В Москве появляется все больше новых игровых площадок, которые не похожи на куски разноцветного пластика, скопированные из соседнего двора. Здесь дети могут придумывать разные сценарии игры, соприкасаться с природой и чувствовать себя особенными. «Афиша Daily» показывает хорошие примеры, а архитекторы рассказывают, как и зачем они их придумали.

Площадка «Оригами» в ЖК «Саларьево-парк»

1 из 6
2 из 6
6 из 6
Анастасия Юркевич

архитектор бюро AFA

Как устроена площадка

Для площадки мы взяли идею оригами. Каменный холм выполнен в форме классического оригами с ребрами в виде сгибов, а для архитектуры навесов и подиумов для сидения взяты мотивы бумажных модулей. На площадках огромное количество деталей, в которые мы всегда стараемся вложить свой подтекст.

Чтобы придать площадке более природные черты, использовали натуральный камень, дерево, песок, гальку, кору, щепу. Они создают особые сенсорно-тактильные ощущения и дают безграничное число сценариев игры. А ведь именно через игру дети познают разнообразие мира, понимают, как он работает, получают новый жизненный опыт.

Важным фактором хорошей среды для нас является ее способность «приглашать к общению». Например, очень хорошо работают игры с водой. На площадке «Оригами» есть водная зона, где сложно играть в одиночку. Она устроена следующим образом: в одной части постоянно циркулирует вода, благодаря насосной системе, в другой — воду поднимают сами дети с помощью винта Наутилуса. Чтобы вода потекла по нужному руслу, необходимо взаимодействовать между собой. Эта одна из любимых зон и взрослых, и детей. Летом по воде все ходят босиком.

Особое внимание мы, как обычно, уделяем риску и возможности рисковать. Игровая среда — то место, где ребенок должен получить такую возможность. На площадке есть девятиметровая башня, куда можно добраться и рассмотреть все вокруг.

Свои площадки мы стараемся не называть «детскими» — это целые игровые пространства, которые притягивают не только детей, но и взрослых. Здесь есть кафе, столы со скамейками, есть просторные лежаки и гамаки. Родители чувствуют себя полноправными пользователями и часто с удовольствием вступают в игру.

Площадка в парке «Зеленая река»

1 из 8
2 из 8
8 из 8
Дарья Бычкова

основатель архитектурного бюро «Чехарда»

Как устроена площадка

Площадка находится на территории ЖК «Символ» и парка «Зеленая река» на месте бывшего завода «Серп и молот». Детская зона называется «Сказочные острова» и делится на две игровые площадки для детей разных возрастов: «Дуб» (7–12 лет) и «Холмистые берега» (1–7 лет). Она словно вытянута вдоль реки и символизирует ее течение. Центральный элемент пространства для детей постарше — семиметровая конструкция-маяк из натурального дуба с канатным лабиринтом. Вокруг этого игрового элемента расположены батуты, качели-гнезда и площадки для развивающих игр. В зоне для маленьких детей главным объектом является большая песочница, «озеро малышей». В качестве развивающей составляющей выступает экскаватор, с помощью которого дети пересыпают песок. Сами объекты — пни, бревна, паутинки, канаты — выглядят лохмато и неотесанно.

Нужны ли природные площадки в городе

Эта площадка — один из первых примеров того, как девелоперы и застройщики перестают бояться природности. До этого нашими заказчиками были в основном парки, куда хорошо встраивается подобное игровое окружение.

Современным детям не хватает соприкосновения с природой, деревом, неотесанными формами, безопасными, но при этом абсолютно непредсказуемыми. Призвание наших площадок — восполнять этот дефицит. Хоть «Серп и молот» и является самой урбанизированной из всех наших площадок, она все равно выполняет свою функцию. Деревяшки и стекло прижились, и это развязывает нам руки — раньше мы немного робели перед подобными проектами, а теперь видим, что они отлично сосуществуют.

Такие площадки становятся островком леса среди каменных джунглей. И люди, которые видят их, словно пробуждаются ото сна и думают: «Боже, это бревна, сучки, вода! Все такое живое, настоящее».

