Понедельник, 25 февраля
«28 дней» в пространстве Nol
Женщины хотят крови и не хотят ее
Спектакль Юрия Муравицкого и его курса Московской школы нового кино вырос из его же читки на фестивале драматургии «Любимовка» пьесы Ольги Шиляевой «28 дней». В этом тексте авторка гомерически смешно и с очевидной апроприацией мачистской иронии исследует меняющееся настроение девушки на протяжении менструального цикла. Текст иногда скатывается до откровенных юморесок, которые прошли бы незамеченными в «Кривом зеркале», но как факт вскрытия такой тайно волнующей всех темы — событие просто потрясающее.
Вторник, 26 февраля
DianaPlaysPerception в галерее «Арт 4»
Часовое струнное глиссандо
«The Harmonics of Real Strings» английского композитора Джона Лели с точки зрения техники будто бы примитивная штука: она полностью построена на хрупких негромких флажолетах, которые музыкант извлекает из струнного инструмента неспешными движениями смычка. Однако в этих тихих звуках прячется такое количество музыкальных событий, что в них запросто можно провалиться с головой. Исполнит часовую пьесу Лели альтистка Алина Ануфриенко (ансамбль DianaPlaysPerception) в галерее «Арт 4» — попадание музыки и места, кажется, почти идеальное.
«Русский рок» в Центре им. Мейерхольда
Спектакль-концерт от «Эскизов в пространстве»
Цой, Летов, Шевчук, Науменко, Курехин, Мамонов, Гребенщиков, Гаркуша, Башлачев, Дягилева — лишь неполный список героев этого спектакля. Оммаж всему пантеону русского рока в эстетике курехинской «Поп-механики» приготовил театр «Эскизы в пространстве». Все как на настоящем рок-концерте — поэтому «свободная рассадка» здесь означает отсутствие сидячих мест.
«Партитура для каждого дня» в ЗИЛе
Недельный проект от канадской художницы Эммы Уолтрад Хаус
Работы Эммы Уолтрад Хаус — синтез перформанса, хореографии, скульптуры, видео, звука и 2D-медиа. На «Партитуру для каждого дня» ее вдохновил план здания Kunstverein am Rosa-Luxemburg-Platz в Берлине. В ЗИЛе она создаст свои хореографические планы на полу в виде партитур, инструкций и обозначений, что должно показать взаимозависимость между человеческим и социально-жизненным пространством, формой и движением. Исследовать культурный центр художница будет несколько дней, присоединиться к ней сможет каждый желающий (регистрация здесь), — перформансы пройдут 26, 27 и 28 февраля, с 19.00 до 21.30. Если после у вас останутся вопросы, задать их вы сможете художнице лично: 1 марта запланирована дискуссия с ней и куратором Марией Вейе Сандвик, 2 марта — воркшоп, а 3-го — показ видеоподборки с работами Эммы Уолтрад Хаус и паблик-ток.
Среда, 27 февраля
Стивен Уилсон в «Главклубе»
Некоронованный король прог-рока
Стивен Уилсон — мультиинструменталист, один из главных прог-рок-музыкантов современности, основатель и участник группы Porcupine Tree. В разное время он сотрудничал с музыкантами King Crimson и Jethro Tull — иконами прогрессивной музыки 60-х и 70-х. Последним значимым событием в творчестве Уилсона стал выпуск полноформатного сольного альбома «To the Bone», вдохновленного любимыми пластинками юности музыканта. Именно с этим альбомом глава Porcupine Tree и посетит Россию.
Фазыл Сай в «Доме музыки»
Главный пианист Турции со вторым московским концертом
Турок Фазыл Сай известен не только как первоклассный виртуоз, но еще и как дельный композитор неоклассического склада. На втором московском концерте он, конечно же, покрасуется в обоих амплуа: в первом отделении запланированы Моцарт, Бетховен и Шопен, во втором — избранные авторские сочинения. Наверняка будут исполнены знаменитые «Черные гимны», в которых легко уживаются восточные мотивы, расширенные техники звукоизвлечения и пошлейшие (в лучшем смысле) мелодические кульминации — европейцы так писать музыку больше не умеют.
