Люди уверены, что комплекс (или КПО) — строительством которого занимается ООО «Хартия», принадлежащая сыну генпрокурора Юрия Чайки Игорю, — окажется очередной огромной свалкой, ради которой собираются вырубить 36 гектаров леса. В последнее время к активистам стали приезжать наряды полиции и ОМОН, которые силой пытаются разогнать протесты и расчистить дорогу для строительной техники. «Афиша Daily» поговорила с местными активистами и узнала, с чего все начиналось и что происходит в лесу прямо сейчас.
Активист
В начале марта 2019-го проходили слушания по генплану нашего городского округа. Туда случайно попали независимые жители, которые увидели в центре леса какой‑то красное пятно. Стали выяснять, что это такое. Оказалось, что в нашем лесу собираются строится комплекс по переработке отходов на 36 гектар. Что под этим подразумевается, администрация объяснить не может и просто разводит руками.
Это земли сельхозназначения — раньше там был колхоз, поэтому они не имеют права здесь что‑либо строить. Люди внесли около 6000 замечаний по этому генплану, но никаких изменений не последовало.
В апреле «Хартия» пыталась насильственным путем влезть туда и сделать геологические исследования. Народ их не пускал, но в итоге, они все равно прорвались, а геологические исследования проводятся до сих пор.
26 мая Совет депутатов во главе с Олегом Филипповым проголосовал за принятие генплана, который местные жители не одобрили. На основании чего? Непонятно.
Еще в марте власти округа самовольно направили бульдозер для прочистки дороги к этому месту. Он просто сквозь лес поехал валить деревья, чтобы сделать несуществующую дорогу. Мы спрашивали: «На каком основании это происходит?» Водитель ответил: «Это поручение администрации». В прокуратуре на него завели дело, но вскоре забыли — никаких расследований не проводилось.
В апреле у нас начались первые столкновения. В лес вручную пытались затащить первые малокалиберные бурилки. На этом месте активистами была организована круглосуточная охрана, чтобы к предполагаемому месту застройки никто не проник. Однако приехал ОМОН и пробил народную стену.
Известно, что это проект «Хартии», а все геологические исследования проводятся на деньги этой компании. Понятно, что они не собираются проводить их честно. Что бы там ни было, они напишут, что строить можно.
Когда они попытались начать вырубку, снова произошли столкновения. Сотрудники полиции били дубинками всех подряд, толкнули женщину, она ударилась головой, было много задержаний. Причем люди просто стояли в лесу. Мы уже не имеем и этого права?!
18 июля люди «Хартии» пришли снова. Из‑за того, что у нас там весь пост был перекрыт машинами, они в наглую начали рубить новую просеку с другой стороны. Люди кричали, что они не имеют права вырубать лес. Мы встали на его защиту, но нас стали давить полицейские. Одному мужчина сломали руку, у одной женщины пострадала нога.
Мы обращались в правительство Московской области, ездили в приемную президента. В приемной нас посылают и говорят: «Зачем вы приехали? Идите в прокуратуру Орехова-Зуево!» А мы уже обращались, это все бесполезно.
Сам проект КПО нам никто не предоставляет, потому что результатов исследований все еще не было. Они говорят, что как только получат результаты, сразу начнут проектирование. У застройщика есть бумага, которую в прошлом году подписала бывшая глава Ликино-Дулево. Она предоставила «Хартии» этот земельный участок для проведения геологических исследований и сооружения временных строений. На каком основании администрация распоряжается этой землей? Это не их земля — это территория сельхозназначения, находящаяся в федеральной собственности («Афиша Daily» не смогла найти этому подтверждение. — Прим. ред.).
Активист
Я прихожу сюда периодически, дежурства на посту происходят круглосуточно. Но когда приезжают представители администрации и наемные компании творить беспредел, мы все собираемся по максимуму. Они всегда приезжают рано утром — в 5–7 утра. Как правило, это человек 40–50 полиции, которые пытаются общаться с нами единственный способом — приказом «Отойдите с дороги!».
3 июля мы были на круглом столе у Евгения Хромушина, министра ЖКХ Московской области. Он пообещал, что предоставит все документы и все разрешения. Говорил, что они будут действовать с нами сообща. Мы договорились, что сможем провести свою экспертизу и привлечь независимых геологов. Но они все делают по-тихому и просто ставят перед фактом. Все время нас обманывают — говорят одно, а делают другое.
