Как будет работать закон
— Теперь на фасадах домов запрещена не только реклама (в том числе — социальная и политическая), но и изображения, содержащие сцены насилия, демонстрацию курения или употребления наркотиков и алкоголя.
— У рекламщиков было две недели на то, чтобы закрасить муралы в добровольном порядке. Но как отмечают московские власти, итоги подводить пока рано. Те, кто не удалил изображения до указанного срока, на днях получат предписания от мэрии. После этого у них будет 10 дней на то, чтобы удалить все в обязательном порядке.
— Закон разрешает рисовать на фасадах изображения, популяризирующие выдающихся личностей, исторические события, науку, спорт и искусство.
— Художник должен направить дизайн-проект рисунка в Департамент ЖКХ, который перенаправит его на рассмотрение еще в шесть ведомствЭто: Департамент городского имущества города Москвы, Департамент культуры, Департамент культурного наследия, Департамент средств массовой информации и рекламы, а также Комитет по архитектуре и градостроительству. , включая префектуру округа. После всех этапов согласования, заявку рассмотрит приемная комиссия («Афише Daily» не удалось узнать, кто в нее входит. — Прим. ред.), которая вынесет итоговое решение. По правилам размещения, весь процесс согласования займет не более 30 рабочих дней.
— При этом изображение можно нанести на срок не более 5 лет, а расходы на его реставрацию и удаление возлагаются на художника (или на ответственную за него организацию).
— Рисунок можно нанести только в период с апреля по ноябрь, а установленный срок проведения работ — от 7 до 28 дней (календарных или рабочих — не уточняется) в зависимости от масштабов работы. Если художник не успеет до начала ноября, мурал закрасят за счет бюджета.
Примечательно, что постановление правительства Москвы было удалено с сайта мэрии. С его копией можно ознакомиться здесь.
Что о нем думает стрит-арт-сообщество
Куратор, сооснователь творческого объединения «Артмоссфера»
В прошлом году меня и моего партнера Юлию Василенко пригласили в рабочую группу законопроекта в качестве экспертов, чтобы помочь [мэрии] разобраться в непростой теме. Самостоятельного голоса у эксперта нет — его роль заключается в определении художественной ценности работы, но посредством своего профессионального мнения он может влиять на решения членов совета.
Вопреки опасениям сообщества, которые сегодня озвучиваются в соцсетях, закон не завинчивает гайки для создания в городе художественных работ. В большей степени он будет направлен на борьбу с рекламой, под видом мурализма оккупировавшей самые завидные фасады. Также он касается других муралов сомнительного содержания и качества, то есть в целом будет работать на визуальный облик Москвы.
Главная функция экспертного совета — не пропускать рекламный мурализм и работы сомнительной художественной ценности, содержания, качества и уместности в городском контексте. Напомню, что многие замечательные работы мы потеряли именно потому, что они были перекрыты рекламой.
Закон не коснется граффити и других несанкционированных городских практик — они как были, так и остаются нелегальными; для райтеров и уличных художников ничего не меняется. Источником этих опасений стала некорректная формулировка в законе: термином «граффити» юристы решили назвать все виды работ, созданных на улицах города. Хотя у каждой есть собственная классификация — теги, граффити, муралы, стикеры, трафареты, паблик-арт и так далее.
Вторая проблема, которую будет решать закон, касается уже созданных в городе настоящих художественных работ, которые коммунальные службы часто закрашивают просто по ошибке, поскольку не могут отличить их от рекламы. Сейчас мы составляем специальный реестр неприкосновенных муралов, созданных в разные годы, чтобы окончательно их не потерять. Так, работу Димы Аскеcult.mos.ru в Орликовом переулке закрасили просто по незнанию, когда готовили город к чемпионату мира по футболу. Не понимали, реклама это или нет.
До принятия документа нанесение муралов мы согласовывали с управой, которая говорила: «Если собственник за, то и мы не против». За художественной ценностью и смысловым содержанием никто не следил. То есть это могла бы быть и работа про присоединение Крыма, и работа группы «Сеть» (запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) — что угодно, лишь бы собственнику за это заплатили.
Без этого закона любая уличная работа, даже если она обладала какой‑то художественной ценностью и была создана в рамках международного фестиваля, никому не принадлежала, а значит, и реставрировать ее было некому. Прошло три года, кому она нужна? Собственник звонит нам: «Алло, «Артмоссфера»? У меня тут штукатурка осыпается, что делать? Меня город сейчас штрафовать будет». Собственнику эта работа не принадлежит, Департаменту культуры тоже, нам тем более, даже если она была создана по нашей инициативе. Любая работа должна быть у кого‑то на балансе, кто‑то должен нести за нее ответственность.
Принятый документ предусматривает, что если ты создаешь в городе работу, то обязуешься заложить в бюджет все расходы по ее реконструкции в течение следующих пяти лет. Этим занимается либо ее автор, либо владелец — собственник дома. А еще закон хотя бы поэтапно объясняет схему согласования уличных работ: куда с этим идти и с кем нужно договариваться.
Насколько я понимаю, сейчас реклама в виде граффити — это такой лайфхак, так как запретили [рекламные] баннеры на фасадах. И там, где они раньше висели, теперь начали рисовать красками. Власти просто закрыли лазейку, которую использовали рекламщики. Возможно, они найдут новую.
Вряд ли вместе с рисованной рекламой начнут закрашивать авторские работы, потому что под партнерскую афишу обычно отдают площади в центре Москвы. Надеюсь, что с такими муралами пропадут и всякие отстойные штуки — пропаганда и [агитация за] ЗОЖ.
