— Как вы отметили свой первый миллиард за «Гоголя»?
Федорович: Конечно же, обливали друг друга шампанским.
Никишов: Горилкой.
— Нет, ну правда?
Федорович: Абсолютная правда. Вот в этом кабинете.
Никишов: На самом деле еще до начала проката было понятно, что даже если «Гоголь. Страшная месть» с треском провалится, то миллиард тремя частями мы все равно заработаем. Потому что до миллиарда нам оставалось добрать около ста миллионов, и в том, что это случится, мы не сомневались. Но в итоге «Гоголь. Страшная месть» превзошел наши ожидания и только за первый уик-энд собрал больше двухсот миллионов, установив новый рекорд летнего старта российского фильма.
Федорович: Другое дело, что еще год назад мы лишь надеялись на то, что соберем на каждую часть по 100 миллионов.
Никишов: Я очень хорошо помню, как на совещании с большими начальниками кто-то нас спросил, сколько мы планируем в совокупности заработать. Кто-то из присутствующих сказал «миллиард» — и все засмеялись.
Федорович: А другой топ-менеджер сказал: «Хорошо, я записываю» (смеется). Мы тогда переглянулись и сказали: хорошо, миллиард, но тремя частями.
Никишов: То есть тогда это вызывало смех, а сейчас этот результат уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Хотя тогда действительно сложно было представить, что сериалом можно заработать столько денег.
— Можно сказать, что решение выпустить «Гоголя» в кинотеатрах на данный момент оказалось самым важным решением в вашей карьере?
Никишов: Ничего себе, вы как будто залезли к нам в голову и прочитали то, о чем мы сейчас думаем! Но за себя могу однозначно сказать, что да, это самое важное решение.
Федорович: Это решение мы приняли от страха. Мы понимали, что никакой телеэфир на ТВ-3 не вернет нам тех денег, которые были потрачены на такой высококачественный сериал, как «Гоголь». И сегодня это решение, действительно, здорово помогает нам делать другие проекты для ТВ-3. Например, мы с режиссером Егором Барановым сейчас готовим следующий сериал «Аванпост» и теперь уже заранее говорим, что сможем прокатывать его в кинотеатрах.
Никишов: Думаю, не будет преувеличением сказать, что «Гоголь» — это один из самых коммерчески успешных сериалов за всю историю российского телевидения, если учесть сборы в кино и те деньги, которые мы получаем за показы на ТВ. «Гоголь. Начало» мы уже показали на ТВ-3 шесть раз, а недавно состоялась и телепремьера «Гоголь. Вий». И каждый показ прошел с долей, превышающей среднюю долю ТВ-3.
— Но это были фильмы.
Федорович: Да, мы сначала покажем на ТВ-3 все три части, а потом еще и сериал.
— Давайте тогда проясним для зрителей, чем сериал будет отличаться от фильмов.
Никишов: Сериал будет принципиально отличаться тем, что в нем будут два отдельных эксклюзивных эпизода. Это главы под названием «Заколдованное место» и «Мертвые души». Это, условно говоря, будут третья и четвертая серии. Кроме того, в сериале будут расширенные версии сюжетов с вырезанными из кино линиями, потому что каждая серия длится дольше, чем эпизод в фильме.
— А второй сезон уже решенное дело?
Федорович: Дело будет решенным тогда, когда будет классный сценарий. Это залог любого успешного сериала.
— Сценарий пишут тоже Наташа Меркулова и Алексей Чупов?
Федорович: Нет, во втором сезоне будут другие сценаристы. Леша с Наташей помимо того, что сейчас представляют в Венеции свой фильм «Человек, который удивил всех», еще снимают для нас киносериал «Колл-центр».
— Поскольку многие уже посмотрели финал «Гоголь. Страшная месть», мы же можем рассказать о ваших планах на Пушкина и Лермонтова в продолжении?
Федорович: Когда мы создавали вселенную «Гоголя», мы с самого начала закладывали появление в ней и других важных русских писателей и поэтов.
Никишов: У Саши Цекало возникла еще отличная идея добавить в сюжет известных западных писателей, которые были современниками Гоголя, — Стендаля, Эдгара По и других.
— А Пушкин будет вашим Ван Хельсингом?
Никишов: В каком-то смысле да — Пушкин в исполнении Павла Деревянко тоже будет истреблять нечисть, но в этом персонаже будут отсылки как к биографии поэта, так и к его произведениям. Он будет глубже и интереснее.
Федорович: Так же, как и Лермонтов. То есть у нас будет полноценная вселенная русских писателей-супергероев.
— После «Гоголя» вся эта история с сериалами в кино продолжается новогодним «Полицейским с Рублевки»?
Никишов: Не совсем так. Прямым продолжением пути «Гоголя» будет проект «Аванпост», который выйдет в 2019 году. А «Полицейский с Рублевки» — это отдельный полнометражный фильм по мотивам сериала.
Федорович: Четвертый сезон закончится, и его продолжение будет уже на большом экране в виде полнометражного фильма.
