«Американские животные»/«American Animals»
Любопытнейший триллер, формально — игровой дебют британца Барта Лейтона (автора нашумевшей документалки «Самозванец»), но по сути эксперимент на стыке реального и воображаемого. В начале нулевых четверо студентов из Кентукки — начинающий художник, спортсмен с комплексом Раскольникова, умник и мажор — со скуки решают выкрасть из университетской библиотеки, которую охраняет одна старушка, несколько ценных книг, в том числе уникальный альбом натуралиста Одюбона «Птицы Америки» стоимостью в миллионы. Все их представления о противоправных действиях, естественно, почерпнуты из кинофильмов от «Друзей Оушена» до «Схватки», поэтому довольно изощренные идеи соседствуют с совершенно идиотскими. И все это — правда: время от времени на экране появляются настоящие Уоррен, Спенсер, Чес и Эрик и комментируют собственные решения и поступки. А возможно, все было не совсем так: на наших глазах герои начинают путаться в показаниях и противоречить друг другу. Фильм здорово сделан, неглуп, на редкость увлекателен и представляет все более, кажется, популярную тенденцию в кино (и на телевидении) смешивать игровое с документальным.
Смотреть
«Зама»/«Zama»
Один из самых поразительных фильмов года, первая в этом десятилетии работа аргентинки Лукреции Мартель, которую в нулевые носила на руках международная критика. Это экранизация важного аргентинского романа 1956 года писателя Антонио ди Бенедетто: герой, дон Диего де Зама (в фильме произносят «Сама») — чиновник испанской администрации где-то в южноамериканской глуши в XIX веке. Его работа абсурдна, он уже немолод, где-то у него, кажется, есть настоящая семья — а не просто сын от крестьянки, как здесь, — и единственное желание Замы, чтобы король перевел его в город. Но годы идут, меняются начальники и подчиненные Замы, а сам он остается на месте, погружаясь все глубже в экзистенциальный кризис. Поначалу суетливый, тесный, нарочито невразумительный, а в последней трети обретающий эпическое дыхание, фильм из кафкианского кошмара уходит в черную комедию и обратно, горько рассуждая и о колониализме, и о человеческой природе вообще. Отдельное чудо — саундтрек, на котором что-то без конца ухает и хлюпает. В самых общих чертах это как если бы Алексей Герман снимал фильм «Мертвец». «Заму» спродюсировал Педро Альмодовар, кино показывали вне конкурса на Венецианском кинофестивале.
Смотреть
«Апгрейд»/«Upgrade»
Крайне лихой фантастический боевик. Автор — Ли Уоннелл, австралийский хоррор-сценарист, ключевая фигура во франшизах «Пила» и «Астрал», который теперь решил снимать сам. Дело происходит в недалеком будущем (сделанным незадорого, но убедительно), где все примерно так же, как сейчас, но пиццу уже можно распечатать на принтере. Герой (Логан Маршалл-Грин, традиционно отличный) — олдскульный механик, которому весь этот прогресс как-то не очень. Однажды на них с женой нападают бандиты, ее убивают, он из-за поврежденного позвоночника становится паралитиком. Но знакомый миллионер-визионер вживляет ему в спину чип, который, во-первых, позволяет ему двигаться (да еще как), а во-вторых, без умолку болтает. Насколько дурацкий, настолько и смешной, жестокий, азартный, отлично придуманный фильм категории «Б»: «Жажда смерти» в жанре киберпанка.
Смотреть
«Лето 84-го»/«Summer of 84»
Очередное упражнение в духе «Очень странных дел» — на этот раз из Канады, где прописано режиссерское трио (имена все равно не запомнить), ответственное за популярный в определенных кругах фильм «Турбопацан». Как и «Пацан», это не столько признание в любви к 1980-м, сколько попытка снять, как тогда, на этот раз не постапокалиптический боевик, а подростковый хоррор: Земекис, Стивен Кинг и так далее. 15-летний герой решает, что серийный убийца, на счету которого полтора десятка пропавших детей, и миляга-полицейский, живущий в соседнем доме, — одно и то же лицо, и вместе с тремя друзьями начинает за ним следить. Ингредиенты понятны: компания мальчиков (толстый, очкарик и т. д.), велосипеды, рации, красавица-соседка, разводящиеся родители, спрятанный порножурнал, несмолкаюший синтезатор. Но канадцы, в конце концов, не виноваты, что их страсть разделяет так много людей; они о 1980-х явно узнали не из «Странных дел». Несмотря на изобилие штампов, это вполне милое, а с какого-то момента и вполне жуткое кино.
Смотреть
«Кукловод: Самый маленький рейх»/«Puppet Master: The Littlest Reich»
Если вы раздумываете, стоит ли смотреть фильм с таким названием, скорее всего, вам его смотреть не надо, но это нетривиальное произведение: возродить третьестепенную хоррор-франшизу «Повелитель кукол», с конца 1980-х влачившую скромное, но достойное существование в соответствующем гетто, взялся новый король жанра С.Крейг Залер («Костяной томагавк», «Драка в блоке 99») — он, правда, только написал сценарий. Герой, печальный гик из магазина комиксов, вместе с коллегой и подругой отправляется на конвенцию, посвященную 30-летию знаменитых убийств, связанных с именем Андре Тулона, нациста и кукольника. Тулон лежит в своем мавзолее, а его куклы, ожив, крошат собравшихся в гостинице любителей старины. Кровища, голые женщины, меланхоличный юмор, культовые артисты (Удо Кир, Майкл Паре, Барбара Крэмптон, Маттиас Хьюз), здоровая неполиткорректность (куклы-нацисты стараются убивать представителей сексуальных и этнических меньшинств, особенно важная линия — еврейская) — не шедевр, но хорошая, нужная вещь, обещающая продолжение.
Смотреть