Самая знаменитая в мире женщина-архитектор или по крайней мере одна из. Единственная женщина, получившая Притцкеровскую премию. Училась у Колхаса, 15 лет работала в стол, вдохновлялась русским авангардом. Родилась в Багдаде, всю жизнь опровергала стереотипы — о женщинах в архитектуре, женщинах на стройке, женщинах из Ирака. «Наша героиня. Какое счастье, что ты с нами в Лондоне», — так кончается некролог, появившийся сегодня на официальном сайте ее студии.
Центр Гейдара Алиева, Баку, 2012
Гран-при премии «Дизайн года», учрежденной Музеем дизайна в Лондоне. Проект, построенный на месте машиностроительного завода имени Саттархана, ранее — лейтенанта Шмидта. Появился к десятой годовщине смерти 3-го президента республики. Внутри — музей лидера, концертные и выставочные пространства.
Dominion Tower, Москва, 2015
Бизнес-центр на глухой Шарикоподшипниковской улице, который строили 10 лет. Первый арендатор — Фонд содействия реформированию ЖКХ с кабинетом Сергея Степашина. Здание, придуманное студией Хадид по заказу девелопера «ДоминионМ» Владимира Мельника, работает в лучших традициях конструктивизма — случайно падает в новую среду и меняет контекст вокруг себя. Еще фотографии
Центральное здание BMW, Лейпциг, 2005
Это не офисный центр, а основная часть завода, где производятся BMW третьей серии. Здесь работают 5500 рабочих, и это здание — мощный гимн современной промышленности. Главная гордость здесь — не уникальные внешние формы, а космическая точность в следовании конвейерным процессам.
Павильон «Мост», Сарагоса, 2008
В 2008-м Всемирная выставка проходила в Испании, и студия Хадид отвечала за главный объект: мост через реку Эбро, а заодно и главный вход в выставочный комплекс. Форма призвана напомнить о приливах и цветке гладиолуса: гений Хадид заключался как раз в умении создавать нежные и ранимые на вид конструкции из бетона и стали.
Национальный музей искусств XXI века, Рим, 2010
Чтобы строить в городе, который сам — лучший в мире музей и куда в последнюю очередь едут за современным искусством, нужна огромная смелость. Но потому Хадид и величайший архитектор без скидок на гендер — она блестяще справилась, получила премию Стирлинга и только смеялась, что сами римляне прозвали музей макарониной.
Научный центр Phaeno, Вольфсбург, 2005
Чтобы не говорили про Хадид, проектирующую золотые станции метро в Абу-Даби и дачи на Рублевке, вот более характерная ее работа. Совершенная инженерная конструкция интерактивного музея науки и техники в Вольфсбурге (это уже территория Volkswagen) заслужила эпитеты вроде «гипнотической и визионерской».
Риверсайд — музей транспорта, Глазго, 2011
Лучший европейский музей-2013. В 36-метровом фасаде из стекла отражается река Клайд, а венчает его зубчатая оцинкованная крыша. Пример совершенной архитектуры политехнического музея — впрочем, некоторые посетители ворчат, что кое-какие экспонаты висят слишком высоко, не разглядеть.
Пожарная часть мебельной фабрики «Витра», Вайль-на-Рейне, 1994
Это в самом деле гараж, где хранились брандспойты, дежурили машины и чаевничали пожарные. «Витра» — не простая фабрика, где собирали стенки. Здесь придумали, кроме прочего, иконические стулья «Пантон» и «Тюльпан», собственный музей заказали Фрэнку Гери, а пожарную часть — лучшей в мире Хадид, конечно.
Проект оперного театра в Кардиффе, 1994
Зачем показывать неосуществленные проекты такого мощного автора, когда и настоящих хватает? Присмотритесь к цветам и линиям — когда Хадид всю жизнь говорила, что восхищается русским супрематизмом, не это ли она имела в виду? Театр не построили: и денег не нашли, и валлийская публика наморщила нос, обозвав проект «элитистским» и «уродливым», однако сама Хадид позже призналась, что дело было, возможно, в ее иракском происхождении и в том, что она женщина.
Проект центра «Пик», Гонконг, 1983
Словно лавина, которая вот-вот обрушится на азиатский мегаполис c пика Виктория. Развлекательный центр «Пик» кажется слишком смелым и сейчас: опоры будто летают воздухе, а бассейны и обеденные зоны словно находятся в невесомости. Проект не состоялся: Великобритания сдала Гонконг Китаю, и заказчик изменил свои планы.
Дома-утюг, Берлин, 1986
Казалось бы, чего такого — скучная берлинская восьмиэтажка. Но заверните за угол. Ширина здания — 2,7 м, длина — 16 м. Вместе с двумя предыдущими проектами этот показывает, отчего Хадид признают одним из главных теоретиков современной архитектуры, которая умела придумать здание в самых чрезвычайных ситуациях.