Дмитрий Портнягин, более известный как «Трансформатор», прямо сейчас — самый популярный бизнес-блогер на русском YouTube. В последний месяц на него регулярно снимают так называемые разоблачения — видео, в которых другие блогеры утверждают, что «Трансформатор» — показуха, а сам Портнягин — не такой успешный бизнесмен, каким показывает себя публике.

Первое видео на канале «Трансформатор» появилось в октябре 2016 года. С тех пор на него подписались более 1,3 млн пользователей YouTube. В своих видео Портнягин рассказывает про разные бизнес-кейсы и общается с их героями. Говоря о себе, он рассказывает, что владеет рядом компаний, а главным своим бизнесом считает фирму Transitplus, которая занимается грузоперевозками из Китая. Разоблачающие ролики ударили по просмотрам «Трансформатора», а пользователи массово обвиняют Портнягина в обмане и искажении действительности. «Афиша Daily» встретилась с ним, чтобы разобраться в происходящем.

Учитывая сложившуюся вокруг «Трансформатора» ситуацию, «Афиша Daily» публикует полную запись разговора с Портнягиным. По просьбе самого блогера из оригинальной версии был удален один фрагмент. Ниже — расшифровка разговора с незначительными изменениями в порядке задаваемых вопросов.

Разоблачения, возможные заказчики, «украинский след»

— Как ощущения от хейта?

— Мы прошли очень хорошую школу, которая была мне просто необходима. Потому что я не замечал тех вещей, которые были важны: наши дырки, наша безопасность, моя команда, мои партнеры. В такие кризисные ситуации выявляются все твои ошибки, все недоработки.

— Что это за ошибки?

— Я понял, что информационно мы не защищены. То есть на какие-то вопросы мы забываем отвечать.

— Например?

— Вопросы возникают в процессе. О моих бизнесах, о цифрах, о моей личной жизни или о чем-то еще. Ты просто не вдаешься в подробности и не даешь комментариев.

Если ты публичная личность, если ты блогер, то ты не имеешь права не говорить о своих ошибках. Не имеешь права не говорить о том, что тебя спрашивают. Поэтому, с одной стороны, отмалчиваться было ошибкой. С другой стороны, нужно было самому поднимать эти вопросы. Иначе придет какой-то человек и подаст эту информацию так, как это нужно ему. Это тоже навык, и я понял это. Это тоже был определенный вызов.

Если мы хотим играть в большую игру, на большом поле, с большими дядьками, то должны учиться отстаивать свои интересы информационно.

«Информационные войны — тренд ближайших 3–5 лет. Я уверен, что это будет самая главная проблема для крупных компаний. Сейчас все начнут друг друга заказывать. Жестко»
Дмитрий Портнягин
«Трансформатор»

YouTube дает людям возможность высказываться. Ты не можешь просто так прийти и удалить ролик. С этим нужно уметь работать, и мне кажется, у каждой крупной и уважающей себя компании должен быть специальный отдел, который занимается именно политтехнологиями и PR-клинингом. Это я такую штуку придумал, буквально на днях. Вот есть PR-киллинг — это те, кто нападает. А есть PR-клининг — которые чистят, убирают и стараются делать какой-то смысловой поворот, чтобы можно было правильно ответить и двигаться дальше.

У меня было очень мало времени, чтобы стать профессионалом в этой теме. Потому что все развивалось очень быстро, очень бурно и было очень серьезное давление со стороны. Вся эта акция кем-то спонсировалась и до сих пор спонсируется.

— Кем?

— Ты знаешь, я думал, что у меня нет врагов, потому что ни с кем не конфликтую. Но я забываю о том, что есть некие конфликты интересов в бизнесе. Не обязательно человеку плюнуть на рубашку или обозвать его как-нибудь. Иногда достаточно того, что ты переходишь кому-то дорогу. Пересекаются определенные интересы, и начинается обратная реакция.

У меня есть предположения, кем это финансируется: есть люди из России, есть люди из Украины. Так показывает наше расследование. В следующем выпуске вы увидите абсолютно другого Дмитрий Портнягина, который будет сидеть, курить трубку и разбирать все по полочкам.

