В возрасте 82 лет скончался режиссер и актер Станислав Говорухин. На недавней церемонии закрытия кинофестиваля «Кинотавр» зачитали его приветственное письмо, которое, как оказалось, вышло прощальным.

Станислав Говорухин был постоянным гостем и участником «Кинотавра» (его «Сукины дети» побеждали на самом первом фестивале, а его последняя работа «Конец прекрасной эпохи» была фильмом открытия), из-за продолжительной болезни он не смог присутствовать на минувшем 29-м киносмотре, но прислал приветственное письмо. Зная тяжелое состояние Говорухина, на «Кинотавре» выделили время на церемонии закрытия и зачитали его слова со сцены, пожелав ему здоровья. Через несколько дней Говорухин скончался. Вот это письмо:

«Дорогие друзья! От комитета по культуре и от себя лично хочу сердечно поприветствовать на 29-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр». За годы проведения фестиваля изменилось многое: страна, мир, мы сами. Но неизменным остается то, что «Кинотавр» дарит зрителям лучшие образцы культуры, возможность увидеть созданное с душой настоящее российское кино. Кино — это неотделимая значимая часть нашей великой культуры, которая имеет широкое влияние на умы. Трудиться в сфере кино очень почетно, но вместе с тем чрезвычайно ответственно. Искренне убежден, что всех собравшихся сегодня объединяет стремление к творческому росту и художественному мастерству, обмену опытом. Желаю участникам фестиваля раскрыть свой дар и продолжать снимать свое кино. Творите и развивайте ваши таланты. Успехов и вдохновения!»
Станислав Говорухин

Что Говорухин говорил о современном российском кино

Говорухин был одним из самых требовательных зрителей «Кинотавра» — он никогда не скрывал своего отношения к тому или иному кино, резко критиковал, если ему что-то не нравилось. Как тут не вспомнить его слова после «Кинотавра-2009» о «чудовищном уровне режиссуры» в сторону новой волны режиссеров. Так же резко он относился и к собственным неудачам. Например, после неудачного показа его фильма «Weekend» на «Кинотавре» он начал говорить о своем уходе из профессии. Но при этом Станислав Сергеевич и хвалил многие вещи. Вот что он, например, говорил газете «Кинотавр-Daily»:

«Лучшие российские картины я видел на «Кинотавре». За последние несколько лет я помню «Волчок» — великий фильм, «Кококо», «Два дня». Той же Дуньки — «Связь». Того же Сигарева — «Жить». Тяжелейшая картина».

Или вот — Говорухин о своем опыте просмотра фильма «Измена» Кирилла Серебренникова:

«Хотел уйти с фильма Кирилла Серебренникова «Измена». Смотрел его в кинотеатре «Октябрь», замерз как суслик — там был жуткий холод. Но потом увидел один прием, который меня восхитил и потряс. Героиня фильма бежит в лес, начинает переодеваться и выходит оттуда спустя семь лет, уже обновленная, с новой семьей. Я бы со своими старыми мозгами написал титром: «Прошло семь лет», а можно ведь сделать и как Серебренников. Так я с фильма и не ушел, досмотрел до конца, решил: черт с ним, буду простужаться. И не пожалел».

Говорухин был сложным. Его трудно определить какими-то простыми словами как одностороннего персонажа российского кинематографа. Несмотря на сомнительные высказывания, выступления в Госдуме и недавние обвинения в харассменте, Говорухин останется в народной памяти как режиссер «Место встречи изменить нельзя», «Десяти негритят» и «Ворошиловского стрелка», как актер из «Ассы», «Сукиных детей» и «Среди серых камней» Киры Муратовой, с которой они ушли из жизни с разницей всего в неделю.

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!