Никишов: Но при этом сериал не закончится на этом, а будет продолжаться.
— А «Закон каменных джунглей»?
Никишов: «ЗКД» мы планируем закончить полнометражным фильмом.
Федорович: Как и «Чернобыль». Для обоих проектов это будут подытоживающие фильмы, после которых в сюжете уже не останется незавершенных линий, а у зрителей — незакрытых вопросов.
— А правда, что для фильма по «Чернобылю» вы планируете сделать три разные концовки?
Федорович: Мы уже начинаем это предлагать прокатчикам, потому что люди должны привыкать к безумным идеям заранее. Там будут не просто три разные концовки, а три разных фильма. Внутри каждой из версий будет несколько сюжетных точек, после которых действие будет развиваться по-разному, чтобы настоящие фанаты, которых у нас в официальном паблике «ВКонтакте» больше миллиона человек, захотели сходить в кино на все три версии.
Никишов: Эта безумная идея не просто взята с потолка. Это связано с сюжетом сериала, внутри которого может развиваться несколько альтернативных таймлайнов — ответвлений, которые ведут в параллельные вселенные.
— Вы славитесь такими безумными и смелыми идеями по сериалам и прокату. Всегда интересовало, а кто вас может остановить? Вам прилетает, например, от руководства «Газпром-медиа»? Мол, ребят, играйте-играйте, но не заигрывайтесь.
Федорович: Нас регулярно тормозят, но, с другой стороны, пока есть результат — все хорошо. Есть такое выражение: «Продюсер стоит ровно столько, сколько стоит его последний проект».
— То есть «Гоголь» — это такая подушка безопасности и доверия?
Федорович: У нас много подушек — «Чернобыль», «Полицейский с Рублевки», «Гоголь», раньше были «Измены».
— Это же немножко из тээнтэшнойРанее Федорович и Никишов были продюсерами телеканала ТНТ. эпохи, нет?
Федорович: А мы и для ТНТ продолжаем продюсировать.
— Да, но уже не так.
Федорович: Как не так? Не так безумно?
— Не так любя.
Федорович: (Смеется.) Почему же, очень любя.
Никишов: У нас классные отношения с ТНТ. Слава Дусмухаметов только что сделал для ТВ-3 потрясающее шоу современных фокусов «Все, кроме обычного». А мы продюсируем для ТНТ «Полицейского с Рублевки», «Деффчонок», вот только закончили снимать новый комедийный сериал «Полярный» с Михаилом Пореченковым и Иваном Охлобыстиным в главных ролях. В сентябре будет премьера «Бонуса» на платформе «ТНТ-премьер», режиссером там выступила Валерия Гай Германика.
Федорович: Не стоит недооценивать людей, которые нас останавливают, — они правильно это делают. Я бы провел тут параллель с великим советским кино, которое мы все знаем и любим. Оно выдерживало систему редактуры и цензурирования, и в результате выживали только сильнейшие. Так и в нашем случае: то, что вы видите, — это только одна сотая часть от того, что нам приходит в голову, а выживают только те идеи, которые при всем своем безумии имеют реальную возможность стать успешными.
Никишов: Но, если говорить откровенно, никто нам ничего особо не тормозит. Нет какого-то «ока Мордора», которое следит за тем, что мы здесь делаем.
Федорович: С одной стороны, финансисты ограничивают нас рамками бюджета — и это понятно, канал не должен подвергаться чрезмерным рискам. С другой, есть Артур Джанибекян и Дмитрий Чернышенко, которые относятся ко всему с таким же азартом, как и мы. Если бы руководство «Газпром-медиа» не поддержало идею прокатывать «Гоголя» в кино, то ничего бы этого не было.
Никишов: Мы недавно показали «Аванпост» Дмитрию Чернышенко, и он, несмотря на свою занятость, нашел время еще и на то, чтобы креативно включиться в обсуждение проекта. Предложил массу идей, которые мы сейчас реализуем, и конкретную помощь в производстве. Здорово, что с его стороны есть такое вовлечение — не просто интерес начальника к одному из подразделений большого холдинга, а еще и интерес чисто зрительский. Для нас это очень важно и ценно.
— А объясните простыми словами, зачем вы теперь запускаете собственную студию 1–2–3 Production для создания сериалов?
Никишов: У нас есть мощный креативный центр внутри канала — несколько креативных продюсеров, которые ищут новые идеи и сценарии. Поэтому довольно странно нанимать стороннюю продакшен-компанию и платить ей процент за то, чтобы реализовать собственные идеи. Ведь у нас есть все специалисты, способные осуществить полный цикл производства: от сценария до финальной монтажной склейки. Но при этом важно сказать, что если вдруг какой-то продакшен придет к нам со своим сценарием, то он его и будет производить, мы не заберем.
— У меня было ощущение, что вы привыкли все контролировать: смотрите каждый кастинг, каждый драфт проверяете. Поэтому вам нужен свой полный цикл производства. Так?
Федорович: В этом смысле, конечно, да. Даже когда мы производим контент силами других студий, мы все равно очень плотно за всем следим. И это отнимает много сил и времени.