В законе речь идет о регуляции рекламного рынка, а регулировать стрит-арт никто не заинтересован. Есть несколько человек в стрит-арт-сообществе, которые зарабатывают на рисовании этой рекламы, — для них это новость плохая, они потеряют небольшой сегмент рынка. К настоящему искусству это не имеет никакого отношения.
Закон поможет улучшить облик города. Регламент на подобные виды работ требовался еще с 2014 года, когда они стали появляться. Многие увидели, что это практически не регулируется, поэтому в Москве появилось большое число безвкусных работ, сделанных на заказ.
Я еще не успел ознакомиться с документом подробно, но обычно у любого такого закона есть регламент, которым определяются признаки коммерческой работы. И если будет определенная комиссия, в которую войдут и представители мэрии, и члены арт-сообщества, то, я уверен, все найдут общий язык и будут принимать конструктивные решения.
Любая инициатива касается и авторских работ, потому что техническая реализация любого проекта — это довольно дорого. Если даже художник не закладывает в реализацию свой гонорар, это все равно проекты, которым зачастую нужна финансовая поддержка.
Раньше была возможна ситуация, при которой бренд мог поддержать работу без интеграции своего логотипа в художественный эскиз. Такого, конечно, в Москве практически не происходило, но возможность все же была. Теперь у брендов будет больше рисков, что при поддержке того или иного фасада работа будет немедленно закрашена. Соответственно, не все захотят поддерживать даже самые яркие инициативы.
Закон отразится и на том, как Москва будет воспринимать уличное искусство. Нужно смещать центр внимания на продвижение авторских работ и формирование городского облика с их помощью, а не через ежемесячно сменяемые картинки, которые рисуются по заказу агентств.
В центре города есть сформированная негласная городская навигация и туристическая привлекательность фасадов. Их можно было бы курировать вместе с художественным сообществом и создавать действительно сильные авторские работы, которые помогли бы расширить границы понимания искусства современной уличной волны.
Хотелось бы видеть не просто закрашенную рекламу, но и реальную поддержку властей по формированию нового визуального облика города через создание качественных муралов.
Чем меньше рекламы, тем лучше. Тем более мало кто заморачивается и создает действительно качественные авторские рекламные проекты. То, что мы видим сейчас, чаще всего просто нарисованные баннеры. Без них облик города станет лучше.
Вероятность того, что вместе с рекламой начнут закрашивать и авторские работы, конечно же, есть. Но в Москве их и до этого закрашивали, поэтому сейчас их осталось не так много. Имеет смысл закрасить всю рекламу и проводить в городе новые фестивали, но уже с авторскими работами, как это было в 2013, 2014, 2015 годах.
Сама по себе новость означает, что всякие нечистоплотные товарищи перестанут зарабатывать свои копейки на рекламных росписях. Такие проекты стоят довольно дорого, но обычно художникам достается совсем немного. Я знаю людей, которые зарабатывают на этом деньги, — их с натяжкой можно назвать художниками и членами стрит-арт-сообщества. Я бы вообще уже перестал называть это граффити — это монументальные рекламные росписи.
Раньше эти вещи никто ни с кем не согласовывал, разные департаменты снимали с себя ответственность, перекидывали друг на друга согласование того или иного рисунка. Это все имело стихийный формат, качество посыла было спорным. К тому же хромало качество нанесения ремесленной работы. Здорово, что теперь это будет происходить в каком‑то другом формате, а явной рекламы не будет.
Не думаю, что будут закрашивать авторские работы, потому что их осталось совсем немного, особенно в исторической части города. Они, конечно, останутся, но теперь появилась надежда, что появятся и новые качественные муралы, ведь освободятся очень крутые поверхности, которые до этого были заняты рекламой.
Надеюсь, что законодательные инициативы коснутся и авторских работ, потому что Москва нуждается в стрит-арте и паблик-арте. Довольно странно, что такой большой город с таким архитектурным наследием не интегрируется в современное уличное искусство. Качественных муралов осталось так мало, потому что законодатели не могли придумать, как отличить авторские работы от рекламных. И хорошо, что те обязательства, которые город взял перед FIFA (организатор чемпионата мира по футболу. — Прим. ред.), стали катализатором процесса принятия этого закона.
Люди, которые работали на рекламном рынке и рисовали коммерческие росписи, никоим образом не относятся ни к стрит-арту, ни к настоящим художникам. Это практически те же ребята, которые на тех же местах размещали физические баннеры и рекламные конструкции, они просто нашли исполнителей. Хорошие художники такие проекты, как правило, не берут: это считается зазорным. А если и берут, то тщательно скрывают свою принадлежность.
Инициатива никак не связана с уличным искусством — она связана исключительно с рекламным бизнесом. Называть эту рекламу граффити некорректно: это все рекламные нанесения. Хорошо, что их уничтожат. Но я думаю, что они все равно найдут лазейку.
Вероятно, принятие закона поможет улучшить облик города. Рисованная реклама отличается от привычных коммерческих форматов — в частности, билбордов — своими размерами. Целый брандмауэрТорцевая стена здания. фотообоями не заклеишь — в России таких прецедентов крайне мало, — а значит, в Москве станет меньше рекламы размером с фасад.
Освободившиеся места или останутся пустыми, или на них появятся фрески социального или художественного характера. Закон отразится на людях, которые занимаются рекламной «оформухой». Среди них есть ребята с очень хорошими скиллами, но к стрит-арт-сообществу они не относятся.
На моей личной деятельности это никак не скажется: для меня стрит-арт — это нелегальный жанр, мне для работы разрешения обычно не требуются.