Очень четко прослеживается «украинский след», но пока рано что-то заявлять. Все покажет расследование.

Собственное расследование, о котором говорит Портнягин.

— Вы говорили про отмалчивание. Это была осознанная стратегия?

— Когда человек попадает в нестандартную ситуацию, он превращается в суриката. Он просто застывает на одном месте и не понимает, что нужно делать, [до тех пор] пока у него этот процесс в голове не начнется. Пока он не поймет, не констатирует факт того, что что-то начинается. Потом [приходит] осознание того, что произошло, становится плохо. Следующий этап — это «Полундра! Бежим с корабля!». Потом: «Куда я побегу?! Я же капитан!»

— Какие были ощущения, когда в первый раз обо всем узнали?

— Смех и радость. Я не воспринимал это все всерьез. Все было волнообразно. Сначала [появились] какие-то предпосылки, [потом пошли] первые ролики, какие-то люди, какие-то каналы.

Я сейчас смотрю на эту тему как профессионал. Если раньше думал: «Фигня какая-то, посмеялись всей командой и работаем дальше. Мы большие, а они вообще кто такие?», то сейчас как профессионалы — «Так, что это? Идентифицировать! Что за люди? Есть ли там реклама? Какой у них может быть мотив? Если нет рекламы — возможно, они проплаченные. Если они проплачены, то кем?». Нужно копать, выходить на них. Срочно давать им обратную связь или вызывать на диалог. Возможно, иски в суд, если есть недостоверная информация. Если история получает резонанс, то [необходимо дать] ответ в публичном пространстве, и очень быстрый, который купирует все, и люди даже не поймут, что произошло.

А у нас получилось так, что сначала одни, потом вторые, потом третьи. А блогерское сообщество — оно какое? Они все переживают и боятся за себя, за свою репутацию. Они нападают на тех, кто не дает отпор.

«Трансформатор» оказался тем человеком, который, во-первых, очень долго и высоко взлетал, и все смотрели, как красиво летит парень. А потом все подумали: «Было бы неплохо посмотреть, как он падает! Надо его подбить»
Дмитрий Портнягин
«Трансформатор»

Один попробовал, проверил — я не ответил. Другой попробовал, проверил — я не ответил. А когда блогер не отвечает и ты получаешь от этого просмотры, ты думаешь: «Ничего себе, вот это ниша! Надо ее копать». Вскопали сильно, со всех сторон. Когда я понял, что надо что-то делать, уже было непонятно, кому отвечать. Потому что [таких] людей было так много, а вопросов [ко мне] было еще больше.

Это был классный опыт. Вытряхнули все, что только можно, в моей жизни. Все, что было, и все, чего не было. Все прошлое теперь как на ладони, все вскрылось. Я даже рад этому, потому что были косяки, о которых я молчал.

— Почему?

— Ну представь, что ты, например, нажрался где-нибудь в баре с друзьями и облевался в такси на заднем сиденье. Заблевал всю машину. Потому таксист вышел, дал тебе в морду, и ты такой: «Ни хрена себе!» Ты возвращаешься домой — и, как правило, что происходит? Ты отлеживаешься несколько дней, никому ничего об этом не говоришь. Об этом знает только таксист и ты.

Моя проблема остается моей проблемой. На хрен я буду ею кого-то грузить? Максимум — каких-то своих близких друзей. Здесь то же самое.

Но если я получу в морду от таксиста, то я об этом расскажу. Пусть лучше это буду я, чем об этом скажет таксист или какой-то парень, который проезжал мимо.

— Но вы не рассказали.

— Да, [сказалось] отсутствие опыта. Блогером я являюсь только два года. Это достаточно небольшой, средний блогерский опыт. У меня не было никаких конфликтных ситуаций. Я никогда в это не лез и не умел с этим обращаться. Сейчас я понял, что есть некие правила, которые надо соблюдать, и тогда все будет четко. <…> Могу сказать честно, что [из-за всей ситуации с разоблачениями] было страшно, но сейчас понимаю, что было классно. Как на американских горках.