«Эффект Гофмана» в Театре на Таганке
Путешествие по углам биографии Гофмана
Режиссерка Яна Тумина, обладательница двух премий «Золотая маска» и премии Эдинбургского фестиваля искусств, в Театре на Таганке поставила спектакль по биографии Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Биография культового сказочника переплетается в «Эффекте Гофмана» с образами и сюжетами из его текстов. Обещают волнующие трюки, удивительную музыку и атмосферу расслоения реальности.
Flower Power
Выставка про магических диссидентов
Дуэт Станислава Шурипы и Анны Титовой представляет собой вымышленное исследование борцов за сопротивление советскому режиму, которые вдохновлялись открытиями ученых эпохи Просвещения в области политико-магической ботаники. Постмодернистская игра с распространенным приемом вырезания людей на советских фотографиях, способом устройства экспозиции краеведческих музеев создает излюбленный эффект агентства АСИ: граница между правдой и вымыслом становится не такой очевидной, сон и история смешиваются между собой. Итог — размышление об относительности официальной истории прошлого.
Всемирный день белого медведя в зоопарке
Лекции, квесты и экскурсии — все про полярного медведя
27 февраля по всему миру будут отмечать Международный день полярного медведя. Цель — привлечь внимание к сохранению уникального животного. Московский зоопарк в стороне не останется — готовят тематическую программу: экскурсию «Полярный мир», интерактивный квест «Соседи» и даже танцевальный флешмоб «Медвежья зарядка». Весь день в зоопарке будет действовать «белый дресс-код»: надевшие все белое (верхнюю одежду, шапку и шарф) смогут пройти бесплатно.
Четверг, 28 февраля
«Наркокурьер»
Клинт Иствуд трясет стариной — и из него сыплется кокаин
Тотально одинокий старик (Клинт Иствуд), у которого проблемы с бизнесом, женой и детьми (а также, вероятно, со здоровьем), соглашается водить машину для каких‑то добрых людей. Когда выясняется, что добрые люди — наркокартель, а за дедушкой сложного поведения теперь следят федералы, история принимает невеселый оборот. Вся поздняя фильмография Клинта Иствуда делится на две части: истории простого американского героизма в исполнении других артистов и сюжеты про невероятное преодоление житейских трудностей американскими пенсионерами, которых играет сам бродяга высокогорных равнин. По завязке «Наркокурьер» выглядит как «Гран Торино», который свернул не туда. Впрочем, лишний раз увидеть Иствуда на большом экране и насладиться его суховатой режиссурой не самая худшая идея.
«Счастливого нового дня смерти»
Сиквел слешера, действующего по законам «Дня сурка»
В прошлом году Три (Джессика Рот) не повезло с днем рождения: оказавшись во временной петеле, она переживала его раз за разом, пытаясь спастись от маньяка. В этом году все повторилось снова, только гибнут теперь по тому же сценарию ее друзья. Второй фильм, напоминающий идею для вечеринки фанатов слешеров, поставил все тот же Кристофер Лэндон, до этого оттачивающий свое умение на нескольких частях «Паранормального явления» и умеренно остроумных «Скаутах против зомби».
«Мадонна: Рождение легенды»
История легендарной поп-звезды
Гибрид документального и игрового фильма о становлении Мадонны как поп-иконы. Картина начинается с того, как танцовщица Мадонна Луиза Чиконе присоединилась к музыкальной группе «Клуб «Завтрак». Вначале она была барабанщицей, потом гитаристкой, а затем и вовсе убедила всех, что может петь. За документальную секцию в фильме отвечают воспоминания членов группы о том времени. Гай Гвидо поставил фильм по собственному сценарию.
