— Чем этот фильм отличается от других картин про мстителей?
МакФили: Главное отличие, пожалуй, заключается в том, что теперь антагонист — наш главный герой. В каком-то смысле «Мстители: Война бесконечности» — это фильм Таноса. Так что самым умным решением было разместить персонажей вокруг него, чтобы наконец воздать по заслугам Таносу, которым мы дразнили зрителей так долго.
Маркус: Это не поверхностный, не формальный злодей. Он легко мог бы победить любого из мстителей, он движущая сила обоих фильмов. Ни «Мстители: Война бесконечности», ни следующий, четвертый фильм не могли бы случиться без него.
МакФили: Мы много говорили о теме фильма — пожалуй, все сводится к простой мысли о том, что мы сами архитекторы своей судьбы. Это относится и к Таносу, и к нашим героям, но значение у этого не обязательно одно и то же.
Маркус: Действительно, тем много, но одна из них — принесение жертвы. На что вы готовы пойти, чтобы получить желаемое?
— Насколько третьи и четвертые «Мстители» будут отличаться друг от друга?
МакФили: Они очень разные. Многое вам рассказать не могу, они, безусловно, связаны, но они разные даже по жанру.
Маркус: Да, и по своей структуре они отличаются.
— Это будут самостоятельные картины или они будут работать только в связке друг с другом?
МакФили: Вам стоит посмотреть третий фильм, если хотите, чтобы вам понравился четвертый. Возможно, вам понадобится посмотреть третий фильм даже четыре или пять раз!
— Сколько вариантов сценария существовало?
Маркус: В какой-то момент это уже были даже не варианты сценариев, а бесконечное количество разных отрывков. Скажем так, было шесть сценариев. Для каждого фильма. Тысячи и тысячи страниц.
— Как в принципе можно написать сценарий, где так много персонажей?
Маркус: Мы хотели, чтобы они появлялись в фильме только тогда, когда того требовал ход развития сюжета. Если бы появились все и сразу, тогда бы это превратилось в что-то вроде разговора о погоде. Танос диктует ход развития событий, остальные персонажи появляются только тогда, когда приходит их время, поэтому в фильме появляется несколько параллельных путей развития. Таким образом, мы можем разбить персонажей на небольшие группы.
Маркус: Так и сцены получаются лучше, да и у нас появляется шанс раскрыть персонажей. Помню, как все начиналось с «Войной»: через несколько месяцев после завершения работы над «Первым мстителем: Противостояние» наш кабинет напоминал комнату серийного убийцы — повсюду намагниченные карточки с фотографиями персонажами, изображения из фильмов и везде нити, которые вели в разных направлениях.
— Столько секретности вокруг именно этих двух фильмов «Марвел», кажется, больше, чем когда-либо. Том Холланд, понятное дело, не получил копию сценария — но что насчет остальных актеров, которых еще не прозвали спойлерменами?
Маркус: Да, уровень секретности стал почти комичным. Мы дошли до того, что определенные актеры читали только определенные сценарии, другие — читали совершенно другие версии сценария, а некоторые читали только отрывки, ну а еще есть сценарии с ложными вариантами развития истории! Бывает, снимаем сцену, и я слышу за спиной бахвальство актеров: «Да мы в этом варимся уже 2–3 года, так что примерно понимаем, что происходит». И в это же время съемочная команда задается вопросами из серии: «Ты не знаешь, почему они дерутся?» (Смеется.) Мы же еще, как назло, снимаем не по порядку!
— А сколько людей знает, что на самом деле происходит?
МакФили: Главы департаментов получили настоящие сценарии, их около 12 человек, а вот делятся ли они ими со своими коллегами — даже не знаю.
Маркус: И некоторые актеры.
— А где вы ваш сценарий прячете?
МакФили: Он на флешке сейчас в моем кармане!
— Зрители догадываются, что в «Войне бесконечности» будет много смертей. А вы могли спокойно убивать персонажей или у вас были указания сверху о том, кто неприкасаем?
Маркус: Скажем так, вы не хотите срезать бутон, который только начал цвести. Но вот большой, красивый цветок — да, возможно!
МакФили: Один из множества плюсов «Марвел» заключается в том, мы можем раскачивать эти качели по максимуму. Нет такого, что вот этот персонаж — священный. Напротив, чем больше персонажу надо пройти, тем лучше для фильма, даже если порой одна из этих перемен заключается в том, что кого-то придется проводить со сцены.
— А кто-нибудь просил убить своего персонажа?
.
Маркус: Время от времени я ловлю этот взгляд… (Смеется.)
