Кино
«1+1: Голливудская история»
Американский ремейк французской комедии с Брайаном Крэнстоном и Кевином Хартом
Не прошло и десяти лет, как голливудская машина добралась и до французского юмористического хита про богача-эстета (Брайан Крэнстон) на инвалидной коляске и его чернокожего помощника (Кевин Харт) — жизнелюбивого обывателя, постоянно нуждающегося в подработке. Верхи не могут, низы не хотят — это не про них: при деньгах одного и даре веселиться другого они находят способ наслаждаться жизнью на полную катушку. Буржуазно-оптимистичная комедийная традиция лучше смотрится на французской земле, но в деле заботливого копирования Нил Бергер вряд ли попадет впросак. Вопрос скорее к исходному материалу — есть ли смысл разыгрывать то же самое второй раз.
«Крид-2»
Майкл Б.Джордан снова боксирует, а Сильвестр Сталлоне угрюмо смотрит на Дольфа Лундгрена
После того как Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) деликатно отправили на пенсию тренировать Адониса Крида (Майкл Б.Джордан), боксерская серия снова заработала. Тренируя сына давнего приятеля, Рокки предстоит вывести подопечного на ринг против сына давнего недруга — Ивана Драго (Дольф Лундгрен). Постановщик очень тепло принятого «Крида» Райан Куглер предпочел снимать «Черную Пантеру» (и, кажется, не прогадал), а режиссерское кресло сиквела занял Стивен Кейпл-мл., ранее снявший «Землю обетованную». Это едва ли последняя часть, только вот для героя Сталлоне это уже точно финальная гастроль.
«Начни сначала»
Дженнифер Лопес устраивается на престижную работу без опыта, потому что может
Восхитительная в своей наивности комедия про Майю (Дженнифер Лопес), которую берут на работу в большую корпорацию, потому что у нее вызывающий уважение профиль в фейсбуке (где есть даже фото с Обамой). Если обывательская мечта о капитализме с человеческим лицом и может быть экранизирована — это, безусловно, она. Жизненный опыт побеждает университеты, и вообще легко начать сначала, когда ты — Дженнифер Лопес.
«Черная полоса»
Венсан Кассель ищет ребенка и смысл жизни
Сорокалетний детектив (Венсан Кассель) ищет пропавшего ребенка, но на самом деле ему мерещится не пропавший мальчуган и его безутешная мамаша, а собственный погибший сын и экс-супруга. Старорежимный круто сваренный детектив с французским акцентом от Эрика Зонки («Воображаемая жизнь ангелов», «Джулия») порадует любителей отчаянных нуаров без метакомментариев и извилистых стилизаций. Таких в 2018-м и без того было свыше обычного — взять хотя бы «Под Сильвер-Лэйк».
«Темное зеркало»
Хоррор про школьную травлю и жестокую месть
Марию (Индия Айсли) высмеивают одноклассники и даже родители. Почувствовать себя человеком она может лишь наедине с зеркалом. Однажды, впрочем, отражение девушки не выдерживает — и принимается мстить обидчикам. Хоррор пролетает тысячелетием в обстановке (какие зеркала, когда есть смартфоны?), но поднимает вечную тему про зверя, который может проснуться внутри самого тихого и беспомощного человека под внешним давлением. Поскольку зеркало «Темное», а не «Черное», не стоит ждать от него каких-то злободневных социальных комментариев. Из интересного тут Джейсон Айзекс в роли отца главной героини (все-таки Люциус Малфой из «Гарри Поттера» как никто другой умеет травить детей).
«Химера»
Кислотная версия «Пилы» с участием нескольких девушек
Художницы-авантюристки (Имоджен Уотерхаус и Сара Хей) решают ограбить подругу (Мадлен Брюэр), живущую в готическом особняке. Для этого им предстоит сыграть в одну занятную игру: с ними будут вытворять всякое, а покидать дом запрещено. Кажется, дебютантка Митци Пейроне решила совместить ядовитые пары готического романа, авантюрный сюжет-ограбление и, чем черт не шутит, триллер о женских ролях в обществе.
«Путь домой»
Собака хочет вернуться к хозяину — и преуспевает
Мода на 90-е вернулась откуда не ждали: самый бесконфликтный и пушистый жанр «зверушки возвращаются домой», памятный по ленте «Дорога домой: Невероятное путешествие», неожиданно ожил в конце 2010-х. Кроме утомительного оптимизма картина, кажется, готова предложить и немного неуместный сексуальный подтекст: потерявшуюся собаку, которая без ума от хозяина, а тот от нее, в оригинале озвучивает Брайс Даллас Говард. И, в общем, никого не надо им.