«По половому признаку»
Феминистско-юридический байопик
Невымышленная история одной из самых влиятельных женщин США Рут Бейдер Гинзбург (Фелисити Джонс) — члена Верховного суда, первой судьи-еврейки в американской истории. Рут родилась в 1933 году в семье нью-йоркского меховщика и домохозяйки. Она рано потеряла мать и решила получить юридическое образование, а в университете познакомилась со своим будущим мужем (Арми Хаммер). В 1970-е годы прекрасный адвокат Рут вела активную борьбу с сексизмом и дискриминацией. В 1993-м ее назначили на должность Верховного судьи. Байопик сняла лауреатка «Эмми» Мими Ледер («Миротворец», «Заплати другому»), в истории которой много общего с историей Рут. Ледер стала первой женщиной, поступившей и окончившей высшую школу Американского института киноискусства.
«Обещание на рассвете»
Героическая драма о безусловной любви матери к сыну
Экранизация одноименного автобиографического романа писателя Ромена Гари, впервые вышедшая в 1960 году. В центре повествования — сын и мать, которая одержимо верит в великое будущее своего ребенка. Даже во времена скитаний и болезней она предрекает ему блестящую карьеру — воинскую славу, работу дипломата и творческий успех. Главные роли в картине Эрика Барбье сыграли Шарлотта Генсбур и Пьер Нине.
«Последние любовники»
История любви в Порту и одна из последних ролей Антона Ельчина
Молодой американец Джек (Антон Ельчин) предпочитает замкнутый образ жизни. Но однажды он приезжает в португальский городок Порту, где встречает красивую француженку Мати (Люси Лукас). Между парой завязывается страстный роман, который меняет отношение Джека к жизни. Вторая работа режиссера Гейба Клингера, известного по картине «Двойная игра: Джеймс Беннинг и Ричард Линклейтер».
«Любовницы»
Отечественная авантюрная комедия о том, как отомстить бывшему
Три москвички (Паулина Андреева, Александра Бортич и Юлия Александрова) случайно встречаются в баре и выясняют, что все они только что расстались со своими женатыми мужчинами. Для начала подруги по несчастью решают отомстить своим бывшим. Но когда цель достигнута, у девушек появляется иная идея: создать тайное общество покинутых любовниц-мстительниц. Используя свои смекалку и артистические способности, они помогают таким же, как они, девушкам с разбитым сердцем выводить на чистую воду неверных мужей. В фильме снялась целая россыпь отечественных актеров: от Марии Шалаевой до Сергея Гармаша.
«Шедевр»
Зажигательная комедия об арт-среде
Хваткий арт-дилер из Буэнос-Айреса Артуро (Гильермо Франселья) на протяжении многих лет сотрудничает с художником-отшельником Ренцо (Луис Брандони). Артуро — очаровательный, несколько изощренный и порой недобросовестный, Ренцо — угрюмый и замкнутый. Несмотря на свой талант и преданность искусству, пожилой Ренцо переживает спад популярности. Однажды Артуро придумывает гениальный план, как возродить былую славу своего друга и хорошо на этом заработать.
«Шутки в сторону-2: Миссия в Майами»
Полицейская комедия с французским колоритом
Французский полицейский по имени Бааба (Омар Си) узнает, что его друга детства убили в Майами, когда он пытался помешать местной мафии наркоторговцев. Бааба вылетает в Майами и объединяется с местной полицией, чтобы помочь раскрыть им преступление. Однако методы работы Бааба не всегда похожи на методы американской полиции. Режиссер Рашид Бушареб больше известен работой над сериалами, а фильм не имеет никакого отношения к криминальной комедии семилетней давности.
«Пассажир из Сан-Франциско»
Камбэк российского спецагента в родные края
В фильме рассказывается история сложной судьбы бывшего сотрудника советских спецслужб Филиппа Маковского (Олег Драч), отправленного еще в восьмидесятых годах в «вынужденную» эмиграцию. И, в связи с государственными переменами в России в девяностые годы, этими же службами и забытого. Спустя годы он пытается вернуться на родину. На его пути становятся российские и американские спецслужбы, наркоторговцы, а также красивая сотрудница таможни, хранящая в секрете свое прошлое. Фильм Анатолия Бальчева с бунинскими мотивами.
