С 2 по 10 июня в Сочи пройдет 29-й кинофестиваль «Кинотавр», где состоятся премьеры главных российских фильмов, которые потом будут обсуждать весь год. Вот чего стоит ожидать в этом году.

Целая волна дебютного кино

Из-за того, что Министерство культуры стало последовательно поддерживать производство кинодебютов, за два года поспело столько начинающих режиссеров, что в этом году заявок на фестиваль от дебютантов пришло даже больше, чем от маститых кинематографистов. Поэтому у «Кинотавра» с этого года нововведение — отдельный конкурс для дебютов, куда вошло восемь фильмов (семь из них при поддержке Минкульта).

Вот, например, актер из театра и фильмов Кирилла Серебренникова Александр Горчилин внезапно прошел питчинг и получил средства на режиссерский проект под названием «Кислота». В нем Горчилин фиксирует настроения и нравы поколения (практически вся группа фильма — 20-летние), рефлектирует на тему отношений с родителями и неприспособленности к жизни. Сам Горчилин в фильме не играет, поставив в кадр своих коллег из «Гоголь-центра» Филиппа Авдеева и Александра Кузнецова.

Новые молодые актеры

«Два билета домой»

Вместе с режиссерами-дебютантами рассчитываем разглядеть на «Кинотавре» и начинающих, но ярких актеров. Юные актрисы представят свои первые серьезные работы и будут претендовать на приз за лучшую женскую роль: 23-летняя Мария Скуратова (недавно ее можно было увидеть в русском ремейке сериала «Мост») сыграла сироту с внезапно объявившимся отцом в исполнении Сергея Гармаша в семейной драме Дмитрия Месхиева «Два билета домой»; Соня Гершевич и Саша Быстржицкая взволнуют всех в фильме Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол»; дебютантка Арина Шевцова в «Кислоте». Самым юным открытием смотра станет 8-летняя Марта Козлова — дочь талантливого фотографа Марины Козловой, которая полностью держит на себе почти что монофильм Алексея Федорченко «Война Анны», а также появится в фильме Натальи Першиной «Мертвые ласточки».

Не может не радовать возвращение в актуальное кино актрисы Анны Слю, которая после сериала «Краткий курс счастливой жизни» Германики пропала с радаров, а теперь снялась сразу в двух конкурсных фильмах: в «Подбросах» Ивана Твердовского и «Дяде Саше» Александра Гордона.

Или вот сразу два молодых лица в картине Тимофея Жалнина «Двое» — Антон Момот и Татьяна Полосина, которую раньше видели в «Кино про Алексеева». Пристальное внимание упадет и на актера Алексея Сергеева, который в фильме «Репетитор» Антона Коломееца сыграл любовную линию с актрисой Наталией Вдовиной, которая вдвое старше его.

Интересно будет посмотреть и на дебютанта Дениса Власенко, которого взял на главную роль Иван Твердовский в свой новый фильм «Подбросы», где тот сыграл парня, не чувствующего боли. Ранее Твердовский всегда очень точно подбирал актерский состав. Актрис из его прошлых фильмов «Собачий кайф» и «Зоология» Елену Махову и Наталью Павленкову можно будет увидеть у дебютанта Игоря Каграманова в драме «Пусть будет Лиза» про борьбу за наследство.

Фильм с Дарьей Жовнер из «Тесноты» + еще один ученик Сокурова

«Хрупкие создания»

Актриса Дарья Жовнер, которая запомнилась всем в «Тесноте» Кантемира Балагова, не спешит себя разбазаривать и сниматься во всем подряд (если не считать эпизод в «Улице разбитых фонарей») и появится в конкурсной короткометражке «Хрупкие создания» Насти Юлиной в роли коварной соблазнительницы с криминальным подтекстом.

Между тем в конкурсе дебютов при поддержке фонда Александра Сокурова «Пример интонации», который выпускал «Тесноту», состоится премьера фильма еще одного сокуровского ученика из Нальчика — Владимира Битокова с лентой «Глубокие реки». Речь пойдет о семье лесорубов-отшельников, живущих в горах вдали от кабардинского села.

Безруков и Козловский

Вместе с молодыми актерами на кинофестиваль прибудут и звезды российского кинематографа — Сергей Безруков и Данила Козловский. Их объединяет то, что оба спродюсировали по фильму с собой в главной роли, которые сняли их возлюбленные женщины-режиссеры. Супруга Безрукова, Анна Матисон, сняла комедию «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл», где осовременила повесть Довлатова «Заповедник» ровно до той степени, что Сергей Безруков играет рокера. Данила Козловский появится в режиссерском дебюте Ольги Зуевой, которая в свою очередь играла в его режиссерском дебюте «Тренер». Фильм называется «На районе» и повествует о простых парнях с улиц Владивостока, которые впутываются в криминальные дебри.

Старая гвардия

Помимо молодых дарований и имен на слуху ждем возвращения актеров, которых давно не было видно. Во-первых, в фильме «Ван Гоги» вместе с Алексеем Серебряковым снялся легендарный Даниель Ольбрыхский. Ленту об отце и сыне снял Сергей Ливнев, больше известный в 90-е как продюсер «Кикса», «Змеиного источника» и «Страны глухих». Также в фильме появятся Сергей Дрейден («Сумасшедшая помощь») и Наталья Негода, которую мы не видели со времен ленты «Бубен, барабан». Во-вторых, предвкушаем с фильмом «Мертвые ласточки» визит актера Александра Баширова, чье появление на фестивале, если оно произойдет, — всегда отдельный вид искусства.

