События недели

27 главных премьер, концертов, выставок и спектаклей

24 сентября 2018 в 18:58
Долгострой от Терри Гиллиама, снимавшийся 20 лет, — «Человек, который убил Дон Кихота», фильм «Сердце мира» про ветеринара-интроверта, триллер «Поиск» из бекмамбетовской линейки Screen Life, а также открытие фестиваля экспериментального кино MIEFF, 20-летие российского MTV в «Олимпийском» и выставка литографий Шагала в галерее Altmans.

Понедельник, 24 сентября

«Простая просьба»

Эстетский триллер про пропавшую подругу от режиссера «Шпиона» и новых «Охотников за привидениями»

Вместо того чтобы снять очередную комедию с Мелиссой МакКарти («Девичник в Вегасе», «Копы в юбках», «Шпион», ребут «Охотников за привидениями»), режиссер Пол Фейг экранизировал криминальный триллер, по завязке напоминающий «Девушку в поезде». Домохозяйка-блогерша Стефани (Анна Кендрик) знакомится с роскошной Эмили (Блейк Лавли), которая вскоре пропадает — и это после того, как ее муж Шон (Генри Голдинг) оформил на нее страховку на кругленькую сумму. Стоит признать, что нагнетать саспенс Фейгу удается не меньше, чем смешить. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

Вторник, 25 сентября

«Страсти по Иоанну» от The Taverner Choir and Players в «Зарядье»

Фантастически красивые баховские «Страсти» от английских барочников

Одного бьющего наповал трагического вступления «Страстей по Иоанну» Баха хватит, чтобы с открытым ртом дослушать всю фантастически красивую двухчасовую ораторию до конца — даже если все библейские страсти разом обычно вызывают столько же эмоций, что и поход в соседний продуктовый. Особый повод быть на «Страстях» в сентябре — визит маститых англичан Taverner Choir, Consort & Players во главе с дирижером Эндрю Пэрроттом, которые играют раннее барокко без малого 45 лет. Они исполнят ораторию по своему фирменному рецепту — с камерным оркестром и восемью солистами вместо хора (есть версия, что Бах его тоже никогда не использовал).

«Кафка» в «Гоголь-центре»

Психоделический байопик Серебренникова про Кафку

По задумке драматурга Валерия Печейкина, бытовая биография Кафки всячески перемешивается с его же собственными сюжетами, в том числе самыми психоделическими и жуткими. В заглавной роли занят Семен Штейнберг, всего же в спектакле Кирилла Серебренникова участвует два десятка исполнителей, треть из которых — музыканты.

«Нерж» на арт-площадке NOL

Актеры Gogol School в спектакле Ивана Комарова

25 и 26 сентября на сцене пространства NOL покажут «Нерж» — спектакль по мотивам новелл Михаила Елизарова в постановке режиссера Ивана Комарова («Баал», «Абьюз»). Мрачные истории из 90-х переложат на стихи и исполнят под музыку композитора Дмитрия Ефремова. Актерами этого «кровавого кабаре» станет труппа творческой лаборатории Gogol School.

Когда:

25 и 26 сентября, 20.00

Где:

NOL Project, 7-я Кожуховская, 9, ТРЦ «Мозаика» , 2 этаж

Подробности:

здесь

Среда, 26 сентября

MIEFF

III Московский международный фестиваль экспериментального кино

Фестиваль MIEFF состоится в этом году уже в третий раз. Пройдет он с 26 по 30 сентября на разных, в отличие от предыдущих лет, площадках — в «Электротеатре Станиславский», Центре документального кино, Новом пространстве Театра наций и музее «Гараж». На этот раз приготовили специальную программу, посвященную 120-летию Сергея Эйзенштейна и 200-летию Карла Маркса, ретроспективу классика экспериментального кино Петера Кубелки, премьеру VR-фильма «Заброшенный» тайваньского режиссера Цай Минляна, аудиовизуальные перформансы и, конечно, смотр конкурсных работ — лучших экспериментальных фильмов со всего мира. Откроется фестиваль антиутопией «Одержимые» (смотрите трейлер выше) о зависимости современного человека от смартфонов.

