Третий коворкинг «Рабочей станции» открылся в бизнес-центре рядом с дизайн-заводом «Флакон», и появление его здесь выглядит как восстановление исторической справедливости. Четыре года назад основатель «Рабочей станции» Михаил Комаров хотел открыть офис для своей студии веб-разработки на крыше «Флакона». Тогда договориться не получилось, и в 2012-м он запустил первый коворкинг в Нескучном саду — чтобы самому было где работать. С годами выяснилось, что организация офисных пространств для людей, которые по тем или иным причинам не ходят в офисы, — неплохой бизнес, и к проекту Комарова присоединился Сергей Румянцев, бывший топ-менеджер «Связного» и вице-президент «Вымпелкома».
Первая «Рабочая станция» была рассчитана на 83 человека, в свежей версии — 340 посадочных мест. 1800 квадратных метров — приданое офиса компании Benetton, которая была вынуждена съехать после сокращений. Дизайном, как всегда, занималось собственное архитектурное бюро «Рабочей станции».
Под исполинскими люстрами вспоминаешь залы Публичной библиотеки Нью-Йорка, и вместе с тем интерьеры напоминают лобби гостиницы средней руки. И неспроста: если в предыдущих «РС», кроме рабочих мест и переговорных комнат, ничего нет, то здесь можно снять один из шести боксов в капсульном отеле — прикорнуть на час-другой или переночевать за 1000 р. (дают также белье, полотенца, тапочки). Идея родилась из наблюдения за клиентами, которые сворачивались калачом на диванах и пуфах, — такой побочный эффект круглосуточной работы всех «Рабочих станций». Также из нового впервые в пространстве на Бутырской обустроили звуконепроницаемые кабинки для разговоров по телефону.
А теперь интересное: в массовом сознании слово «коворкинг» обладает ироническими обертонами — по мнению среднестатистического зрителя Comedy Club, в коворкингах сидят хипстеры с макбуками, попивая смузи. На самом деле предназначены такие пространства для совершенно другой публики.
«К нам приходят в основном компании и их владельцы, которым нравится формат. Это люди, которые работают на себя, стартаперы и фирмы, а не фрилансеры, которые ищут каждый месяц новый заказ. Таких компаний стало в разы больше, потому что в кризис они начали считать деньги. Особенно мы это почувствовали в конце 2014 года, когда был шквал заявок на команды по 10–15 человек. И эта потребность растет. Есть даже те, кто сдает собственные офисы и снимает места у нас. Поэтому мы решили, что пора расти и превращаться в полномасштабный сетевой проект».
Еда
Впервые в «Рабочей станции» решили удариться в кулинарию, которой занялся бывший владелец кейтерингового сервиса «Под крылом» Александр Александров. Завтраки для резидентов бесплатны, обеды и ужины можно приобрести отдельно. Средний ценник обещают сосредоточить в районе 300–330 рублей.
«Чтобы не утомлять постоянных резидентов однообразием, буду постоянно менять блюда. Завтраки с кашами, оладьями и омлетами, обеды от крем-супа с чечевицей и апельсином и щучьих котлет до риса с овощами и попкорна из гречки. Все простое, интересное и вкусное, но при этом тарелка будет сервирована, и ее будут выносить — такая „столовая 2.0“. Вечернее меню фиксированное — паста и сэндвичи. Тут же я завариваю кофе Camera Obscura, который в других „Рабочках“ тоже начнет подаваться в кофе-пойнтах».
Будущее
Если планы сбудутся, то, купив абонемент «Рабочей станции», вы сможете в любой момент в удобном районе Москвы снять переговорную или офис — но это если «РС» продолжит расти и покроет сетью весь город. Более реалистичная задача — открыть как минимум один филиал в Петербурге: зная непростые отношения местных жителей с офисной работой, вполне возможно, что такой проект пойдет на ура.
Абонементы: «Гость» (рабочее место, интернет, принтер, 5 часов в переговорной) — 13000 р. месяц или 600 р. в день; «Резидент» (тоже самое, только с 10 часами в переговорной, питанием, напитками, личным шкафом — 15000 р. в месяц).