Когда тебе становится по-настоящему круто? Когда ты выходишь с этих горок, у тебя фигачит сердце, хлещет адреналин, и ты понимаешь: «Как же было классно!» Сейчас я как будто вышел с американских горок: «Хочу еще раз! Только сейчас я буду знать, где какой поворот, где какая петля, буду знать вообще все». И я буду готов. Я буду сильнее, я буду хитрее, я буду быстрее и, наверное, мудрее с какой-то стороны.

Одно из немногих разоблачений Портнягина и самое популярное на сегодня — более 1,8 млн просмотров. Счет подобных роликов пошел на десятки.

— Насколько там — правда?

— Факт того, что у [моей компании] были недовольные клиенты, — правда. Факт того, что я не был предпринимателем до блога и у меня ничего не было, — абсолютная ложь. Что у меня нет склада в Китае — ложь. Что у меня какие-то машины в лизинге или что моя мама имеет отношение к бизнесу — тоже ложь.

Люди манипулировали молодыми ребятами, массами, которые в этом плохо разбираются. Давали им информацию, были для них в это время некими экспертами, наверное. Они просто манипулировали этим.

— Не могу не спросить про ролик, где парня вывезли в лес…

— (Перебивает) Да, это украинский след! Это был некий срыв от заказчиков и исполнителей, потому что я ничего не отвечал. [К тому времени] было сделано уже четыре больших разоблачающих ролика. Они не знали, за что взяться, поэтому в лес выходит мальчик и очень простым, понятным языком, ничего особо не выдумывая, говорит следующее: «Я удаляю видео и извиняюсь перед Дмитрием Портнягиным». И бам — тишина. Это был посыл для самой недальновидной аудитории. Затем эти четыре ролика удаляются, а потом, конечно же, заливаются обратно. Мы когда это увидели, смеялись и говорили: «Хорошая попытка». Если бы аудитория восприняла все это серьезно, я бы сказал: «Остановите Землю, я с нее сойду», но аудитория оказалась гораздо умнее, чем мы себе представляли.

В комментариях к видео пользователи отмечают, что в тени можно рассмотреть направленный на блогера Timofey предмет, похожий на пистолет. До этого на его канале появилось несколько разоблачений. После «вынужденных извинений» в лесу Тимофей выпустил еще несколько подобных видео. И, кажется, останавливаться не намерен.

Первый миллион долларов, благотворительность, список Forbes

— Вам снесло крышу из-за денег?

— Я заработал первый миллион долларов в 23 года — тогда мне не снесло крышу. Я никогда не относился к деньгам как к «моей прелести». Есть люди, которые берут и просто текут от денег. У них такое отношение.

— А у вас какое?

— У меня всегда было желание стать лидером, стать первым. Доказать, что я могу это сделать. Что я должен построить что-то большое или должен стать первым в рамках мира. Это было для меня важно.

Я давно хорошо живу, ни в чем себе не отказываю. Для меня [деньги] — это просто цифры. У меня нет инвесторов, нет покровителей, нет никаких людей, которые принимают решения, помимо меня. Те деньги, которые приходят, мне нужны для того, чтобы я мог двигаться [в бизнесе] дальше.

Я поднимался step by step. В 21 год ездил на дорогой машине и просто кайфовал. Мне уже тогда должно было оторвать голову, но не оторвало, потому что я работал 24 на 7, без выходных, без праздников. Я ставил все на то, чтобы мой бизнес развивался. Семейные отношения, личные отношения, друзей — все поставил. Эта ставка была настолько высока, что я ничего не видел и больше ничем не занимался. Я был конченым фанатиком и занимался только своим бизнесом. Только так можно добиться большого успеха.

— На благотворительность отдавали когда-нибудь деньги?

— Недавно мы подарили два автобуса детскому дому. Старый сломался, дети не могли доезжать до школы, которая находится очень далеко. Мы подарили. Я дам потом точную информацию, чтобы сейчас не придумывать. Это было прикольно. Я это не снимал, никому ничего не показывал.