Когда:

26–30 сентября

Подробности:

здесь

Musica Viva в «Зарядье»

Советская композиторская музыка между авангардом и новой простотой

Для нового места Москвы, Малого зала «Зарядья», московский камерный оркестр Musica Viva готовит тоже новую по академическим меркам музыку. Точнее, даже отдельное ее состояние между экспериментами авангардного языка и возвратом к простой гармонической красоте — именно в нем когда-то оказались украинец Валентин Сильвестров и грузин Гия Канчели. Слушать, как Серенада для струнного оркестра первого двигается от мрачных диссонансов к светлой меланхолии или как в длиннющих паузах «Abii ne viderem» второго вспыхивают редкие звуки, — совершенно особенное удовольствие.

Джозеф Олефирович играет «Кандида» Бернстайна в Московской филармонии

Оперетта с голливудским лоском

Блистательный ум великого американского дирижера Леонарда Бернстайна позволял ему не только остроумно высказываться и говорить о музыке, но и писать ее. Из его комической оперетты «Кандид» по одноименной новелле Вольтера можно было бы нарезать три-четыре саундтрека к классическим голливудским фильмам — столько здесь цепких мотивов, захватывающих контрастов и прочих необязательных, но крайне симпатичных моментов. В Москве ее сыграет Российский национальный оркестр под управлением дирижера Джозефа Олефировича из США и с компанией звездных солистов.

«Siri» в Центре им. Мейерхольда

Сцены из повседневной жизни в эпоху технологической сингулярности

Искусственный интеллект научился решать глобальные проблемы всего человечества и частные неурядицы человека. И теперь публикует предвыборную программу, пока апатичные герои повествования, согласно аннотации, «посещают левацкие лекции о торговле людьми и гуляют под звездами». Пьеса в духе сериала «Черное зеркало» — дебют медиатора Центра им. Мейерхольда Натальи Зайцевой. Режиссер — ученик Евгения Каменьковича Алексей Кузмин-Тарасов.

«Человек из Подольска» в арт-пространстве «Эфир»

Абсурдистская комедия о том, какой должна быть полиция в идеальном мире

Дебют именитого прозаика Дмитрия Данилова в драматургии. Простой парень из Подольска попадает в московское отделение полиции и уже морально готовится к пыткам и унижениям. Но представители закона внезапно оказываются требовательными интеллектуалами, беседа с которыми без всяких пыток может оставить всякого неподготовленного «с чувством острой пустоты и никчемности собственной жизни», — как сообщается на сайте «Театр.doc». Спектакль поставили вдвоем Михаил Угаров и Игорь Стам.

Презентация фоторабот 19Tones в пространстве «Рихтер»

Серия неоновых портретов

Десять неоновых портретов, снятых популярным фотографом 19Tones посреди ночной Москвы, можно увидеть в среду в пространстве особняка «Рихтер» на Пятницкой. Каждый из снимков, созданных в результате экспериментов с отражающими и преломляющими поверхностями, напечатают на металле размером 100 на 150 см. 19Tones — новый участник проекта Made for Bulleit, и эта серия была создана им специально для платформы.

Когда:

26 сентября, 12.00–20.00

Где:

Пространство «Рихтер», Пятницкая, 42

Подробности:

здесь

Четверг, 27 сентября

«Человек, который убил Дон Кихота»

Долгострой, который Терри Гиллиам снимал 20 лет, — за это время изменились семь составов и пять исполнителей главной роли

Фильм-легенда: его неудачным съемкам посвящена документалка «Затерянные в Ла-Манче». Поскольку концепция картины из-за производственного ада постоянно менялась, до зрителя он доехал в следующем виде: успешный постановщик рекламы Тоби Граммет (Адам Драйвер) снимает в Испании очередной ролик, но тут ему на глаза попадается диск с фильмом «Человек, который убил Дон Кихота», над которым он работал еще в студенческие годы. Тоби берет мотоцикл и отправляется на места его съемок, где находит исполнившего роль Дон Кихота башмачника Хавьера (Джонатан Прайс) спятившим — тот на самом деле возомнил себя «рыцарем печального образа», а в Тоби видит вернувшегося Санчо Пансу. Вместе они отправляются в путешествие, в котором фантазия подминает под себя реальность. Даже если из многострадального фильма Терри Гиллиама получился головокружительный провал (а так и случилось), его все равно жутко хочется увидеть.

