Понедельник, 10 сентября
«Sound Up»: Франческо Тристано в «Гоголь-центре»
Пианист классической выучки без стилистических предубеждений
Музыкальные интересы и возможности швейцарца Франческо Тристано можно приводить как эталонный пример nobrow в понимании Джона Сибрука: в один вечер пианист может сыграть романтика Шопена и авангардиста Берио в Карнеги-холле, а на другой — не слишком затейливую ритмизованную импровизацию с синтезаторами для пляшущих посетителей Boiler Room. В Москве, как и всегда, он будет вне стиля. На концерте в 19.30 Тристано сыграет барокко, великую импрессионистскую партитуру «Ночной Гаспар» Равеля и приятные меланхоличные вещи из своего альбома «Piano Circle Songs». В 21.30 — столкнет Вторую французскую сюиту Баха и собственные фортепианно-электронные сочинения. По-хорошему, идти стоит на оба.
«Великий уравнитель-2»
Шальное и кровавое продолжение боевика с Дензелом Вашингтоном
После того как в прошлом фильме бывший агент ЦРУ Роберт МакКол (Дензел Вашингтон) защитил юную проститутку, он окончательно переквалифицировался в таксиста, который намерен очистить улицы города от всякого «мусора». Но вскоре МакКолу придется сосредоточиться на совершенно другой задаче: его единственную подругу Сьюзан (Мелисса Лео) убьют какие-то серьезные ребята — и он посвятит всего себя мести. Первый сиквел в карьере Дензела Вашингтона и режиссера Антуана Фукуа («Тренировочный день», «Левша») — шальной и очень кровавый.
Вторник, 11 сентября
«Театр чудес» в Театре наций
Интермедии Мигеля де Сервантеса в интерпретации Дениса Бокурадзе
Режиссер «из регионов», руководитель новокуйбышевского театра-студии «Грань» обещает спектакль, полностью выстроенный на актерском мастерстве. «Ведь актер — настоящее чудо в театре», — сообщает режиссер в 2018 году. Этим спектаклем Театр наций открывает новый сезон. Московский дебют Дениса Бокурадзе по трем интермедиям Мигеля де Сервантеса, связующей темой которых стала любовь.
«Чайка» в «Электротеатре Станиславский»
Ночной спектакль трех режиссеров
На сцене «Электротеатра Станиславский» три прогрессивных режиссера поставили чеховскую «Чайку». Первые два действия за авторством Юрия Муравицкого (известен по спектаклям в ЦИМе и «Практике», а также спектаклю-концерту «Riot Days», за который получил премию Herald Angel), второе и третье поставил Юрий Квятковский (постановщик «Копов в огне» и «Норманска»), третье и четвертое — Кирилл Вытоптов (его знают зрители «Современника» и «Мастерской Петра Фоменко»). При этом каждый по очереди играет роль экспериментатора Треплева в эпизодах друг у друга. Роль Тригорина исполняет эстет-перфекционист Филипп Григорьян — еще одна важная фигура в московском театральном процессе. Художник всех трех частей — Нана Абдрашитова. Проект придуман и уже второй раз воплощен продюсерской командой Vottebe, придумавшей формат ночных театральных мини-фестивалей.
«Краски осени» в «Аптекарском огороде»
Фестиваль цветов, урожая и искусства с премьерой самой большой тыквы
До 14 октября в Ботаническом саду проходит ежегодный фестиваль «Краски осени», который вполне претендует стать инстаграмным хитом. Помимо всевозможных сезонных цветов, ягод, овощей и фруктов гости увидят самую большую в стране тыкву весом более 600 килограмм — на прошлой неделе ее публично взвесили для фиксации в Книге рекордов России, а на закрытии выставки вскроют, проверят на нитраты и раздадут мякоть посетителям.
Среда, 12 сентября
«Сван» в Центре им. Мейерхольда
Поэтическое шоу «Мастерской Брусникина» про любовь, родину и гастарбайтеров
Футуристическая пьеса Андрея Родионова и Екатерины Троепольской про любовь, гастарбайтеров и нелегкую долю поэта (на самом деле — про отчизну) написана в стихах. Режиссер спектакля — Юрий Квятковский («Копы в огне», «Норманск»). На сцене актеры «Мастерской Брусникина» («Это тоже я», «Конармия»).