Время от времени отправляю куда-то деньги, кому-то помогаю, если что-то потребуется. Недавно мой друг детства из Тынды — мы с ним очень редко общаемся — написал: «Дима, вилы! Если я не заплачу, у меня будут большие проблемы». Я ему отправил 300 тыс. рублей. Сказал: «Когда будут деньги — отдашь». Я это делаю только тогда, когда у меня отзывается внутри, что я хочу помочь.

— Зачем вам в список Forbes (в марте 2018 года Портнягин выпустил ролик, в описании которого сказано: «Я поставил амбициозную цель — до 35 лет войти в список 200 богатейших людей России по версии Forbes. И не просто поставил, а задекларировал это с главным редактором журнала Николаем Усковым. На кону — существование канала «Трансформатор». — Прим. ред.)?

— Я скажу, но ответ будет непонятен людям, которые гонятся за деньгами. Таких 95%. Нас, предпринимателей, может понять только предприниматель. Или человек, который может оттолкнуться от своей реальности и посмотреть на все со стороны.

Когда ты закрываешь вопрос с деньгами, то у тебя всегда возникает вопрос: «А что дальше?» Вот у тебя сейчас, представляешь, появляется такое количество денег, когда ты можешь позволить себе абсолютно все. Сидишь и думаешь: «Ну журналистом я уже не пойду работать! Пойти в бизнес? Бизнес — это ради денег. А чем тогда я буду заниматься?» Ты будешь сидеть и думать. Со временем пропадет мотивация, деньги и хорошая жизнь станут для тебя обыденностью. Поэтому хочется, чтобы эта мотивация не пропадала. [А были] огонек в глазах, двигатель внутри — хочется, чтобы он работал бесконечно. Это приносит настоящее счастье.

Я счастлив тогда, когда я нахожусь в том деле, которое люблю. У меня каждый день встречи: одна за одной, одна за одной. Я общаюсь с людьми, придумываю новое, создаю проекты. Я живу в этом потоке и в нем ощущаю себя счастливым. Для того чтобы этот поток поймать, нужно поставить какую-то глобальную цель. У меня [такая цель] была — сделать самый популярный блог о бизнесе и миллион подписчиков. Это был очень серьезный вызов, и я это сделал. Год занимался только этим и был все это время счастлив. А теперь думаю: «Что дальше?» Поставишь [цель] — три миллиона подписчиков, уже не мотивирует. Потому что похожая цель уже была, ты пойдешь тем же самым путем. Цель должна быть какой-то другой.

Я подумал, что было бы неплохо задекларировать себя в каком-то списке, чтобы вопросов ни у меня к себе не было, ни у моего окружения, ни у моей команды. Подписал декларацию у главреда Forbes. Что дальше — уже вопрос. Все будет зависеть от того, добьемся ли мы этой цели или нет.

«Бизнес-Молодость», инфоцыганство, обман людей

— Как вам «Бизнес-Молодость»?

— Отношусь положительно. Вообще, к любым образовательным продуктам я отношусь положительно. У нас в России есть очень большая проблема — мы формируем негативное мнение о бизнес-образовании, это неправильно. [Как правило, так] говорят те люди, которые не понимают, что это такое. Они не в бизнесе — в этом вся проблема нашей информационной войны. Объяснить людям, которые не в бизнесе, бизнесовые вещи очень, очень тяжело.

«В «Бизнес-Молодости» два месяца гораздо эффективнее, чем пять лет в университете. Ребята красавчики!»
Дмитрий Портнягин
«Трансформатор»

Они сделали собственную методологию — не по какому-то государственному стандарту, а сами. Не просто учат — они сами учатся на кейсах людей, которые что-то делают. Когда ты в течение шести лет разбираешь разные бизнесы — это такой багаж знаний и опыта, просто невероятный.

