На кинофестивале «Движение» в Омске показали пилоты «Квартета», «Ольги», «Извращенцев» и других заметных отечественных сериалов. Максим Сухагузов рассказывает, какие из них надо ждать, а какие — совсем не надо.

Пока «Кинотавр» принципиально отказывается презентовать сериалы, фестиваль молодого кино далеко в Сибири, следуя соответствующему тренду, давно уже стал площадкой для телепремьер — причем некоторые из них можно здесь увидеть задолго до широкого зрителя. Четыре года назад на первом «Движении» показывали пропавший сериал Павла Бардина «Салам Масква», потом здесь же впервые презентовали «Измены», в прошлом году все конкурсные фильмы обставили «Красные браслеты» Наталии Мещаниновой, которые до сих пор не поставили в эфирную сетку. В этом году сериалам, к сожалению, не нашлось места в основном конкурсе, но зато в спецпоказах сложилась линейка телепродукции в самых разных стадиях — от видеопроб до законченного проекта.

«Извращенцы»

Новый замысел сценариста Андрея Мигачева, который разрабатывал «Родину» Петра Буслова и новые фильмы Анны Меликян, несколько лет назад опрашивал киношников, «Нужны ли таблетки против секса»», а теперь вот попросил известных артистов разыграть диалоги о самом интимном. На экране часовая нарезка кинопроб, тот самый первичный бульон, из которого потом сделают либо полный метр, либо сериал для ТНТ. Авторы пока сами не определились. Но сейчас «Извращенцы» выглядят как явное идейное продолжение «Измен» и «Озабоченных» — сюда даже перекочевала половина знакомых актеров. Вот Мария Шалаева в роли снайпера рассуждает, как нужно любить винтовку, потому что это девочка (даже если она карабин). Актриса Ольга Дибцева рассказывает про объективизацию своего тела. Напарники по «Изменам» Евгений Стычкин и Денис Шведов оказываются в постели с Ольгой Сутуловой в роли несчастной жены, которая потеряла оргазм и хочет переспать с исландской проституткой. Тему проституток в кадре развивает персонаж Евгения Цыганова. Максим Виторган и Роман Радов пытаются выгнать из квартиры Шалаеву, надевшую аккордеон на голое тело. Из фрагментов мало что понятно про основной сюжет, воспринимать их действительно получается только как пробы. Все это забавно и нелепо, но, как и любая внутрицеховая вещь, вынесенная на публику, вызывает вопрос — а так ли уж нужно нам это видеть?

«Чурросы»

Еще один звездный междусобойчик, который вырос из шутки: Надежда Михалкова снимает, как Анна Михалкова не понимает своих сыновей-подростков. Пока мама на сеансе у психотерапевта жалуется на своих детей, сами младшие Михалковы воюют с братьями Пресняковыми за заветный диван в кафе «Чурросы». Пресняковы, выступившие сценаристами этого пилота, проявляют самоиронию: мол, ничего стоящего со времен «Изображая жертву» они не написали, а именно на этом диване к ним может прийти вдохновение. Все здесь играют сами себя, и лишь Гоша Куценко появляется в роли шального прохожего с собакой. Вряд ли из этого сложится полноценный сериал, хотя авторы заявляют «Чурросов» именно как пилотную серию. Вообще, из этой заявки может сложиться отличная антология, если в каждой серии будут новые персонажи и отдельные истории, объединенные лишь местом действия — этим самым заглавным кафе «Чурросы».

«Ольга»

Муза режиссера Василия Сигарева, актриса Яна Троянова, ранее отметавшая все предложения о съемках в сериалах, сыграла главную роль в новой комедии для ТНТ. Несмотря на то что этот пилот получил продолжение и место прописки на конкретном канале, зрители тоже не увидят его в данном виде. Получив зеленый свет на производство двадцати серий, режиссерский дуэт Алексея Нужного и Игоря Волошина на 70% пересняли показанный пробный эпизод, полностью заменив зимние сцены на летние. Презентуя проект, Троянова честно призналась, что ей самой не нравится эта старая версия пилота.

Впрочем, с главной своей задачей пилот справляется: о чем будет сериал, после него понятно. Бенефис Трояновой в привычном амплуа хабалки с большим сердцем, живущей в перманентном состоянии домашней катастрофы: шальная дочь вот-вот залетит, сын-кавказец совращает одноклассниц фруктами, сестра в поисках мужика, а отец-физрук в запое. Для работницы салона красоты Ольги отпуск в Турции — единственный шанс вырваться из вечной «Страны ОЗ», но и эта мечта в итоге утопает в злоключениях. Бойкая социальная комедия про ваших вечно орущих соседей сверху, про ваших родственников и, скорее всего, еще про что-то очень знакомое. Троянова с упоением отыгрывает все свои сочные фразочки вроде «Ты борзометр-то давно проверяла?». Борзометр тем временем показывает, что с этим сериалом все будет хорошо, если только актриса не скатится в самопародию. Узнаем после премьеры в эфире, которая должна состояться где-то осенью.

«Квартет»

В конкурс пока нельзя, но на почетное место уже можно — фильмом закрытия фестиваля в этом году стал именно сериал — еще один свежий пилот ТНТ, который сняла Анна Меликян.

В центре сюжета — студенческий музыкальный квартет под руководством строгого преподавателя в исполнении Алексея Серебрякова (так и ждешь, что он выдаст фразу «Не в моем темпе!» в духе персонажа фильма «Одержимость»). Александра Бортич играет дерзкую виолончелистку, у которой за плечами убийство, а на хвосте трое бандитов. Тина Далакишвили из «Звезды» — фанатичную скрипачку и по совместительству элитную проститутку. Лопух в исполнении Эльдара Калимулина на правах первой скрипки, а Полина Виторган — в роли чудачки-альтистки. Захватывает с первых минут, обрывается на самом интересном месте — все как надо.