Концерты
«Рождественский вертеп» Павла Карманова в «Зарядье»
Рождественский вертеп здорового человека
Как-то лет 15 назад минималист Павел Карманов вместе с разношерстной группой единомышленников — от академистов до рокеров — устроил некое действо по мотивам русских рождественских вертепов, народных представлений в кукольном театре. В «Зарядье» он решил повторить этот опыт, собрав какую-то сумасшедшую компанию: среди музыкантов значатся «Персимфанс», группа «Вежливый отказ», ансамбль древнерусской музыки «Сирин», российский фанат фольклора Сергей Старостин и многие другие. Обещают, что все происходящее на сцене будет как-то связано с народной драмой «Смерть царя Ирода». Словом, если и приобщаться к вертепу, то разве что таким способом.
Oligarkh в клубе «Москва»
Порция мощной постмодернистской фолк-электроники
Проект Oligarkh совмещает колорит народных и советских песен с шумом и яростью наиболее громких стилей современной электроники. На выходе получается не паразитирование, но скорее эффектный и продуктивный симбиоз душевных минорных форм с драматичными взрывами баса и трэпа.
Artemiev в «16 тоннах»
Старое и новое на зимнем концерте
В начале декабря группа Artemiev выпустила новый LP «Сизигия» — 10 песен о жизни в большом городе. «Я много думал о том, почему мы все селимся в городах, почему мы живем рядом, через стенку, но не вместе. Постепенно эта мысль стала навязчивой, и когда сочинялись определенные песни из этого альбома, они выстраивались в ряд. На этот раз у альбома нет общей сюжетной линии, но есть общая идея, общее настроение. Эта идея — сопряжение, соединение», — рассказывал тогда лидер команды Павел Артемьев. На субботнем концерте в «Тоннах» прозвучат как эти, так и старые песни проекта. О том, что слушает сам Артемьев, он делился с «Афишей» в этом материале.
Владимир Юровский в Консерватории
Одна из лучших партитур Чайковского в концертном прочтении
Балет «Щелкунчик» смотрят в новогодние праздники с таким маниакальным упорством, что в этом легко заподозрить заклинившую традицию. Однако даже если вычесть из него сценографию, останется из одна из самых интересных и вдохновенных партитур Чайковского, которую легко поставить на один уровень с Шестой симфонией или Первым фортепианным концертом. Именно за эталонным прочтением этой музыки стоит идти на концертные интерпретации «Щелкунчика» от Владимира Юровского — как раз сразу после праздников и со свежей головой.
Вечеринки
«Fellows. Line Check»: Obgon, Sofist и другие в «Пропаганде»
Пять электронных лайвов подряд
«Line Check» — новый формат от команды Fellows, который они протестируют в эту пятницу. Без саундчеков, подключившись на лету друг за другом, пять артистов выйдут на компактную сцену «Пропаганды», чтобы отыграть электронные лайвы. В списке поддержавших идею — хорошо знакомые имена: Sofist, Obgon, Knigi (он на фотографии), Palekh и Volta Cab с бисайд-проектом Rambal Cochet.
«Accomplish»: Wyro, Heidy, Alfij и другие в «Газгольдере»
Смотр молодых музыкантов
В ночь с субботы на воскресенье, аккурат на Старый Новый год, команда Complete возьмет курс на расширение стилистических и географических границ — вечеринка «Accomplish» соберет в «Газгольдере» молодых артистов из разных городов России. Главную сцену отдадут хаус-музыке: там, например, выступят Wyro из Петербурга и Heidy с David Gurrier, представляющие московскую команду Salut. На террасе будут играть электронику — встретите там диджея и продюсера Low tape из Нижнего Новгорода (он на фотографии) и Whiez из Северной столицы. В лайнапе также Orlov и Tagir, основавшие Complete Music, и представитель проекта the Volks — D.A.L.I.
Театр
«Мизантроп» в «Гоголь-центре»
Осовремененный Мольер в переводе Дмитрия Быкова
На сцене «Гоголь-центра» — спектакль латвийского режиссера Элмара Сенькова. Комедию XVII века максимально приблизили к нашей реальности (вступительный диалог Альцеста и Филинта, например, проходит в формате интервью, отдаленно напоминающего шоу Дудя), а за основу взяли написанный Дмитрием Быковым специально по случаю перевод мольеровского текста. В роли Альцеста, непреклонного борца за правду, — Александр Горчилин. Также в постановке задействован весь свет «ГЦ» — Филипп Авдеев, Один Байрон, Илья Ромашко, Екатерина Стеблина, Ян Гэ, Александра Ревенко, Георгий Кудренко, Иван Фоминов, Андрей Поляков и Дмитрий Жук.