Как только я переехал в Москву два с половиной года назад, сразу пошел учиться в «Бизнес-Молодость», «Сколково» и «Синергию». Купил самые дорогие курсы, потому что мне так этого не хватало. Все говорили: «Да ты че?! Куда ты пошел?» Да мне без разницы! Я никого не хочу слушать. Я пойду и посмотрю своими глазами. Я пришел туда, сел на самом последнем ряду, скрестил руки и подумал: «Ну давайте, научите меня чему-нибудь».

— И?

— И пару часов очень внимательно их слушал. Они говорили много дельной информации, которой мне не хватало. Они дали технологии, которые привели меня к более быстрому результату: мне не нужно было страдать, а нужно было просто сделать раз, два и три. Поэтому я отношусь очень положительно к «Синергии», «Сколково» и «Бизнес-Молодости».

— Помните случай, когда на сцену вышел 13-летний мальчик, который сказал, что зарабатывает огромные деньги, а когда его спросили «как?», то он говорил очевидные вещи?

— Ну не дикие, а 400 тыс. рублей, насколько я знаю. Я видел эту историю недавно. Красавчик, я верю!

Тот самый мальчик. На него также сняли ряд разоблачающих роликов.

— Меня смущает, что нет никаких доказательств.

— Зачем тебе это нужно? Зачем тебе нужны доказательства?

Человек сказал: «Я выбрал такую-то нишу. Я сделал такие-то шаги. Я получил такие-то деньги». Верить или не верить — это уже твоя задача. Раскапывать этого парня, снимать на него видео, пытаться как-то его надломить, как это сделал «Пограничник», — самый настоящий позор. Не надо трогать молодых, они молодцы.

Я видел много примеров 15-летних ребят, которые запускают новостные телеграм-каналы и зарабатывают по 300–400 тыс. рублей в месяц. Это реальные случаи, которые я видел. Эти ребята подходили ко мне и говорили: «Я скоро заканчиваю школу, не хочу заниматься и идти получать образование. Мама говорит, чтобы стал банкиром, а я хочу стать предпринимателем. Я уже сейчас зарабатываю больше, чем мама и папа, вместе взятые». Это реальные кейсы. Хочешь — воспринимай их. Я это воспринимаю как информацию. Вижу четкого пацана, вижу, в какую нишу он пошел, вижу, что он сделал: «Да, прикольный кейс, классно, молодец». А раскапывать — есть деньги, нет денег, получилось, не получилось — это не наша задача.

Если он вышел и говорил очевидные вещи, то почему тогда ты не сделал этого? Часто бывает такое, что [бизнес построен на очевидных вещах]. Ты говоришь: «Я сделал вот это, вот это, вот это». Я блог запустил, потом — клуб «Трансформатор» (на сайте проекта сказано, что это сообщество предпринимателей, которое «изменит твою жизнь». Совокупный годовой оборот участников оценивается в 36 млрд рублей. — Прим. ред.). Кстати, клуб «Трансформатор» сейчас самый большой частный клуб в России и самый успешный. Сейчас я буду рассказывать тебе, как его сделал. Ты скажешь, что я рассказываю очевидные вещи. Но это сделал я, поэтому вопрос спорный.

— Как относитесь к инфоцыганам (таким определением пользователи называют самого Портнягина и всех тех, кто занимается продажей очевидной информации, связанной с ведением бизнеса. — Прим. ред.)?

— Какое-то странное понятие. Оно мне не близко вообще. Люди говорят разное. Девочки хотят выглядеть красивыми, мальчики хотят выглядеть богатыми — это абсолютно нормально.

«Если кто-то говорит больше, чем на самом деле у него есть, — это его выбор. Хотите — воспринимайте, хотите — не воспринимайте. Называть людей инфоцыганами глупо»
Дмитрий Портнягин
«Трансформатор»

— Вы говорили о себе когда-нибудь больше, чем на самом деле?

— Мы всегда в бизнесе стараемся быть хитрыми. Определенная хитрость в бизнесе есть у любого. Когда перед своими клиентами или сотрудниками говорим, что мы лучше, чем являемся на самом деле, — конечно. Но нам уже давно не нужно это делать.