И еще одно огромное преимущество натуральных площадок: после того, как ими перестанут пользоваться, они не будут загрязнять окружающую среду. Откуда взялись материалы для строительства, там они в конечном случае и окажутся.

Как узнать, чего хочет ребенок

Перед проектированием детской площадки нужно ответить на вопросы: для кого ее делаем, где делаем, зачем? Мы придерживаемся идеи, что каждая возрастная группа должна иметь свое безопасное пространство. Например, для малышей от 1 до 3 лет необходимо что‑то невысокое, допустим песочница. Также важны материалы для развития мелкой моторики: песок, галька, щепа. Важно иметь место, где дети могут укрываться, например домик.

Дети среднего возраста, от 3 до 7 лет, любят качели, лазалки, горки и в целом активно проводить время. Поэтому для такого возраста предусматриваются «поляны», то есть открытые пространства, где дети могут бегать, а по периметру создаются игровые пространства.

Более взрослым детям необходимо почувствовать себя главнее родителей, поэтому для них конструируются объекты, куда они могут забраться и понять, что никто, кроме них, этого сделать не может. Пример тому — площадка «Сказочный лес» в Казани. Нас радует, что при правильной планировке детского пространства и взрослые начинают вовлекаться в игру.

Каждый сезон мы создаем площадку, которую дети проектируют от начала до конца. Взрослые отзываются о них как о несуразных и непредсказуемых, но только так можно понять, что именно необходимо ребенку. Мы просто приносим кучу веток и начинаем с ними экспериментировать. В результате рождается космическая структура, где главное функция, а не визуальная картинка. Пример — детская площадка на «Дипломатическом пляже» Николиной Горы в Подмосковье.

Детская зона Московского зоопарка

1 из 8
2 из 8
8 из 8
Анастасия Измакова

ведущий архитектор бюро Wowhaus

Как устроена площадка

До работы над Детской зоной Московского зоопарка мы спроектировали «Ферму» на ВДНХ, в концепции которой также было этичное взаимодействие детей и животных. Там можно поучиться доить козу, погладить кролика, посмотреть на коров, пообщаться с ламами. Мы изучали опыт городских ферм в Берлине, которые строят там с 1970-х годов. Правда, они далеко не такие урбанизированные и красивые, так как в основном инициатива создания таких ферм возникает у самих горожан.

«Детский зоопарк» мы проектировали уже с учетом опыта, полученного на «Ферме». Кроме возможности общения с животными мы добавили сюда заметную образовательную составляющую. Здесь заложено не только прямое обучение на мастер-классах, но и обучение через игру, то есть косвенное.

Расположенные на территории детские площадки тематически перекликаются с существующими здесь зонами. Например, рядом с авиарием есть площадка с гнездышками, куда дети могут залезть и поиграть в птиц. На контактной площадке «Ферма» стоит игровое оборудование для коз, повторяющее привычный для них горный рельеф. Рядом — рельефная площадка для детей: ребенок может наблюдать за животным и повторять его поведение. Есть «кроличьи норы», батуты, скалодром и другие объекты, которые так или иначе соотносятся с образом жизни животных, обитающих рядом. Интерактивные обучающие стенды, расположенные на территории «Детского зоопарка», мы разрабатывали с ученым и популяризатором биологии Дмитрием Кнорре.

Взаимодействие детей с животными происходит под присмотром инструктора: он рассказывает, как лучше их гладить, как подступиться, почему их не стоит бояться и зачем быть с ними осторожными.

Делать ли площадки тематическими

Мы с моим шестилетним сыном Федей обожаем тестировать самые разные детские пространства и в Москве, и за границей. Его любимая площадка — «Салют» в парке Горького.

В процессе работы бюро Wowhaus вместе с социологами и экономистами всегда продумывает, как будут вести себя разные пользователи в том или ином пространстве. Специалисты дают советы, что будет в этом месте более востребовано и как сделать его самоокупаемым.