«Ткань процветания»
Выставка об одежде, но не о моде
Новый шелковый путь — из Иванова в Биеллу и из Стокгольма в Баку — ироничное размышление кураторской группы музея «Гараж» о том, как одежда находит отражение в искусстве и как говорить об искусстве в одежде, не обращаясь к модным дизайнерам. Чем эта выставка отличается от тысячи других, которые проходят одновременно? Она выносит работы фэшен и моды за скобки и сосредотачивается на всем остальном: 40 художников (среди них есть, например, Йоко Оно), пять континентов, современное искусство, советский андеграунд, бомберы американских солдатов, разнообразные объекты из тканей, работа об ивановском текстиле, миграция и дресс-код французской революции — из всего этого как минимум должен получиться один очень красивый проект.
Четверг, 13 сентября
«Хищник»
Инопланетный монстр снова наводит шороху на Земле: от режиссера «Поцелуя навылет» и «Славных парней», который в старом «Хищнике» играл радиста Хокинса
Почти тридцать лет назад великий сценарист («Смертельное оружие», «Последний бойскаут») и недурной режиссер («Поцелуй навылет», «Славные парни») Шейн Блэк снялся в «Хищнике» с Арнольдом Шварценеггером. Там он сыграл радиста Хокинса, который первым умирал от рук инопланетного охотника, а приглашен был для того, чтобы подправить сценарий, если возникнет необходимость, — но такой необходимости не возникло. И вот, когда пришло время, Блэк с готовностью откликнулся на предложение снять сиквел (а не ребут, как изначально планировалось) «Хищника». В его постановке, которую он написал вместе со своим давним приятелем Фредом Деккером («Взвод чудовищ», «Робот-полицейский-3»), одну из главных ролей сыграет мальчик-аутист (Джейкоб Тремблей), способный благодаря своему недугу установить контакт с пришельцами, а также его отец-рейнджер (Бойд Холбрук). Фильм, судя по всему, получился очень кровавым, а помимо обычных хищников стоит ожидать кое-что похлеще: суперхищников!
«Временные трудности»
Семейная драма Enjoy Movies про сложные отношения ребенка с ДЦП со своим авторитарным отцом
Основанная на реальных событиях история. Еще в советское время у пылкого заводчанина Ивана Ковалева и его смиренной жены Риты (Иван Охлобыстин и Виктория Соловьева) рождается сын с ДЦП — Александр (сначала Илья Рязанов, потом — Риналь Мухаметов). Понятно, какое отношение к инвалидам было в СССР, поэтому не признающий трудностей Ковалев-старший всеми правдами и неправдами решает сделать из ребенка нормального человека (и у него это как бы получается). Самый, пожалуй, спорный и обсуждаемый фильм «Кинотавра-2018». «Временные трудности» превратились в грушу для битья у кинокритиков — впрочем, совершенно заслуженно. Это сборник запрещенных приемов, спекулятивная и манипулятивная семейная драма (с элементами спортивной: Охлобыстин ведет себя как деспотичный тренер или, точнее, даже как дирижер-монстр Дж.-К.Симмонса из «Одержимости»). И хотя «Временные трудности» — это кино, сделанное без тормозов и чувства меры, глубоко за гранью, оно представляет интерес в социологическом плане. При разговоре о нем люди начинают обсуждать не сам фильм, а свое отношение к затронутому им вороху проблем — оправдывает ли цель средства и допустимо ли домашнее насилие из благих побуждений? И в этом смысле картина, конечно, больше представляет интерес не для киноведов, а для социологов.
«Девица»
Профеминистский комедийный вестерн с Миа Васиковской, Робертом Паттинсоном и пони Баттерскотчем
Вестерн-комедия братьев Зеллнер («Кумико — охотница за сокровищами») с Робертом Паттинсоном и Миа Васиковской (что уже само по себе смешно). Паттинсон играет Сэмюэла, который колесит по всему Западному побережью США в поисках возлюбленной с, конечно же, неслучайным именем Пенелопа (собственно Васиковска). Поэтический парафраз «Горячих седел» с феминистским твистом: фильм начинается как одно кино, а затем становится чем-то другим. В картине — участнике «Сандэнса» и Берлинале — в качестве приятного бонуса присутствует маленький пони по кличке Баттерскотч.
«Счастья! Здоровья!»
Свадебный переполох, от которого становится горько
Отечественная комедия про три свадьбы: русскую, татарскую и армянскую. Четыре режиссера, пять сценаристов — и ни одного человека, который бы сказал: зачем это нужно? В этом нет концептуализма «Горько!», зато есть предостаточно клише и штампов.