«Профессионал»

Киану Ривз против русской мафии, но это не «Джон Уик»

Несмотря на то что торговец драгоценностями Лукас Хилл (Киану Ривз) такой же крепкий специалист, как и герой Жан-Поля Бельмондо в «Профессионале», в оригинале картина все же называется иначе: «Сибирь». Ее действие происходит в России (поэтому появятся несколько русских артистов, в том числе наш человек в Голливуде — Павел Лычников), а в качестве затравки для интриги используется партия бриллиантов, которую берется доставить Хилл, но что-то идет не так. Так что вновь, после «Джона Уика», Ривзу придется схлестнуться с русской мафией.

«Сердце мира»

Режиссер «Комбината «Надежда» Наталия Мещанинова сняла тактильное кино про ветеринара-интроверта, которому проще с животными, чем с людьми

На задворках России молодой ветеринар Егор (Степан Девонин) живет в пристройке рядом с тренировочной станцией для охотничьих собак. С собаками он находит общий язык быстрее, чем с людьми, но это не означает, что Егор не хочет стать своим для семьи ворчливого хозяина станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов): его жены (Екатерина Васильева), дочери (Яна Сексте) и внука (Витя Оводков). Вслед за «Комбинатом «Надежда» Наталия Мещанинова снова погружает нас в гиперреалистическое пространство, снятое как будто бы без кожи. «Сердце мира» — очень тактильное кино, игровое, но с приемами из документального (что не удивительно, Мещанинова начинала как документалист). Это путешествие не в сердце мира, а в сердце главного героя, который сначала весь в себе, а потом потихоньку начинает снимать свой хитиновый покров — и все это на фоне невероятной фактуры и живности: лисы, барсуки, цыплята. Егору придется нелегко с людьми: у него, как и у мальчика из сербского фильма «Ничье дитя», сердце зверя. А известно: тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком (и Егор как никто другой близок к этому). Но тот, кто находит в себе силы остаться человеком, тоже может получить от мира сторицей. Победитель «Кинотавра-2018».

«Поиск»

Отец ищет дочь, взломав ее компьютер; еще один триллер из бекмамбетовской линейки Screen Life

После того как 16-летняя дочь Дэвида Кима (Джон Чо) Марго (Мишель Ла) пропадает, а полиция оказывается бессильна, безутешный отец взламывает ее компьютер — и обнаруживает массу всего интересного о своей дочери. В отличие от «Профиля», на этой картине Тимур Бекмамбетов решил ограничиться только продюсерскими полномочиями, а ее постановку доверить дебютанту Анишу Чаганти. Тот не подвел. Картина получила приз зрительских симпатий на фестивале «Сандэнс».

«Непрощенный»

Медитативная драма по мотивам трагедии Виталия Калоева

Уже второй, после «Последствий», фильм по мотивам авиакатастрофы над Боденским озером — но на сей раз снятый с благословения Виталия Калоева, который в той трагедии потерял жену и детей, после чего решил отомстить диспетчеру Петеру Нильсену, ставшему невольным виновником несчастья. Как и в случае «Последствий», где Калоева (пусть и под другим именем) сыграл Арнольд Шварценеггер, в отечественной постановке на его роль был выбран не самый очевидный кандидат — Дмитрий Нагиев. Для Нагиева это первая за долгое время по-настоящему драматическая роль — и тут он выкладывается на сто процентов, в то время как режиссер Сарик Андреасян («Защитники») неожиданно пытается общаться со зрителями на сложном языке образов и символов. У него Калоев — Нагиев делает из вещей близких алтарь, на кладбище ходит — как в церковь, а у надгробия родных молится, как у иконы. Неудивительно, что спустя время он, как в какой-нибудь ветхозаветной притче, берется за нож, но месть, как известно, — это билет в один конец: тут в помощь метафора с неоткрывающимися дверьми автомобиля. Впрочем, несмотря на все эти артхаусные приемы, режиссер нередко использует и запрещенные: например, финальные кадры с мимимишным котенком, олицетворяющим новую жизнь. Рецензию Максима Сухагузова на фильм читайте здесь.