«Крейцерова соната» в Центре им. Мейерхольда
Современный балет по повести Толстого
Канадский хореограф Робер Бинет поставил с театром «Балет Москва» повесть Льва Толстого. Вместо слов — музыка и танец, вместо конца XIX века — начало XXI. Кроме того, история несчастного брака и смертоносной ревности показана хореографом не от лица главного героя Подзнышева, как у Толстого, а с акцентом на историю и внутренний мир его жены. И в довесок партию каждого из троих героев (муж, жена, учитель музыки) исполняют по три танцовщика. Словом, лучше перечитать первоисточник и приготовиться к необычной его интерпретации.
«Маниозис-2» в «Электротеатре Станиславский»
Варево звуков, вдохновленное Спинозой
Композитор Александр Белорусов, будучи вдохновлен трактатом Бенедикта Спинозы «Этика», продолжает экспериментировать в «Электротеатре», соединяя понятия mania и gnosis, то есть «мания» и «познание». Вторая и заключительная часть представляет собой аудиоинсталляцию с фрагментами текста на русском и немецком языках — про увлекательные трансформации сознания вымышленного маньяка-убийцы.
«Текст» в Театре им. Ермоловой
Спектакль Максима Диденко по Дмитрию Глуховскому
Дмитрий Глуховский, автор бестселлера «Метро 2033», в прошлом году закончил роман «Текст». Это история про молодого человека, отсидевшего за подкинутые наркотики семь лет в тюрьме и после возвращения в Москву увидевшего совсем другой мир, в котором у каждого по смартфону. Найдя в соцсети негодяя из ФСКН, испортившего ему жизнь, герой начинает мстить. Максим Диденко вложил в руки артистов смартфоны со включенными камерами, видео с которых тут же проецируется на разные плоскости на сцене. «Весь мир этого спектакля — это мир внутри телефона», — говорит режиссер. Беседу Глуховского и Диденко о спектакле, технологиях и оптимизме читайте здесь.
«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»
Глупый боевик по старомодной пьесе — с переодеваниями, электрошоком и кровищей
Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников в ГИТИСе — абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами — по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона.
Выставки
Стив Шапиро «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю»
Великий музыкант почти во всех своих ипостасях
Легендарная (12-часовая!) съемка еще молодого Дэвида Боуи, которая потом определила его жизнь: от главных образов персонажей до обложек альбомов. На тот момент Боуи был уже весьма знаменит — и жонглировал своими персонажами, в образе каждого из которых не менее легендарный фотограф Стив Шапиро смог его показать. Интересно, что полосатый костюм той самой съемки Боуи даже использовал в последнем своем клипе «Lazarus». Кроме того, на выставке будут кадры со съемок одного из лучших фильмов с большим музыкантом в главной роли — «Человека, который упал на Землю».
Антон Чумак «Битва за урожай»
Шум поездов и табунов в одной картине
Питерский художник и организатор артистического сквота «Кухня» представляет проект, в котором два слоя прошлого накладываются друг на друга — мифология кочевников Причерноморья сосуществует с образами двадцатого века. Мифы советского времени оказываются столько же причудливы и удалены от настоящего в фантастической битве за урожай, что и странные верования эпохи переселения народов. Оттого они перестают довлеть над настоящим и, по мнению художника, теряют свою разрушительную силу.
«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера»
Завершение работы важной выставки про слом веков
Представленные на выставке тридцать картин, полсотни рисунков, уникальные архивные материалы объединяет одна конкретная историческая точка — салон баронессы Эттинген и ее двоюродного брата, талантливого художника Сергея Ястребцова. Они были среди первых, кто стал собирать и открыл Анри Руссо; в салоне у них часто бывали Аполлинер и Кокто, Пикассо и Брак. Выставка работает последние дни — до 13 января.
Илья и Эмилия Кабаковы «В будущее возьмут не всех»
Закрытие супервыставки про главное отечественное достояние
Выставкой Кабаковых Москву не удивить, но такого масштаба ретроспективу самого главного российского художественного союза мы еще не видели. Суперпроект из ста произведений, который организовали три музея — Тейт Модерн в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем, — объединяет живопись, графику, альбомы, макеты, а также масштабные композиции фирменного жанра-изобретения Ильи Кабакова под названием «тотальная инсталляция». Универсальное произведение искусства, которое напоминает, по словам Екатерины Деготь, сцену, куда зритель заходит во время антракта, где «он бродит по ней потерянный, пытаясь угадать, что произошло и кто был героем». На выставке показаны такие знаменитые проекты художника, как «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990), «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), «Три ночи» (1989), «Предметы его жизни» (2005) и другие. Особый раздел включает ранние работы Ильи Кабакова 1960–1970-х годов. Воскресенье — последний день работы этой выставки.