Какова вероятность, что велосипед украдут?
Невозможно жить полноценной жизнью, перемещаясь на велосипеде исключительно между квартирой и охраняемой парковкой в офисе. Рано или поздно захочется поехать в магазин, кино, кафе или в гости. Это нормально. Ненормально использовать для парковки тросики — для угонщика это задача на несколько секунд. Гораздо лучше цепи, а еще лучше — u-lock. Надежность всех этих средств оценивается по десятибалльной шкале (спрашиваете в магазине). Использовать замок или цепь, у которых меньше 5 баллов, курам на смех. Если вы паркуетесь с помощью цепи, следите, чтобы она была туго натянута вокруг рамы и не свисала — ее будет сложнее разомкнуть. С помощью u-lock можно не только прикрепить велосипед к парковке, но и зафиксировать колесо. Самый надежный вариант — купить два таких замка. Дорого, но в случае хорошего велосипеда вполне оправдано. Исходите из того, что затраты на защиту могут составить 20% от цены самого велосипеда.