«СуперБобровы» Дмитрия Дьяченко: герои невысокого полета

18 марта 2016 в 14:38
Посмотрев новую российскую комедию о семье с суперспособностями, Антон Долин пожалел, что метеорит упал на персонажей фильма, а не на его создателей.

Если бы такой фильм не сняли, его надо было бы придумать. Или все-таки не надо? Теперь не поймешь. С одной стороны, картины о супергероях стали рутиной мирового проката, они собирают рекордные суммы и заводят зрителей любого возраста. Как же Россия — с присущей ей абсурдной страстью к состязаниям с Голливудом — могла не попробовать снять свою! Разумеется, комедийную и почти пародийную, чтобы заведомо избежать любых упреков: «Мы же понарошку». С другой стороны, надо понимать, что кинокомикс для США — основа политики и мифологии, ответ на все проклятые вопросы, базисный культурный код. А для нас? Вот именно. С «Черной молнией» не вышло, стоило ли конфузиться второй раз подряд?.. Опять же, бум супергеройского кино в Голливуде напрямую связан с новейшими цифровыми технологиями и колоссальными бюджетами — нам до этого уровня еще расти и расти.

Короче, принимайте «СуперБобровых» такими, какие есть. Неуклюжие, аляповатые, наивные — семейка обычных постсоветских фриков из провинции: дед-сталинист, папаша-жлоб, три дочки на выданье и мечтающий попасть в армию (слышали о таком?) сын-дурак впридачу. Однажды в их дом попал метеорит, и наутро проснулись Бобровы с удивительными способностями. Отец телепортируется куда пожелает, старшая дочь летает, средняя становится невидимой, младшая руками разгибает подковы, сын разговаривает с животными — а дед попросту стал бессмертным. Только потенциальный зять (и не Бобров), контрабандист Олег, как был неудачником, так и остался.

Сценарий фильма вместе с Алексеем Казаковым («Горько») писал Михаил Местецкий, режиссер недавнего «Тряпичного союза». Там герои только мечтали о чудесах — например, собирались воскрешать мертвецов, — а здесь, в фильме чисто коммерческом, чудеса нас наконец настигли. Стало ли лучше жить? Или хотя бы веселее? Ни то ни другое. Фаталистическая доктрина блокбастера сводится к тому, что Бобровы и после метеорита останутся Бобровыми. Поэтому единственная их подлинная суперсила — единство: способности работают только в том случае, если семья держится вместе, а стоит кому-то удалиться хотя бы на двести метров, как чудеса прекращаются. Правда, слащавость этой примиренческой идеи отчасти компенсируется тем единственным предприятием, в которое тут же пускаются Бобровы: воспользовавшись невидимостью одной из членов семейства, они решают ограбить банк.

Режиссер Дмитрий Дьяченко (довольно милая «Кухня в Париже» и фильмы «Квартета И»), в отличие от Местецкого, не мечтатель, а прагматик. Он явно понимал, что сделать прикольный отечественный аналог «Мстителей» не получится, — и решил привычно выехать на харизме популярных артистов. Что ж, Владимира Толоконникова народ любит как извечного Шарикова (с годами из антигероя он превратился в фаворита публики), Роман Мадянов и Павел Деревянко — отличные комедийные артисты, а Ирина Пегова и Оксана Акиньшина здесь просто очень симпатичные. У Акиньшиной даже есть неожиданная для такого детского кино сцена с обнаженкой, хоть снималась в ней явно дублерша, — но не все ли равно зрителю? За обаятельными перебранками колоритных персонажей (милые бранятся — только тешатся) незаметно проходит время, и несобранность, даже неряшливость общей конструкции перестает бросаться в глаза. По факту главным недостатком «СуперБобровых» остается то, что ни одной веской причины смотреть их на большом экране нет. В телевизоре такая картина будет смотреться органичнее — и ни один человек не пожалеет о зря потраченных на билет деньгах.

Впрочем, если искать причины поддержать российскую супергеройскую комедию, то они найдутся без труда. В эпоху напыщенной пропаганды этот легкомысленный и ненавязчивый фильм создает впечатление передышки, какого-то дурашливого перекура, комической интермедии между актами утомительной драмы. Пожалуй, только эта интонация позволяет устроить в кульминационной сцене «СуперБобровых» настоящий погром на заседании суда — сцену, по крамольности превосходящую весь «Левиафан» вместе взятый. Если, конечно, отнестись к ней серьезно. Это вряд ли получится: на днях выйдет «Бэтмен против Супермена» и наглядно напомнит публике, что такое серьезное кино о супергероях. Хотя, по здравом рассуждении, иногда серьезность только мешает. Лучше уж «СуперБобровы», чем какая-нибудь «Фантастическая четверка».