«Мотылек»

Ремейк тюремной драмы со звездами сериала «Сыны анархии» и «Мистер Робот»

Это вторая экранизация автобиографического (хоть к его документальности и есть вопросы) романа бывшего заключенного Анри Шарьера. По сюжету Шарьер (Чарли Ханнам, «Сыны анархии») по прозвищу Мотылек (из-за соответствующей татуировки на груди) оказывается в тюрьме за преступление, которого не совершал. Отбывать наказание ему приходится во Французской Гвиане. Там он заводит дружбу с другим заключенным, Луи Дега (Рами Малек, «Мистер Робот»), и готовится к побегу. В оригинальном фильме главных героев играли Стив МакКуин и Дастин Хоффман — и то был признанный шедевр, однако новая поросль актеров всячески готова потягаться с семидесятническими звездами в харизме, в то время как ремейк пытается по-новому рассказать старую историю.

«Тайна дома с часами»

Режиссер «Хостела» неожиданно снял подростковую фантастику

Мальчик Льюис (Оуэн Ваккаро), точно Гарри Поттер, окунается в мир магии и волшебства, вратами в который служит не платформа 9¾, а целый особняк его дядюшки Джонатана (Джек Блэк), который вместе с соседкой, миссис Циммерман (Кейт Бланшетт), оказывается волшебником, ищущим по всему дому часы, по вине которых происходят ужасные вещи. Экранизация готического романа Джона Беллэрса, который поставил хоррормейкер Илай Рот («Хостел», «Жажда смерти»), так что, надо полагать, фильм будет не только смешным и захватывающим, но еще и страшненьким.

«Игрушки для взрослых»

Криминальный триллер про кукол и людей

Сын великого кукольника и создателя «Маппет-шоу» Джима Хэнсона, Брайан, снимал сериал «Динозавры» и тех же «Маппетов», но в «Игрушках для взрослых» решил зайти на территорию пошлых маппетов. Его новый фильм — классический нуар, за тем лишь исключением, что в этом Лос-Анджелесе куклы спокойно соседствуют с людьми, а преступления совершаются по обе стороны. За расследование серии убийств берутся офицер Конни Эдвардс (Мелисса МакКарти) и частный детектив — марионетка Фил Филлипс (Билл Барретта). Стоит сказать, что в фильме хватает скабрезных шуточек, черного мизантропического юмора и всякого хардкора, так что это зрелище точно не для детишек.

«Букшоп»

Хозяйка книжного против духовных скреп

Купив старый дом в английском захолустье Хардборо, Флоренс (Эмили Мортимер) открывает там книжный магазин, но находит понимание только у почтенного вдовца, мистера Брандиша (Билл Найи), который восстает вместе с владелицей букшопа против местной консервативной элиты во главе с Вайолет Гамарт (Патриция Кларксон). Совсем недавно такую же держательницу духовных скреп Кларксон сыграла в сериале «Острые предметы», но новый фильм Изабель Кошет («Элегия», «Уроки вождения») не хоррор-слоубернер, а экранизация бестселлера Пенелопы Фицджеральд — и драма про то, что бывает, если взбаламутить тихий омут.

