Сериал подрывает чувство однозначности
С самого начала «Любовники» выделились необычным приемом: каждая серия делилась на две части, где каждая половинка предъявляла разные взгляды на одни и те же события. В первом сезоне было две версии — мужской и женский ракурс от лица двух влюбившихся друг в друга семейных людей. Со второго сезона кругозор расширился и отдельные главы-ракурсы стали давать и второстепенным героям. Это вовлекает зрителей в сравнительную игру, потому что различия могут быть не только косметическими вроде деталей одежды (мужчина запомнил юбку покороче, а девица была в обычной униформе), но и существенно переворачивать обстоятельства произошедшего — другие слова, другие мизансцены, другое настроение, даже цепочка событий может быть совсем иной. Таким образом, выстраивая сюжет на ненадежных рассказчиках, создатели сериала провозглашают идею, что объективной правды и лжи не существует. Каждый живет в своей реальности и запоминает события в том варианте, в каком ему велит личное мироощущение. Учитывая, что главный герой — писатель, это еще усугубляется темой взаимосвязи жизни и художественного вымысла. Книгу он пишет по мотивам своего адюльтера, за что ему не раз достается от реальности, а в третьем сезоне его сознание окончательно затуманивается вымыслом.
Временные скачки
Помимо деления на главы, «Любовники» имеют необычную структуру повествования еще и потому, что зачастую действие разворачивается в нескольких временных линиях — да, почти как в «Мире Дикого Запада», что непривычно для жанра семейных драм. Флэшбеки и флэшфорварды переплетаются с разными ракурсами на происходящее. Первый сезон вообще заимствует у «Настоящего детектива» прием со вкраплением сцен допроса, которые происходят в будущем. Во втором сезоне от зрителя долго прячут события прошлого. А третий сезон вовсе разворачивается три года спустя.
Рай для актеров
«Любовники» — это очень детально выписанный медленный крах двух семей с обязательными сценами выяснения отношений, длинными монологами на крупных планах, отыгрышем одних и тех же сцен в разных эмоциональных регистрах. То бишь это действительно очень сложный, ведь легко можно скатиться в пошлую мелодраму, но очень богатый материал для любого артиста. И тут, конечно, нам всем — и зрителям, и авторам — очень повезло, потому что выбранные на главные роли актеры идеально попадают в психотипы своих персонажей и вообще сливаются со своими образами, за что уже получили номинации на «Золотой глобус» и «Эмми», а актриса Рут Уилсон даже выиграла персональный «Золотой глобус» за первый сезон. Остановимся на актерах и их персонажах подробнее.
В главных ролях
Главная мужская партия у Доминика Уэста, когда-то известного по роли детектива МакНалти из легендарного сериала «Прослушка», а теперь изредка появляющегося то у фаворитов Канн («Квадрат»), то в голливудских безделушках («Джон Картер», «Лара Крофт»), но чаще всего на театральных подмостках, как и полагается приличному английскому артисту. В его исполнении писатель и неверный муж Ноа Соллоуэй — неприкаянный человек, чья тяга к идеалу постоянно разбивается о реальность.
Рут Уилсон, чьей визитной карточкой раньше был «Лютер», а теперь ее сложно отделить от «Любовников». Ее Элисон — страдалица, которая вечно ищет утешения; воплощение живой природной энергии, но судьба все время сталкивает ее со смертью, чтобы снова возрождаться.
Джошуа Джексон, которого кто-то помнит по фантастическому сериалу «Грань», здесь играет мужа, которому изменяет Элисон с Ноа. Один из четырех братьев Локхартов с фамильным ранчо. Его Коул — олицетворение коренных потомственных связей, которые разваливаются.
Мора Тирни — некогда звезда «Скорой помощи»; пока что единственная из актерского ансамбля «Любовников», кто номинировался на премию «Эмми». Играет первую жену Ноа и мать его четверых детей по имени Хелен. В сериале отвечает за образ разведенной женщины, с которой вполне могут себя ассоциировать многие зрительницы.
Терапевтический эффект
Гораздо больше, чем секса, в сериале отрезвляющих диалогов, оголенных чувств и озвученных семейных проблем. По американской привычке герои часто посещают психологов и проговаривают наболевшее друг другу. Так как сценаристы бьют по болевым точкам института брака, то зрители неизбежно находят отражение в своем багаже отношений, даже если не переживали нечто подобное. В общем, свойственную для мелодрамы функцию путеводителя по чувствам «Любовники» выполняют исправно — выталкивают зрителя на неуютную территорию, чтобы сподвигнуть вас на важные откровенные разговоры со своим партнером. Еще благодаря тому, что сюжет подается с разных ракурсов, сериал позволяет взглянуть на свои проблемы со стороны и понять чужую точку зрения.