Новое кино Наталии Мещаниновой

«Сердце мира»

Наталия Мещанинова в 2014 году привозила на «Кинотавр» в качестве режиссера фильм «Комбинат «Надежда», а в прошлом году была соавтором сценария триумфальной «Аритмии» Бориса Хлебникова. Теперь Мещанинова возвращается на «Кинотавр» со своей второй игровой картиной «Сердце мира», к сценарию которой тоже приложил руку Борис Хлебников. Степан Девонин из «Шапито-шоу» играет молодого ветеринара, живущего на охотничьей станции вместе с собаками, лисами и семьей хозяина. Тихое кино о герое, которому с животными проще общаться, чем с людьми. Помимо этого Мещанинова написала сценарий к еще одному конкурсному фильму этого года — уже упомянутой «Войне Анны» Алексея Федорченко.

Денис Шабаев

В 2015 году выпускник мастерской Марины Разбежкиной получил приз за лучший дебют «Кинотавра» с документальным фильмом «Чужая работа», но теперь за этим режиссером следить еще интересней, потому что он попробовал себя в игровом кино, но не слишком отдаляясь от документального. Его новый фильм «Мира» из основного конкурса снят по такому методу, что непрофессиональные актеры играют самих себя в предлагаемых обстоятельствах. И речь пойдет о людях, которые восстанавливают советские памятники под Луганском. Кроме того, Шабаев выступил продюсером конкурсной короткометражной работы Тамары Дондурей «Новая Москва», которая будет разительно отличаться от других конкурсантов своей документальной эссеичностью.

Авдотья Смирнова покажет историю о молодом Толстом

«История одного назначения» — фильм, который, вероятно, горячее всего будут обсуждать на этом «Кинотавре». Авдотья Смирнова при продюсерской поддержке Анатолия Чубайса экранизировала не слишком известный, но очень метко попадающий в сегодняшний день случай из жизни молодого графа Льва Толстого, который заступился на суде за солдата, приговоренного к расстрелу за ничтожный проступок. В контексте ареста Серебренникова и голодовки Сенцова этот фильм о водоразделе интеллигенции и народа в зале суда середины ХIХ века внезапно станет самым актуальным высказыванием в конкурсе фестиваля. В роли Толстого — Евгений Харитонов, в роли его жены — Ирина Горбачева.

Расчехление Гордона и Константинопольского

Два самобичующих фильма на грани самолюбования от двух эпатажных режиссеров: Александр Гордон снял кино «Дядя Саша» о том, как он снимает свое последнее кино, а Григорий Константинопольский («Пьяная фирма») в ленте «Русский бес» продолжает чудить со звездами русского кино, как будто 90-е и не заканчивались. Оба не жалеют ни себя, ни зрителей.

Доставка из Канн

Прямиком с Каннского кинофестиваля на «Кинотавр» прилетит не только фильм открытия «Лето» Кирилла Серебренникова, но и в конкурсе короткого метра осядут две короткометражки, которые уже были отмечены каннской публикой: «Календарь» Игоря Поплаухина и «Я нормальный» Михаила Бородина.

«Индустрия» Бондарчука

В конкурсе «Короткий метр» заметно активное участие выпускников новой киношколы «Индустрия» Федора Бондарчука, которая работает недавно, но уже плодотворно продвигает работы своих учеников. К привычному составу от ВГИКа, ВКСР, мастерской Джаника Файзиева и независимых студий в короткометражный конкурс «Кинотавра» добавились целых пять работ из «Индустрии».

Актеры снимают кино

Сохраняется тенденция, что известные актеры и актрисы хотят снять хотя бы по одному короткому метру и отправить его на «Кинотавр». В этом году Мария Шалаева сняла сама себя в короткометражке «Развод». Петр Федоров снял «Электрический ток» с Александром Палем на мотоцикле по стихотворению Зинаиды Гиппиус. 18-летний Семен Трескунов снял 15-минутную драму о самоубийстве. Ксения Раппопорт значится сорежиссером 7-минутного фильма-монолога «Прощай, любимый».

Короткометражка Дениса Симачева

Что уж говорить, если в режиссуре пробует себя и небезызвестный модельер и художник Денис Симачев. В короткометражном конкурсе «Кинотавра» будет его 15-минутная работа «Невиновный» о заказном убийстве. Причем это уже не первая режиссерская работа Дениса Симачева — дебют под названием «Обмен» был в короткометражном конкурсе ММКФ-2018.

Последний фильм Веры Глаголевой

Специальным событием кинофестиваля станет показ последнего режиссерского проекта Веры Глаголевой «Не чужие», работу над которым продюсеры завершали уже после смерти Глаголевой. Драма о семейных распрях по пьесе Ольги Погодиной «Глиняная яма», к которой когда-то присматривался Алексей Балабанов, снималась в Казахстане. Одну из главных ролей сыграл казахский актер Санжар Мадиев — Хан из «Защитников» Сарика Андреасяна.

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!