Что случилось
В конце июня в Иркутской области после проливных дождей началось сильнейшее за последние годы наводнение. Из берегов вышли пять крупных рек — левые притоки Ангары ― и затопили 6700 домов, где живут 32 тыс. человек, повредили 13 автомобильных мостов и десятки участков автомобильных дорог. Жертвами природной стихии уже стали 18 человек, 17 числятся пропавшими без вести. Из‑за паводка была перекрыта федеральная трасса «Сибирь», которая связывает Иркутск с Красноярском и Братском (сейчас движение по ней восстановлено). За медицинской помощью обратились 1300 человек, около 200 находятся в больницах. Глава иркутского управления МЧС Валентин Нелюбов заявил, что пострадавшие жалуются на переохлаждение, обострение хронических заболеваний, у многих бытовые травмы и стрессовое состояние. Всего наводнение затронуло 83 населенных пункта в Нижнеудинском, Тайшетском, Тулунском, Чунском, Зиминском и Куйтунском районах. Самый сильный удар пришелся на Тулун ― там за три дня, с 25 по 27 июня, выпало рекордное количество осадков — больше месячной нормы в 3,7 раза. Стихия снесла более 300 частных домов, которые образовали затор в районе моста через реку Ия.
В регионе с 27 июня действует режим чрезвычайной ситуации. Для координации действий на затопленных территориях в Нижнеудинске сформировали оперативную группу, которую возглавил председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов. На помощь пострадавшим отправили около тысячи военных, 300 единиц военной и спецтехники, самолет Ан-12 и три вертолета Ми-8. С затопленных территорий эвакуировали более 2500 человек, в том числе около 600 детей. Ущерб от наводнения дорогам Иркутской области оценивается примерно в 800 млн рублей, сельскому хозяйству ― в 300 млн. Общие экономические потери от стихии пока сложно представить.
Метеорологи уже сейчас называют наводнение сильнейшим в регионе за более чем сотню лет. Начальник иркутского Гидрометцентра Азат Насыров сказал, что за все 180 лет наблюдений в Тулуне такого сильного паводка не было. Согласно методике расчета вероятности крупных наводнений, такое возможно на реке Ия раз в тысячу лет, а на реке Уде, затопившей Нижнеудинск, раз в 200 лет. Когда уровень воды в водоемах вернется к нормальным показателям, пока неясно ― синоптики предупреждают о возможности нового притока 6–7 июля. При этом губернатор Иркутской области назвал сообщения о второй волне паводка беспочвенными. «Никаких предпосылок для этого нет. В настоящее время на всех реках идет снижение уровня воды, и в ближайшее время он понизится еще на 70 сантиметров. Обстановка стабилизируется», ― заявил он 1 июля, сославшись на начальника иркутской гидрометеорологической службы.
Что говорят в Гринписе
Экологи уверены, что причиной паводка стало изменение климата. Российское отделение организации заявило, что бедствие в Иркутской области подтверждает прогнозы Росгидромета о росте на территории страны количества экстремальных погодных явлений, вызванных глобальным потеплением. В докладе за 2017 год отмечается, что потепление климата происходило в России быстрее и масштабнее, чем в среднем по миру. Так, последние 40 лет средняя температура Земли увеличивалась на 0,17 градусов Цельсия за десятилетие, тогда как в России ― на 0,45 градусов.
Потепление главным образом связано с увеличением парниковых газов в атмосфере из‑за человеческой деятельности, считают ученые, а Россия занимает пятое место в мире по антропогенным выбросам. По данным метеорологов, с 1999 по 2017 год количество опасных природных явлений в России выросло более чем в 3,5 раза, причем в будущем такая тенденция только усилится. «На протяжении XXI века на территории России вероятно нарастание «резкости» выпадения осадков в виде отдельных ливней или снегопадов, рост количества сильных паводков и наводнений, штормовых ветров, колебаний погоды в виде череды холодных и теплых периодов», ― отмечается в докладе.
Что думают ученые
С экологами согласны и на кафедре метеорологии и физики околоземного географического пространства ИГУ. Там говорят, что причиной паводка стало аномальное развитие атмосферных процессов, возникшее на фоне глобальных и региональных изменений климата. Ученые называют ситуацию в Иркутской области уникальной ― там столкнулись сразу три воздушные массы: арктическая, субарктическая и влажный воздух с Тихого океана, который очень редко появляется в регионе. «Получилось так, что период максимума осадков и подъема уровня рек, а это как раз 25–26 июня, совпал по времени с выходом первого тропического циклона сезона ураганов 2019 года, которые определяют наиболее интенсивные потоки тепла и влаги с океанов. Это тепло и влага в условиях неоднородного рельефа проявили себя в развитии облачности и соответствующих осадков», ― говорится в сообщении ИГУ.