Площадки нового образца можно разделить на тематические и многоплановые. К первым можно отнести «Корабль» в парке Горького и «Космос» на ВДНХ. На них не будешь ходить каждый день, максимум раз в месяц, ведь функции ограничены конкретной тематикой. А на многоплановых площадках можно играть хоть каждый день, и каждый раз ребенок будет придумывать, кем и как он хочет быть в конкретный момент. Я посетила огромное количество площадок по всему миру и поняла, что часто для ребенка внешний вид пространства не имеет никакого значения — главным являются возможности для игры.

Игровая зона в ЖК «Царская площадь»

1 из 7
2 из 7
7 из 7
Иван Коренков

ведущий архитектор бюро Wowhaus

Как устроена площадка

Хотелось, чтобы, играя на площадке, дети могли почувствовать себя в немного другой реальности. Мы старались создать «неземной» ландшафт с запоминающимся рисунком и искусственным рельефом. Пространство поделено на две части: спортивное и общее игровое. Они расположены по разные стороны участка, но объединены рисунком покрытия, плавно перетекающим из одной площадки в другую. Обе части выполнены в одинаковых цветах, но в инверсии: в детской зоне — яркое покрытие, а оборудование — из неокрашенного металла и натурального дерева; в спортивной — наоборот, внимание привлекают яркие тренажеры, а покрытие остается монохромно-нейтральным.

Спортивная площадка нацелена в первую очередь на активный отдых подростков и взрослых — для них есть разнообразные тренажеры, беговая дорожка, разметка для кроссфита и стол для игры в пинг-понг.

Игровая зона спланирована так, чтобы развивать фантазию у ребенка. Здесь можно каждый день придумывать разные игры, задействуя одни и те же элементы. В центре площадки находится активная зона с сетками, канатами, зацепами, батутами. Но преимуществом являются даже не игровые объекты, а ландшафт, задающий разные сценарии использования. Мы старались максимально озеленить территорию, чтобы у ребенка менялось впечатление от разных частей площадки. Например, можно ходить по газону, так как это единственный способ добраться до гамака, спрятанного в зарослях кустов и деревьев.

Как и другие современные архитектурные бюро, мы считаем очень важным фактор риска при планировке площадки. Существует ложное мнение, что индивидуально спроектированные площадки опаснее заводских пластиковых городков — но ведь 15 лет назад все не только играли на детских площадках, но и прыгали с гаражей, лазали по заброшкам. Это ли не настоящий риск? Лучше научиться осознанному риску на детской площадке с резиной и щепой, где максимальная опасность — содрать коленки, чем подвергать себя настоящей опасности в поисках нового опыта.

Появление подобных площадок в новых ЖК стало маркетинговым инструментом. Они дают огромные преимущества при продаже и работают на имидж застройщика. Вне зависимости от того, продиктовано ли создание детских пространств гуманизмом девелопера или чем‑то еще, для детской аудитории это в любом случае становится плюсом.

Площадка «Дюны» в элитном доме «Малая Ордынка, 19»

1 из 5
2 из 5
5 из 5
Белла Филатова

архитектор, автор проекта, партнер архитектурного бюро «Дружба»

Как устроена площадка

В центре Москвы компактный двор — распространенная ситуация. Площадь участка под площадку «Дюны» всего 98 кв. м. Если размещать на ней стандартное оборудование, поместятся только качели, карусель и песочница. Таким образом, перед нами стояла сложная задача: разместить площадку, насыщенную разнообразными функциями и подходящую для игры детей всех возрастов, на крошечной территории. Поэтому мы создали пространство-лабиринт, максимально непредсказуемое, которое содержит в себе длинные и непрерывные маршруты. Главная тема площадки — взаимодействие изнутри наружу и снаружи вовнутрь. Холмы предлагают различные возможности для лазания: скалодром, канат, сетку, перешагивание по пням, склоны под разным углом. Внутри холмов — норы: «шушукальницы», пещеры с детской мебелью, где можно встать в полный рост, а можно забраться в укромный уголок. Снаружи солнце, песок и вода — внутри космос. Изнутри наружу можно смотреть через перископ и разговаривать через телефон. Можно перемещаться, играя в разные игры: от банальных пряток до международных переговоров, как придумали дети.