«Багровая мята»
Женская вариация боевика «Жажда смерти» с Дженнифер Гарнер
Новый боевик Пьера Мореля — режиссера «Заложницы», «Из Парижа с любовью» и «Ганмена», который вознамерился переснять «Жажду смерти», но с феминистским уклоном. Вместо Чарлза Бронсона — Дженнифер Гарнер, у которой картель убивает семью, после чего она готовится жестоко отомстить. Стоит, наверное, напомнить, что кино про женщин и женскую месть не появилось сегодня (одиннадцать лет назад, например, была «Отважная» с Джоди Фостер), но сейчас этот фильм обязательно запишут как очередное достижение движений Timeʼs Up и #MeeToo. Злободневная социальная повестка намного злее рассвирепевшей женщины, мечтающей о возмездии.
«Мир принадлежит тебе»
Гангстерская посттаратиновская криминальная комедия
Сын легендарного греческого режиссеры Коста-Гавраса и клипмейкер Ромен Гаврас позаимствовал для названия своего второго фильма фразу из «Лица со шрамом» Брайана Де Пальмы, но не фабулу. Скромный наркодилер Фарес (Карим Леклу) хочет завязать, но для этого ему нужен стартовый капитал, который промотала его мама (роскошная Изабель Аджани). И теперь ему придется ввязаться в одно историю с отчимом (Венсан Кассель). Кино, весело ностальгирующее по тем временам, когда криминальная драма была в фаворе.
«Бельканто»
Триллер Пола Вайца про оперную певицу, которая должна примирить террористов и заложников
Режиссер «Американского пирога», «Моего мальчика» и второй части «Знакомства с Факерами» Пол Вайц на сей раз взялся не за комедию или мелодраму, а за триллер оскаровского формата. Во время выступления оперной дивы Роксаны Косс (Джулианна Мур) на дне рождение японского бизнесмена (Кен Ватанабэ) в резиденцию врываются боевики команданте Беньямина (Теноч Уэрта) с требованиями. И, быть может, только пение Роксанны сможет всех примирить. В фильме, снятом по одноименному произведению Энн Пэтчетт и противопоставляющем силу искусства насилию, также появится посол Франции в исполнении Кристофера Ламберта и переговорщик Красного Креста в исполнении Себастьяна Коха.
«Секс мода диско»
Док про великого иллюстратора Антонио Лопеса
Серию фильмов «Пионеры моды» продолжает документальный байопик про Антонио Лопеса — художника-иллюстратора, звезду богемы, который стал законодателем модной иллюстрации в 70-е годы прошлого века. В большинстве его работ остро ощущался этнический колорит, а самого художника, смешивавшего в своем творчестве поп-арт, оп-арт и сюрреализм, называли не иначе как Пикассо от иллюстрации.
«Большой кошачий побег»
Мультфильм в духе «В поисках Немо», где вместо рыбок пушистые котики
У кота Пухляша незатейливая жизненная философия (есть и спать) и сын Шустрик, который полностью оправдывает свое имя. Когда Шустрик улетает из дома, Пухляш в компании волнистой попугайчихи отправляется на его поиски. Китайский мультфильм, авторы которого на свой лад переосмысляют наследие студии «Пиксар» и предлагают беспроигрышный вариант: вместо рыбок — котики, мимими.
«Кусама. Бесконечные миры»
Арт-док про известную японскую художницу
Жизнь японской художницы Яёи Кусамы — это настоящая success story, или, говоря иначе, «история успеха», а точнее, даже преодоления: ей пришлось пройти различные препоны, чтобы найти место в искусстве и показать свои радикальные работы. Среди самых известных ее работ — инсталляция «Бесконечные зеркальные комнаты», в честь которой и назван фильм.
«Бедные люди. Кабаковы»
Самый известный на Западе русский художник-концептуалист и его жена-соавтор рассказывают о себе
Музей современного искусства «Гараж», который десять лет назад открылся ретроспективной выставкой Кабаковых, подготовил об арт-чете документальный фильм, в название которого вынесен лейтмотив всего творчества Ильи и Эмилии Кабаковых: драматическая жизнь маленьких людей в Советском Союзе. В фильме семейная пара расскажет об истоках своего творчества и московского концептуализма, порассуждает о роли неофициального искусства в СССР, а также поведает об опыте эмиграции и всемирного признания, которое наступило спустя тридцать лет «выставочного голода».