Тема вечной неприкаянности
По сути сериал «Любовники» не об изменах, а о потери чувства своего дома и места в жизни. Приехав в отпуск на край земли, семейство Соллоуэй вернется домой уже со сквозняком в сердце, а Элисон в своем ветреном приморском городке давно уже живет с ощущением предстоящей бури, которая может унести самое дорогое. Неслучайно по сюжету персонажи лишаются своих домов (иногда их даже сжигают), постоянно переезжают с места на место, но чувство неприкаянности преследует их везде. Это сериал о том, как чувство домашней недоласканности передается из поколения в поколение (отсюда тема секса). Персонажи очень хотят оказаться любимыми и нужными, но покоя никогда не будет — не успеешь сказать самое важное родителям, не сможешь удержать семью, никогда не поймешь до конца даже самого любимого человека.
Это еще и детектив
Даже в оригинальном названии сериала — «The Affair» — обыгрывается игра слов с литературным/любовным романом и криминальным делом. Хотя сериал является оригинальным сюжетом шоураннеров Сары Трим и Хагая Леви, он действительно по подаче смахивает на экранизацию какого-нибудь бестселлера — что-то в духе Иэна Макьюэна. Так как главный герой — писатель — есть в нем эта литературоцентричность. Чтобы сдержать всю эту воздушность повествования, «Любовников» все время насаживают на детективный стержень. Целых два сезона держались на расследовании одного ДТП. После раскрытия этой загадки в третьем сезоне авторам пришлось выдумать новую, а в четвертом — еще одну. Если про первый сезон можно сказать, что он был про предчувствие бури, то второй был про преступление, третий — про наказание, а четвертый, видимо, про прощение и возвращение домой.
Краткое содержание сезонов
Первый сезон
Писатель Ноа Соллоуэй приезжает с женой Хелен и четырьмя детьми в приморский городок Монток на Лонг-Айленде, чтобы провести лето в богатом поместье родителей жены, а заодно написать новую книгу. Он изменяет жене с официанткой Элисон, которая замужем за фермером Коулом с ранчо Локхартов, недавно у них умер маленький сын. Влюбленность отвлекает ее от суицидальных мыслей, а его спасает от писательского ступора. Поругавшись со всеми, семья Соллоуэя досрочно возвращается домой в Бруклин, но даже в городе Элисон и Ноа еще несколько раз сходятся и расходятся, пока все не признаются в своих изменах и конфликт не достигнет своего апогея в доме Локхартов. В течение всего сезона воспоминания о романе Ноа и Элисон периодически прерываются их допросом в связи с загадочной гибелью Скотти Локхарта. В конце сезона мы видим будущее, где Ноа живет с Элисон и его арестовывают за подозрение в убийстве Скотти.
Второй сезон
Ноа разводится с Хелен и пытается договориться об опеке детей. Он живет в прибрежном бунгало вместе с Элисон, где дописывает свою книгу. Роман «Спуск» становится бестселлером, Элисон беременеет. Хелен сначала встречается с другом Ноа, а потом с доктором Виком. Коул лишился ранчо и работает на такси, где встречает свою будущую новую жену Луизу родом из Эквадора. На их свадьбу приезжают Ноа и Элисон, где происходит смерть Скотти и зрители узнают, кто в ней виноват, а также кто настоящий отец ребенка Элисон. Элисон рожает во время бури, но Ноа пропустил роды из-за вечеринки с кокаином. В течение всего сезона нам показывают суд над Ноа, который берет вину в убийстве Скотти на себя.
Третий сезон
Ноа отсидел три года в тюрьме, где над ним издевался сумасшедший охранник в исполнении Брендана Фрейзера, который теперь преследует его и на воле. Элисон из-за психических расстройств пробыла в больнице, а ребенка отдала на воспитание Коулу и Луизе. После тюрьмы Ноа устраивается на работу в университет, где заводит непродолжительный роман с французской учительницей, которая помогает ему принять свое прошлое. В конце оказывается, что Ноа заела совесть.
Четвертый сезон
Ноа переехал в Лос-Анджелес поближе к детям, которые живут на голливудских холмах с Хелен и Виком. Здесь он работает учителем в школе, где учатся трудные подростки, оттого сезон отчасти будет чем-то напоминать четвертый сезон «Прослушки» — как если бы вместо Преза в школе работал МакНалти. Одним из новых лиц сезона станет актриса Эмили Браунинг из «Американских богов», которая играет загадочную соседку по дому Хелен. Элисон куда-то пропала и объявлена в розыск.
Смотреть все сезоны