На старте, когда ходил на встречи еще в Благовещенске, я надевал галстук и говорил, что мне 25, а не 19 лет. Я врал, что мне больше, чем на самом деле. Я говорил, что у нас есть свои машины, а на самом деле они были в аренде. Это было нужно, чтобы заполучить клиента. Говорил, что у нас большой штат сотрудников, но на самом деле их было четыре-шесть человек. Делал так, чтобы забрать клиентов. Можно ли считать это обманом? Наверное, нет. Это хитрость любого продавца. В любой компании продажник будет тебе говорить кучу всякой информации, которую ты не можешь проверить здесь и сейчас, но [после таких слов] у тебя появится лояльность к этой компании. Ты выберешь именно их, заплатишь им деньги и получить нужные услуги.

Мы же никого не обманывали. Мы делали это не для того, чтобы получить деньги и обмануть человека, а для того, чтобы получить заказ. Иначе меня обойдут мои конкуренты, у которых работает действительно много людей, у которых действительно свои машины, которым действительно 25, а не 19. Поэтому хитрость в продажах и обман — это два разных понятия.

— А где грань?

— Грань в том, что когда ты обманываешь человека, ты берешь деньги и не выполняешь обязательства — это обман. А на старте бизнеса часто бывает такое, что тебе приходится говорить, что ты больше, чем на самом деле.

— Сейчас обманываете кого-нибудь?

— Сейчас хитрость нам уже не нужна. У нас есть бренд, имя, мы большие, и все это знают. Пожалуйста, обращайтесь, мы лучшие, мы самые дорогие на рынке. Пожалуйста, мы сделаем всю работу очень хорошо. <…> Раньше, когда мы только-только стартовали, со мной не везде соглашались работать. Где-то смеялись и говорили: «Слушай, парень, давай потом как-нибудь поговорим». Я же не говорю, что везде закрывал сделки и такой король продаж. Нет, конечно. Но старался выглядеть лучше, более презентабельно. Всегда была рубашка, всегда был галстук.

— Сейчас уже не так.

— А все, это уже неактуально. Это опять же про хитрость. Приходит мужчина в красивом костюме, весь такой подбритый, но вот он начинает говорить, и ты понимаешь, что он пустой. А мне не нужно сейчас ходить в костюме, чтобы люди поняли, что я твердый. Мне просто нужно показать то, что мы делаем, и этого будет достаточно. Поэтому сейчас я не хожу в галстуке.

Про важность материального и личную мотивацию

— У вас на руке дорогие часы, последний айфон, крутые машины. Насколько вам важны материальные атрибуты?

— Для меня это важно.

— Почему?

— Это эмоции, я об этом мечтал. Грезил автомобилями, грезил этой красивой жизнью. Моей любимой передачей была «По домам» на MTV, где журналист ходил в гости к разным звездам и показывал, как они живут. Я пересмотрел все выпуски. Смотрел, как живут рэперы, какие у них огромные гаражи крутых автомобилей, какие у них красивые коллекции часов, какое у них количество одежды. Я хотел так же, это была моя ролевая модель. Когда я зарабатываю деньги, то с таким же удовольствием их трачу. Я не делаю бизнес ради бизнеса. Я делаю бизнес ради того, чтобы сделать свою жизнь лучше. Побаловать себя чем-то. Это для меня мотивация.

Когда я утром выхожу [из дома] и сажусь в Ferrari — ну как можно сказать, что это показуха? Представляешь, ты в 9 утра, нажимаешь на руле «Старт», и этот рев по всей парковке! Ты чувствуешь, что именно с этого момента начинается твой рабочий день. Ты заезжаешь, берешь кофе, слушаешь классную музыку. В процессе у тебя с кем-то скайп-переговоры. Ты просто кайфуешь. Ты надеваешь дорогие часы — они мне нравятся, они стильные, они крутые. Мне по кайфу!

Подробности по теме
Wylsacom — о работе в правительстве Москвы, Навальном и образе прекрасной России
Wylsacom — о работе в правительстве Москвы, Навальном и образе прекрасной России