«3 дня с Роми Шнайдер»

Байопик про немецко-французскую кинозвезду

В 1981 году, незадолго до своей смерти, известная актриса Роми Шнайдер, звезда фильмов Анри-Жоржа Клузо, Клода Шаброля, Лукино Висконти и других великих режиссеров, дает откровенное интервью репортеру журнала Stern, находясь в наркологической клинике в Киброне. На экране образ актрисы воплотила Мари Боймер, сходство которой со Шнайдер не раз отмечалось. Сам же фильм больше всего похож на сеанс душевного эксгибиционизма в приглушенных черно-белых тонах.

«Похитители носков»

Остроумный чешский мультфильм про носкоедов

Снятая по книге Павла Шрута «Носкоеды» анимационная картина, которая дает объяснение тому, куда постоянно девается второй носок: оказывается, его поедает носкоед (мы так и знали!). По сюжету эти странные существа умело прячутся от людей, в то время как тайну их существования пытается раскрыть один полусумасшедший ученый. Другой главный герой этой истории — юный носкоед по имени Хихиш, которого ждет масса невероятных приключений, а также встреча с бандой носкорезов.

«Руби и повелитель воды»

Мультфильм из жизни насекомых

Китайская анимационная картина про божью коровку Руби и стрекозу Повелитель воды, которые летят к своей мечте, попутно отбиваясь от ящерицы Ти-Рекса и королевских ос. То ли ответ немецкой «Пчелке Майе», то ли пиксаровским «Приключениям Флика».

Федук, Noize MC, «Сплин» и другие в «Олимпийском»

Российское MTV отмечает 20-летие

20 лет назад открытие MTV стало настоящим откровением: это был самый модный молодежный канал, его виджеи были полубогами, а от потока клипов не хотелось отлипать. Вспомнить этот и другие периоды истории канала и посмотреть лично, во что превратилось за 20 лет поколение MTV, можно будет в «Олимпийском». Программа запланирована внушительная: счет задействованных музыкантов и виджеев идет на десятки, будут специальные номера и трибьюты, а еще только на один вечер воссоединится дуэт «Гости из будущего». В общем, пропустить нельзя. И не забудьте пепси и пейджер.

«Студия новой музыки» играет Андрея Волконского в Институте искусствознания

Советско-французский авангардист-аутсайдер

Музыка Андрея Волконского, потомка князя и знаменитого оперного певца Михаила Волконского, в полной мере не укладывается ни в западный авангард, ни в советскую подпольную экспериментальную музыку — может, поэтому сегодня необычный советско-французский композитор оказался в положении аутсайдера. «Студия новой музыки» попытается бегло представить Волконского российскому слушателю: в основном самые авангардные вещи 50-х (резкая «Сюита зеркал» звучит почти как обрусевший Шенберг), но будет и более поздняя «Was noch lebt» конца 80-х. Познакомиться точно стоит.

«Король Лир: МакКеллен»

Прямая трансляция со сцены лондонского Duke of Yorkʼs Theater

Спектакль рекламируют как «последнюю большую шекспировскую роль» Иэна МакКеллена (о своем отношении к Шекспиру актер пару лет назад рассказывал в интервью Антону Долину). Посмотреть постановку Джонатана Манби можно будет не только в Duke of Yorkʼs Theater, но и в московских кинотеатрах — в прямой трансляции из Лондона. Показы пройдут на английском языке с английскими субтитрами.

«Марк Шагал. Любовники»

Литографии о любви в тематическом интерьере

Выставка главной тель-авивской галереи с представительством в Москве вдохновлена мастерской самого Шагала: с коврами на стенах и абажурами на потолке. Среди работ — два десятка цветных и черно-белых литографий художника, которые посвящены, как нетрудно догадаться из названия, теме любви и нежности.

«Владимир Сальников. Спасение пространств»

Много женских левых ушей

Живописец, критик и преподаватель, иллюстратор, один из пионеров видео-арта — Владимир Сальников оставил после своей смерти более 200 произведений. Ретроспектива собрана вокруг четырех главных тем: рисунков, работ с моделью (включая известную серию с женскими левыми ушами), осмысления истории искусства (в том числе работу, объединяющую черные колготки и черный квадрат), а также размышления о связи художника, зрителя и критиков.

Расскажите друзьям