МакФили: «Лучше бы я был мертв…» (Смеется.) Но на самом деле нет, никто пока не просил.
— Новые персонажи появятся? Вдобавок к той полусотне, о которых мы и так знаем?
МакФили: Да, особенно среди плохих парней. У Таноса есть небольшая группа сподручных «Черный орден», которые, будем надеяться, покажутся зрителям крутыми и страшными.
— Кто больше всех импровизирует и порой становится причиной ваших головных болей?
Маркус: Ха, мигреней еще не было, мы стараемся как можно ближе работать с Робертом Дауни-мл., чтобы ему было комфортно. Он ценит спонтанность и саму иллюзию спонтанности. Помню, как мы были напуганы самой идеей работы с ним над «Первым мстителем: Противостояние», а получилось все лучше, как никогда. Мы очень полагаемся на Пола Радда — так что мы всегда пишем сценарий с расчетом на то, что в итоге этот сценарий станет на 20% лучше, потому что Пол Радд нам поможет.
Маркус: Или Крис Пратт! С ним мы в принципе камеру не выключаем, ждем, пока он скажет что-то смешное.
МакФили: Вы же понимаете, они очень хорошо знают своих персонажей. Они не просто умны и одарены хорошим чувством юмора — они давно играют этих персонажей, знают их, как никто другой.
— Так что же будет дальше, после этих двух фильмов?
МакФили: Не знаем, может, это уже будет проблема каких-то других людей. Давайте даже не спекулировать, не стоит торопиться собрать всех-всех вместе. Одна из прелестей «Мстителей» заключается в том, что каждый из персонажей получил по своему фильму, а то и не одному. Они все развивались, получили первых «Мстителей», а потом вернулись, чтобы создать другие фильмы. Но теперь, конечно же, всем не терпится увидеть схватку Людей Икс со мстителями!
Маркус: Следом за «Войной бесконечности» выходит «Человек-муравей и Оса» (в прокате с 5 июля 2018 года. — Прим. ред.) и «Капитан Марвел» (в прокате с 7 марта 2019 года. — Прим. ред.), так что да, нам надо было посматривать в сторону этих фильмов, но эти запросы были такими небольшими. К примеру, было бы хорошо, если этот бы персонаж был еще жив в конце фильма или находился бы тут или там, сделал то или это. Это необязательно диктует ход самой истории, но так появляются довольно забавные моменты, которые, может быть, и не возникли бы без этих запросов.
— Мы примерно понимаем, о чем «Мстители: Война бесконечности». О чем же будут четвертые «Мстители»?
МакФили: Мы не можем говорить о четвертом фильме, он очень особенный…
Маркус: Третий тоже особенный!
МакФили: Вы и представить себе не можете, что будет в четвертом фильме! Было столько разных идей, вплоть до мюзикла (смеется), но чего мы точно не хотели делать, так это делить один фильм посередине и выпускать две картины вместо одной, таким образом говоря зрителю — давай ты сегодня заплатишь за билет и потом еще раз!
— Вы упомянули, что Человек-муравей, Оса и Капитан Марвел получат роли в четвертых «Мстителях»…
МакФили: Так можно сказать…
— И будут перемещения во времени?
Маркус: Ух…
МакФили: Я могу только сказать, что, если вы посмотрите эти фильмы, это поможет вам сделать переход от третьих к четвертым «Мстителями», но, поверьте, вам понравится сам процесс.
— Первые «Мстители» были своего рода авантюрой, многие не были уверены, что это сработает. Но теперь-то у вас прибавилось уверенности в успешности проекта?
Маркус: Мы были полны уверенности, пока не поняли, что пишем сценарии к двум самым большим фильмам в истории — как с точки зрения бюджета, так и с точки зрения размаха самого сюжета. Первые «Мстители» тогда не казались такими. Это была логичная история — парочка пришельцев, схватка в Нью-Йорке, зрители в состоянии это понять. Но наши «Мстители» — это практически эзотерическая история, бывает, сидишь и думаешь: здесь тратят такие большие деньги на то, чтобы снять фильм о магических камнях, и хотят, чтобы все это поняли!
МакФили: Словом, мы постоянно в ужасе, страх нас не отпускает ни на минуту. Но снять такой фильм можно было только сейчас, только после всех этих 18 картин. До этого момента нельзя было прийти на студию и сказать, что вот это чувак ростом в восемь футов, он лилового цвета и он хочет магические камни. Да услышав такое, нас бы выгнали сразу же! Это большие риски, но даже теперь, даже на таком огромном фильме мы не собираемся осторожничать.