Никишов: Но, конечно, когда у тебя свой продакшен, все контролировать намного проще.
— Вы уже два года руководите ТВ-3 — какие изменения на канале почувствовали зрители помимо ток-шоу «Быть или не быть», «Кинотеатр Arzamas» и «Искусство кино» с Антоном Долиным. Ведь новых сериалов, помимо второго «Чернобыля», за это время не выходило?
Федорович: Этой осенью у нас будет несколько премьерных киносериалов. Начнем мы с «Обычной женщины» Бориса Хлебникова, потом будет «Мертвое озеро» Романа Прыгунова и «Учителя» Ильи Куликова. Вот это и будет то сериальное настоящее, к которому стремится ТВ-3.
— Что еще обсуждаете, какие есть инсайды по новейшим пилотам?
Никишов: Из нового будет, например, классный киносериал «Толя-робот» от команды, которая сделала мегауспешный проект «Я худею», — режиссера Алексея Нужного, сценаристов Николая Куликова и Константина Майера. Это трагикомедия о человеке с инвалидностью, без рук и без ног, который оказывается единственным, кто может навести порядок в отдельно взятом дворе, по сути, микромодели страны. Его играет Александр Паль. Прозвище Толя-робот герою дают друзья, когда у него появляются новые крутые протезы. Это очень необычный проект, одновременно смешной и драматичный.
Федорович: У нас в производстве еще около десятка таких же, на наш взгляд, необычных и ярких проектов. Мы всем всегда говорим, что если у вас есть проект, про который вы думаете, что его у вас никто никогда не возьмет и не запустит в производство, то приходите к нам. Если это по-настоящему талантливо и круто, то мы найдем, в каком формате это сделать и как превратить в событие. Если нас сейчас читает, допустим, копирайтер рекламного агентства, который уже несколько лет задыхается и хочет вырваться из рутины, то знайте — мы готовы рассмотреть самый безумный сценарий, присылайте.
Никишов: На любом канале есть формат, который ограничивает авторов. Мы говорим прямо: формат канала ТВ-3 — никаких форматов. Мы хотим, чтобы ТВ-3 стал местом, где самые талантливые режиссеры, сценаристы и актеры смогли бы реализовывать свои самые сумасшедшие идеи.
Сериал Бориса Хлебникова c Анной Михалковой в роли дамы с двойной жизнью: для всех она благовидная женщина с детьми и мужем-врачом (Евгений Гришковец), но втайне она сутенерша, нанимающая юных проституток (Александра Бортич). Однажды одну из ее девиц кто-то убивает.
Мистический детектив режиссера «Духless» Романа Прыгунова. Евгений Цыганов в роли следователя приезжает расследовать убийство дочери магната таежного городка и сталкивается с паранормальщиной. Также в ролях: Надежда Михалкова, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Полина и Ксения Кутеповы.
Семейная драма автора «Полицейского с Рублевки» Ильи Куликова про замминистра образования (Владимир Вдовиченков) и его дочерей: одна ушла работать в простую школу (Ирина Старшенбаум), а другая (Анна Котова) крутит деньгами в сфере образования при помощи отца.
Триллер Чупова и Меркуловой («Интимные места») про сотрудников доставки интимных игрушек, которых берут в плен и терроризируют два голоса из динамиков. Павел Табаков и Юлия Хлынина в главных ролях.
Трагикомедия от команды создателей «Я худею» с Александром Палем в роли человека с протезами вместо рук и ног. Режиссер — Алексей Нужный.
Алексей Чадов, Петр Федоров, Елена Лядова, Константин Лавроненко и Лукерья Ильяшенко пытаются дать отпор апокалипсису в Москве. После глобальной катастрофы весь мир поглотила тьма, лишь небольшая зона на планете осталась в живых. Режиссер — Егор Баранов.
Москву охватила загадочная эпидемия смертельного вируса, который превращает столицу в город мертвых. Кирилл Кяро и Марьяна Спивак играют бывших супругов в разводе, которые должны спасти своего ребенка и уехать в безопасное место на необитаемом острове. Режиссер — Павел Костомаров.
Сериал Ильи Найшуллера, где Данила Козловский в роли революционера из альтернативной версии 1910-х сражается с орденом вампиров, которые все это время помогали монаршей семье держаться у власти.
Детектив Ильи Куликова о расследовании загадочной пропажи туристов на уральском перевале Дятлова в 1959 году, только без надуманных инопланетян, а на основе реальных уголовных дел по этому случаю.
Драма по человека, который сошел с ума и теперь общается с людьми, которые погибли по его вине. Сценарий написал Андрей Золотарев («Призрак», «Тренер»).
Сотрудники офиса должны были вылететь в командировку, но секретарша перепутала аэропорт, а тот рейс, на котором они должны были лететь, разбился. Каждая серия посвящена каждому из героев. В главных ролях: Ефремов-старший, Хлынина, Бикович, Горбачева. Режиссер — Петр Тодоровский-младший.