Вероятность повторения сильных и продолжительных осадков в регионе ученые определяют как высокую. Этому способствуют температурные аномалии. Причем увеличится и вероятность засухи ― сочетание аномально сухих и влажных периодов характерно для современной Сибири и усложняет прогнозы погодных явлений, отмечают в университете. Статью, посвященную причинам наводнения, там назвали «Аномалия, стремящаяся к постоянству».
Версия прокуратуры
Прокуратура Иркутской области называет причиной наводнения сильные и продолжительные дожди, не связанные с таянием ледников или воздействием антропогенных факторов. «Причиной паводка стали прошедшие с 25 по 29 июня очень сильные и продолжительные дожди в западных, центральных и южных районах Иркутской области. Распространенные в социальных сетях сведения о резком таянии ледников, в том числе в результате какого‑либо антропогенного воздействия, подтверждения не нашли. В связи с распространением недостоверной информации о причинах и последствиях паводковой ситуации в Иркутской области предлагаем использовать официальную информацию органов власти», ― говорится в сообщении ведомства. Старший научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Чернокульский считает, что связывать наводнение в Иркутской области с последствиями изменения климата преждевременно.
Как пояснил «Афише Daily» руководитель энергетической программы российского Гринписа Владимир Чупров, между версией прокуратуры и версией ученых радикального противоречия нет. «Прокуратура говорит, что причиной паводка не была чрезвычайная ситуация, связанная с техногенной аварией, которую она называет «антропогенной». Отсюда нестыковка ― Гринпис говорит про антропогенные причины изменения климата, которые привели к аномальным осадкам. То есть речь о разных вещах», ― отметил он.
Против какой именно версии направлено сообщение прокуратуры, пока неясно. По данным МВД, на паводок повлияло таяние снегов в горах. 30 июня глава иркутского отделения МЧС Валентин Нелюбов заявил: «Фронт осадков, который проходил, сложился вместе с таянием снегов в горах Восточного Саяна, после чего реки, которые берут начало в горах, создали опасные условия для жизнедеятельности населенных пунктов». Версию с влиянием снегов поддерживает и ученый из сибирского отделения РАН Вячеслав Никитин. «Очевидно, что экстремальный паводок на этих реках связан с совпадением запоздавшего снеготаяния в Восточных Саянах и ранними интенсивными дождями, обычно характерными для июля-августа», ― сказал он. В соцсетях также появлялись неподтвержденные сообщения, что причиной наводнения стал подрыв ледника в Восточных Саянах (1, 2 и 3). Такие слухи Никитин назвал чьими-то «больными фантазиями».
Не только Иркутская область
В Гринписе считают, что глобальное потепление влияет не только на наводнения в Сибири ― оно касается практически всей территории страны. По словам Чупрова, климатические изменения увеличивают риск наводнений на Дальнем Востоке, засухи в Черноземье, лесных и торфяных пожаров почти по всей России. В докладе Росгидромета с глобальным потеплением связывают пожары на юге Восточной Сибири и наводнение в Приморье в 2016 году. По данным метеорологов, за последние 30 лет значительно выросло количество воды в Волге и в крупных реках, впадающих в Ледовитый океан. В Приморье и на Северном Кавказе увеличиваются частота и рост высоких уровней воды при дождевых паводках.
Парижское соглашение
В Гринписе уверены: чтобы справиться с изменением климата, Россия должна ратифицировать Парижское соглашение и реализовать программу по снижению выбросов парниковых газов. Стране необходимо кардинально перестроить экономику ― отказаться от прямых и скрытых субсидий в ископаемое топливо, начать переход на возобновляемую энергетику и внедрение энергосберегающих технологий. Экологи также призывают принять адекватные меры по сохранению лесов, ограничить использование одноразовой упаковки и наладить переработку отходов.
Парижское соглашение, которое поддержали 195 стран, было заключено в 2015 году и подписано в 2016-м. Его цель ― не дать средней температуре Земли вырасти более чем на 2 градуса Цельсия по отношению к показателям доиндустриальной эпохи и стремиться ограничить рост средних температур на планете до 1,5 градусов. Россия была одной из стран, которые подписали соглашение, однако так и не ратифицировала его ― то есть не придала документу юридическую силу, а просто поддержала. Из стран большой двадцатки этого не сделали только Россия и Турция. США объявили о выходе из соглашения летом 2017 года.
Долгое время одним из главных противников ратификации Парижских соглашений выступал Российский союз промышленников и предпринимателей, который говорил о негативных последствиях для экономики страны в случае их реализации. Однако в январе 2019 года союз изменил свою позицию и поддержал соглашение. За полноценное принятие документа выступает и Минприроды ― в феврале ведомство внесло свое предложение о ратификации Парижского соглашения в правительство. Его должны обсудить до конца года. По словам Владимира Путина, сказанным на саммите G20, Россия готова выполнять обязательства по Парижскому соглашению и в скором времени ратифицирует его. Когда именно это произойдет, президент не уточнил.