Хотя сценарий «Квартета» придумали еще до выхода сериала «Моцарт в джунглях», он во многом повторяет его формулу «классические музыканты + секс, криминал и угар» — очевидно, идея витала в воздухе. Но сериал ТНТ все-таки снят в узнаваемой здешней манере и вообще получился для нас гораздо более актуальным. Например, забавно, как сцена выступления министра культуры в исполнении актера Дмитрия Шевченко получилась непреднамеренной пародией на реальные, только что произнесенные речи начальников на самой церемонии закрытия фестиваля. Меликян, кажется, не собирается режиссировать все серии и хочет подыскать кого-то себе на замену, из-за чего сериал, вероятно, доделают не раньше 2017 года.

«Адаптация»

Наконец, пилот ТНТ, который, скорее всего, выйдет в эфир в примерно таком же виде, в каком был представлен в Омске. Канал снял резвую шпионскую комедию в недрах своего непосредственного могущественного родственника и покровителя — корпорации «Газпром». Актер из балабановских фильмов «Груз 200» и «Морфий» Леонид Бичевин играет американского шпиона, которого коварное ЦРУ засылает на Русский Север под видом новобранца «Газпрома», чтобы выведать инновационные отечественные способы добычи нефти. Правда, по этому эпизоду не совсем понятно, является ли герой Бичевина парнем с русскими корнями или чистым американцем, который просто назубок выучил Пушкина и местные обычаи. В поезде его поначалу горячо принимают за земляка, но на деле быстро выясняется, что американские таблетки не спасают от русской водки, газпромовцы живут не по инструкции, а русские девушки вовсе не похожи на тургеневских барышень (за любовную линию отвечает актриса Евгения Брик). Раздолье для юмора открывается в стыке нравов русских нефтегазовых селений и заморочек горе-Джеймса Бонда. Кстати, главного противника героя Бичевина, матерого начальника ФСБ, играет звезда сериала «Следствие ведут знатоки» — Леонид Каневский. Впрочем, как говорит артист, это уже совсем другая история.

«Город»

Первый канал представил очередное упражнение с расхожей сериальной завязкой: в неблагополучный провинциальный город приезжает столичный детектив, чтобы расследовать загадочное убийство. Время действия — облюбованные многими сериалами 60-е, место — непростой городок Струнево, куда ссылали многих бывших заключенных, но теперь зэкам и мирному населению удается удерживать баланс силы и почти нулевой уровень преступности. На самом деле эту систему держит в ежовых рукавицах босс всех преступников по прозвищу Папа, которого никто не видел в лицо. Он тихо устраняет неугодных ему людей с помощью «несчастных случаев». На расследование одного из таких случаев приезжает модный оперативник в исполнении Петра Федорова, при шляпе и в пальто. Сериал снял один из сценаристов «Оттепели» Дмитрий Константинов, главный его фокус — взгляд на 60-е из глухого провинциального городка. Пока в московской «Оттепели» интеллигенты выясняют отношения и поют песни, в глуши застыло вечное русское безвременье, полное опасных темных уголков. У сериала будет восемь серий, но из увиденных первых двух уже ясно, что наши авторы недурно наловчились делать звездные проекты а-ля «Ликвидация».

«Пьяная фирма»

В завершение — мини-сериал, который показали публике целиком четырехчасовым нон-стопом, проверяя на прочность зрительские нервы и чувство юмора. Это первый сериал ТНТ, состоящий из всего четырех серий, — такой спецпроект для канала снял известный абсурдист русского кино Григорий Константинопольский («Самка», «Кошечка»). Сюжет тут хромает на две ноги и имеет далеко не первостепенное значение. Проще говоря, Константинопольский над категорией «сюжет» просто издевается. Для протокола можно объяснить, что Михаил Ефремов играет пьющего больничного охранника, который на правах бывшего врача-гения решает вместе с клаббером в исполнении Макаревича-младшего организовать бизнес — выводить из запоя важных шишек при помощи волшебных растворов. Впрочем, будьте готовы: вскоре про этот сюжетный финт забудут — и на экране звезды русского кино просто начнут нести чушь высшего порядка.

Ингеборга Дапкунайте в роли Майкла Джексона на приеме у Бориса Ельцина, Александр Петров в роли молодого Михаила Ефремова, Евгений Цыганов в роли кавказского олигарха, Виктория Исакова в роли Мальвины, Анна Михалкова, исчезающая под музыку из «Твин Пикса», — кого здесь только нет. В пересказе это звучит как веселый звездный капустник, на деле же «Пьяная фирма» — очень злое кино, которое не любит своих наивных зрителей, ненавидит, кажется, само себя, а конфликт поколений, тянущийся от 80-х к нашим дням, подает с такой ехидной ухмылкой, на которую смотреть уже просто стыдно.

Предыдущий безумный сериал Константинопольского — лубочный мюзикл «Кукушечка» со схожим актерским составом — тоже было неловко смотреть, но он хотя бы представлял собой сокровище как сборник мемов с песнями и плясками (к тому же в итоге Константинопольсий отрекся от этого сериала). Нынешний парад дурных сценок совсем не из разряда «все настолько плохо, что даже хорошо» — все настолько плохо, что хочется немедленно очиститься просмотром какого-нибудь хорошего кино. Логичнее всего показывать «Пьяную фирму» в эфире, например, в похмельное 1 января, потому что в трезвом уме и твердой памяти смотреть это довольно тяжело.