До сих пор мы не увидели никаких документов и никаких карт. Между нам нет диалога: у них есть какие‑то бумаги и цель, и этого им достаточно. А то, что бумаги противоречат друг другу, — это для них не важно. Администрация выдала «Хартии» разрешение на строительство на участке, где нет деревьев вообще. Следующий документ, который она выписывает, — порубочный лист, где прописана вырубка 863 деревьев и 271 кустарника. Изначально они утверждали, что здесь поля, а теперь они разрешают выпиливать вековой лес.
Полиции поступают приказы сверху, они действуют исключительно в интересах «Хартии». Сотрудники каждый раз применяют силу, постоянно кого‑то задерживают. В последний раз они хотя бы перестали бить дубинками. Наверное, им прилетело за то, как много было пострадавших. Сейчас жители составляют коллективные иски против этих полицейских.
Местная жительница
15 июля на посту как обычно дежурили люди. Они нам и сообщили, что приехали автобусы с полицией. Ребята кинули клич в наши чаты, и люди начали приезжать. Чуть позже приехала еще одна машина с некими людьми, которые были одеты в оранжевую форму лесорубов. Как выяснилось уже после, это были совершенно посторонние люди: им выдали форму под расписку, заплатили за почасовую работу и покормили. При этом осуществлять вырубки и прочищать просеки могут только лесорубы третьего разряда. А это были некие гастарбайтеры — их привезли на одном автобусе, а после они переоделись и уехали на другом.
Потом приехал Александр Ефремов, заместитель исполняющего обязанности главы администрации Ликино-Дулевского округа. Я думаю, что как раз он и дал команду разогнать людей. Мы всегда пытаемся с ним поговорить, постоянно спрашиваем: «Где документы?» А он показывает нам листы без печатей и подписей и утверждает, что все законно.
С просекой все началось еще задолго до этого. Когда им отказали с проведением дороги через лес, они быстренько смастерили документы, которые позволили им провести расчистку в том месте, где ее не было никогда. На сайте госзакупок появился договор на прочистку в Ореховском лесничестве («Афиша Daily» не смогла найти его на сайте; мы попросили Рыжову прислать этот документ, но оперативного ответа не получили. Обновление от 26.07.2019: Рыжова предоставила «Афише Daily» договор, он имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред.). Он там действительно есть, но это не наш район!
Буквально за день до того, как они полезли в наш лес, к этому договору быстренько состряпали приложение номер один. Там написано, что необходимо исключить прочистку просеки в том квартале и провести в нашем. Таким образом они якобы на законном основании пошли рубить просеку там, где ее никогда не было. Мы пытались не дать спилить деревья, но нас силой оттеснили. Полицейские буквально шли по головам упавших людей. Наступили на ногу моей дочери. Они были настроены очень агрессивно и злобно.
Полиция постоянно кого‑то задерживает. Практически на всех составляют протокол за неподчинение и сопротивление действиям сотрудников. Некоторых даже штрафуют. Хотя сотрудники полиции должны предотвращать беспорядки, а они их, наоборот, организуют. Пока их нет — все спокойно.
У нас есть заключения из Минприроды и Россельхоза, которые не согласовали проект генплана. Есть письмо от экспертов РАН, которые считают, что строительство чего‑либо в этом месте нежелательно.
Наши граждане записывались на прием к президенту, и пытались разговаривать с разными чиновниками, у нас огромное количество писем отправлено в разные ведомства. Все, что мы отправляем наверх, отдают в правительство Московской области, а они разбираться с этим не хотят. Это какой‑то заговор! Я не утверждаю, что он коррупционный, хотя определенные мысли и напрашиваются. Почему они хотят построить полигон именно в этом месте — неясно. Может потому, что он будет спрятан в лесу и его не будет видно?! Нам все время показывают высокотехнологичные мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы. Мы ездили на эти КПО — это обычная свалка: они собирают мусор, прессуют его и закапывают. Это все отрава, которая идет прямо в землю. Вокруг болота, реки и ручьи, а власть это упорно игнорирует. Значит, все будет отравлено, в том числе и мы.