Взрослые часто хотят подарить детям свою собственную детскую мечту. Поэтому возникают необыкновенно дорогие площадки в форме рыцарских замков или космических кораблей. Но если ребенок приходит в свой двор часто, он не может каждый раз играть на тему, которую ему навязали взрослые. Мы хотели сделать детское пространство образным, стимулирующим фантазию. И когда проводили тестирование площадки, спрашивали детей: что это вообще такое? Подводная лодка, песчаные дюны, уголок животных в саду, долина хоббитов, муравейник — такими были ответы.

Два других важных фактора для детской площадки — комплексность и насыщенность. Шаблонные решения не подходят, и нужно придумывать такие форматы и сценарии, которые нужны именно этому месту. Архитекторы обычно любят чистые, понятные, «звенящие» решения. В случае с детскими пространствами это не проходит: мы создаем неоднородные, наполненные деталями, в хорошем смысле странные и непредсказуемые решения.

Важно ли спрашивать у детей

Современные детские пространства, как правило, проектируются без учета мнения детей. Взрослые создают сценарии для игры, не посоветовавшись с детьми, и задают свои правила поведения. Так вырастают личности, которые усваивают привычку действовать по заданному сценарию, не привыкают экспериментировать, формировать свое мнение. Нам важно постоянно сверяться с детьми.

Важный фактор — возможность изменять пространство, оставлять в нем свой след. Пространство должно быть максимально трансформируемым, что достаточно сложно осуществить на стационарной детской площадке. Даже на такой маленькой площадке, как «Дюны», можно создать пространство для манипуляций: большая меловая стена, где можно много рисовать и писать, два сыпучих материала (песок и кора), вода в прямом доступе ребенка, растения и поверхности для игры с ними.

Практика архитектурного бюро «Дружба» показывает, что дети могут и должны быть полноценными соавторами проектов среды, в которой они потом будут жить. Совместное проектирование с детьми — это кропотливая работа, которая полностью оправдывает себя. Ведь итог этой работы не просто архитектурный объект, но и важный образовательный результат. А самое главное, дети, мнение которых услышано и воспринято, получают позитивный опыт о том, что мир вокруг можно изменять.

От стандартного набора к городу для детей

Пять лет назад единицы задумывались о детской среде как об отдельной области проектирования. Проектирование площадок ограничивалось формальной расстановкой элементов из стандартного набора. Сегодня и у города, и у девелопера, и у родителей есть запрос на качественную детскую среду. Мы делаем попытки ввести ее в обычные жилые дворы: в этом году совместно с жителями спроектировали 19 муниципальных дворов Академического района и надеемся на качественную реализацию. Но это не все, следующий шаг — город для детей, комплексная система с продуманными маршрутами и связями, разнообразием, инклюзией, средой для игры детей и взрослых.

Мила Жердева

психолог архитектурного бюро «Дружба»

О восприятии города у детей и родителей

В детстве необходимо проигрывать различные сценарии, иначе останется потребность проиграть их уже в другом возрасте, где перед человеком стоят уже совершенно другие задачи. Если детская площадка не содержит элементов риска, свободу перемещения ребенка ограничивают в пользу безопасности. Он может вырасти с ощущением, что не до конца познакомился со своим телом, не знает его, не понимает его возможностей.

В мегаполисе дети живут в ситуации постоянного информационного шума: яркие краски, пестрящие огни и события. Важно иметь альтернативное пространство без информационного груза, без ярких штампов. Площадка на Малой Ордынке, 19 ассоциируется с глиняным пустым сосудом: его можно наполнить тем, что нравится. Пропадает ощущение конкретики. На этой площадке не страшно и не скучно играть одному. Это очень важно, например, для детей, которые не ходят в садик, — пространство, которое дает возможность свои собственные истории сделать уютными, а не чувствовать себя в унылом одиночестве.

Подробности по теме
12 самых странных, необычных и фантастических детских площадок со всего мира
12 самых странных, необычных и фантастических детских площадок со всего мира