«Навсикая из Долины ветров»
Классический мультфильм Хаяо Миядзаки про загрязненный токсинами мир будущего
В постапокалиптическом будущем принцесса Навсикая борется с токсичными растениями. Классический Миядзаки, когда‑то сильно порезанный в международном прокате, а сейчас перевыпущенный в оригинальном виде.
«Великий северный путь»
Уникальный и масштабный док о русской Арктике
Своеобразный видеоотчет об одноименной экспедиции, одновременно носившей символичный и практический характер. Путешествие, посвященное 400-летию Северного морского пути, прошло в рамках исследовательской программы «Загадки российской Арктики». Получился фильм-экспедиция с уникальным и тяжелейшим маршрутом. Десять тысяч километров по суровым просторам Севера, знакомство с его коренными народами и ода духу исследований. Режиссер Леонид Круглов рассказал интересные детали о традициях тех народов, с которыми они встретились: например, в Карелии с собаками говорят по-французски.
«Boiler Room x Ballantine’s True Music»: Karenn, Bambounou, Buttechno
Самая медийная вечеринка планеты возвращается в Москву
Boiler Room давно стал едва ли не главным брендом танцевальной сцены, проникшим в различные уголки земного шара, — и Москва в этом списке уже успела стать стабильной единицей. В рамках нового захода ожидается лайв одного из самых заметных дуэтов в современном техно — Karenn, созданного продюсерами Blawan и Pariah, которые и поодиночке неплохо смотрятся в списке хедлайнеров любой вечеринки. Француз Bambounou создает довольно нетривиальный и фактурный хаус, однако в сетах может намешать все что угодно. Местное комьюнити представят Buttechno, недавно выпустивший отличный альбом на важном лейбле Berceuse Heroique (пусть и под своим настоящим именем), Abelle, а также Shadowax — проект Мирабеллы Карьяновой, одной из самых самобытных фигур российской электронной сцены, которая прежде всего известна работой под псевдонимом Ishome. Попасть на вечеринку, как всегда, можно по приглашениям.
«Считалка» в «Боярских палатах»
Личный взгляд на грузино-абхазский конфликт
«Считалка» — постановка «Питерской театральной тусовки (ПТТ)» по одноименной повести грузинской писательницы и активистки Тамты Мелашвили («Афиша» как‑то включала «Считалку» в подборку лучших детских книг сезона). В основе сюжета — несколько дней из жизни двух брошенных на произвол судьбы подростков — история 13-летних подруг, Кнопки и Нинцо, чье село оказалось в зоне грузино-абхазского конфликта 1993 года. Специально для спектакля художник Ксения Сорокина создала инсталляции и авторские куклы, отсылающие к картинам Параджанова, Габриадзе и Пиросмани (они на фотографии), а композитор Митя Бурцев написал музыку — аранжировки мировых хитов начала 90-х, переписанные в традиции грузинского женского народного пения. Режиссер-постановщик «Считалки» — Женя Беркович.
Павел Пепперштейн «Человек как рамка для ландшафта»
Большое путешествие по творчеству живого классика
Павла Пепперштейна все мы знаем и любим, смотрим, читаем и даже (самые преданные из нас) слушаем — но так много его точно не было нигде и никогда. Более восьмидесяти работ из частных и публичных собраний с шестидесятых и до наших дней: живопись и графика, новые страны и государства, игры с религиями и культами и тому подобное обаятельное надувательство — невероятно красивое притом. Политика и театр, воображаемые ландшафты и несуществующие книги, а также двадцать новых произведений — ради этого стоит отправиться в музей. А тем, кто старается инвестировать в искусство, самое время приобрести несколько работ художника: после выставки работы точно подорожают. Ну и наконец стоит заметить, что архитектура выставки состоит из кораблей, а еще предполагает Ленина со спутницей в гробу.