Тем временем в Москве

Самая большая школа в России открывается на ЗИЛе. Что там будет?

8 октября 2019 в 17:55
На территории ЗИЛ почти готова к открытию самая большая школа в России — там смогут учиться 2500 детей. «Афиша Daily» в ней побывала и рассказывает, похоже ли образовательное пространство на школу в привычном ее понимании.

Как устроена школа

Изломанными крышами и желто-оранжевыми фасадами здание школы чем‑то напоминает роттердамские Cubic houses. Под крышами вроде располагается одна школа, на самом деле здание разделено на почти автономные блоки: первый, для учеников начальных классов, — и второй, для средней и старшей школы. Каждым предназначается свой внутренний двор для прогулок. Объединяет всех культурно-спортивный блок и большая уличная зона с площадками для спорта и отдыха.

Школа — это почти 41 000 квадратных метров (как средний торговый центр), она рассчитана на 100 классов по 25 человек в каждом. Подробности про создание проекта неизвестны: за строительство отвечало КП «Управление гражданского строительства», а проектировщиком выступила компания «Глобал Инжиниринг Проект Групп». Вообще место на территории завода имени Лихачева называется «экспериментальным учебным комплексом»: при проектировании было одобрено отступление от некоторых утвержденных норм и правил. Например, впервые у школы будет универсальный зрительный зал на 1000 мест.

Другие размеры тоже удивляют. Так, две столовые рассчитаны на 800 и 450 мест (можете представить очередь за сосиской в тесте?). Создатели школы посчитали количество блюд, производимых столовыми в день с учетом разных режимов питания, — получилось 21 500.

При желании в школе можно будет провести весь день (не потому что заблудился — хотя и это возможно). На «продленке» ученики смогут пойти в изостудию, студию роботехники, клуб астрономии, математический и филологический клубы, «комнату живой природы», студию хореографии. В здании есть стадион под крышей: три спортивных зала разделяются сетчатыми перегородками, которые при необходимости можно убрать.

Особенностью школы стал «Кванториум» — технопарк для детей. В программе — лазерные технологии, прикладная космонавтика, изучение наноматериалов и построение виртуальной реальности. Посещать детский технопарк смогут и ученики других школ.

Конечно, в коридорах и переходах можно запутаться. Поэтому разработана схема навигации: полосы разных цветов будут направлять к кабинетам, двери которых окрашиваются в соответствующий цвет.

Прогулять уроки будет непросто. Для школы создана умная система непрерывного видеонаблюдения: анализируя данные, та сможет предупреждать нештатные ситуации — например, если кто‑то решит перелезть забор. Кроме этого за учебным процессом будет присматривать и специальная психолого-конфликтологическая служба.

Школа на 2500 учеников обогнала предыдущего рекордсмена ненамного: два года назад в Некрасовке открылся комплекс на 2100 мест. И хотя построили школу на ЗИЛ всего за полтора года (начали в марте 2018-го), процесс «заселения» займет несколько лет.

Самая большая школа России ориентирована прежде всего на тех, кто приобрел квартиры в жилом комплексе «Зиларт»: после завершения строительства в новом городском районе будут проживать 75 тыс. человек. Кроме школы-гиганта на ЗИЛ обещают концертный зал, музей «Эрмитаж-Москва», драматический и кукольный театры.

Здание уже передано в оперативное управление одному из лидеров рейтингов московских школ — школе № 548 «Царицыно». На сайте школы записывают в лист ожидания на три года вперед и со здоровой иронией рапортуют о последних новостях: «состоялось совещание <…>, на нем обсуждались вопросы кадрового обеспечения, направлений дополнительного образования, логистики и навигации, что особенно важно для третьеклассника, например, который вошел в понедельник в здание любимой школы и в этот же день очень хотел бы успешно выйти из него».

Цифры продолжают мелькать и здесь: на территории школы высажено 1989 растений, тестируют школьный звонок, чтобы его было слышно в сотне кабинетов, почти закончили пересчет 1000 диспенсеров для мыла и других предметов. Среди наиболее острых вопросов — парковка для сотен сотрудников и родителей. «Хождение в школу не должно мешать моему образованию!» — звучит слоган 548-й.

Елена Аралова

директор Martela в России, принимала участие в проектировании школы «Летово», «Новой школы», «Хорошколы»

Как появляются школы на тысячи учеников

Школы-гиганты возникли как ответ на крупные девелоперские проекты на рынке жилой недвижимости. Застройщик должен построить не только жилье, но и вложиться в инфраструктуру района: благоустроить территорию, построить парковки, дороги, образовательные учреждения. Школа должна суметь вместить всех детей, родители которых заезжают в новые квартиры. Построить одно гигантское здание школы застройщику дешевле, чем два-три учебных учреждения. Именно поэтому и появляются школы, рассчитанные на несколько тысяч детей.

Ключевое преимущество таких проектов — существенная экономия средств девелопера. Это на руку и властям: проще и быстрее закрываем потребность в учебных местах для жителей района. Один из основных критериев федеральных программ — рост числа учебных мест, ликвидация второй смены в школах. Соответственно, власти заинтересованы минимальными ресурсами обеспечить наибольшее число учебных мест. Школы-гиганты играют на руку и принятой в Москве стратегии укрупнения образовательных учреждений — таким образом, сокращаются административные и управленческие расходы.

Отличаются ли школы-гиганты от обычных

Другой вопрос, насколько оправданы такие проекты с позиции образовательного результата. Представьте, 2500 учеников, несколько сотен преподавателей, и все они размещаются в здании площадью не менее 40 000 кв. м. Это как если бы объединить под одной крышей три-четыре типовых школьных здания, в которых мы все учились раньше.

В таком масштабе крайне сложно сформировать уютное, соразмерное, тематически понятное, логичное пространство. Но очень легко построить «завод» с длинными коридорами и типовыми монотонными классами. Чаще всего именно так и получается. И цветные фасады, стены с граффити в этом случае не спасают положение.

Я недавно была в одной из таких школ. Формально она соответствует нормам и правилам, в паре помещений даже установлены дорогие сенсорные экраны и несколько роботов. Но по сути здание является лишь бутафорией, имитирующей облик современной школы. Одна розетка в классе, одинокая маркерная доска на стене, тяжелые парты в ряд — все как обычно, как 10, 20 или 30 лет назад.

Расскажите друзьям