«Аритмия», режиссер Борис Хлебников
Главный приз, приз за лучшую мужскую роль, приз зрительских симпатий от «Кинопоиска»
Песня: «Валентин Стрыкало» «Наше лето»
«Нам надо развестись», — боязливо пишет героиня Ирины Горбачевой эсэмэску своему мужу в исполнении Александра Яценко, хотя тот находится совсем неподалеку, ждет ее хмельной и голый в кровати. Она не смогла произнести это вживую, но все равно первой отважилась завести этот разговор. Это сообщение как разряд для запуска сердца. Даром, что ли, оба персонажа — врачи: она из приемного отделения, он из бригады скорой. Они уверенно орудуют скальпелем, но не умеют говорить друг с другом. Буднично спасают людей на грани жизни и смерти, но в своих отношениях не хотят ничего решать. Точно ставят диагноз на работе, но не могут объяснить, что не так с ними самими. С этих пор двукратный обладатель приза «Кинотавра» за лучшую мужскую роль Яценко — редкий 40-летний российский артист, способный воплощать абсолютно детское состояние мужчины, уходящего пожить на кухне на матрасе, пока не найдутся раздельные съемные квартиры. Горбачева — пластичная актриса, которая наконец проявила себя в кино с большой ролью безо всяких экивоков. Этот дуэт играет так, что через все эти косноязычные дежурные фразы «что ты себе накрутила» и «нам надо поговорить» проявляется осязаемый и знакомый почти всем тупик в отношениях.
Режиссер Хлебников еще со своих первых работ говорил о трудностях коммуникации, но весь фокус почти всегда был на мужской дисгармонии (как правило, все тот же Яценко), а теперь, после женского трио в сериале «Озабоченные», и при помощи соавтора сценария Наталии Мещаниновой (уже писала про врачей «Красные браслеты» и про развод «Еще один год») Хлебников наконец пробился к полноценному женскому персонажу. Сценарий «Аритмии», с одной стороны, не отворачивается от обыкновенных и даже типичных деталей, с другой — не позволяет себе очевидных вывертов. Сцены с пугающими случаями из врачебной практики не слишком навязчиво монтируются со сценами супружеской жизни так, чтобы постепенно обнажить персонажей (и в прямом, и в переносном смысле), чтобы они вместе со зрителями почувствовали этот страх потерять близкого человека. Главной музыкальной темой в фильме неожиданно стала песня «Наше лето» группы «Валентин Стрыкало», которая в одном из эпизодов резонирует между парой Яценко и Горбачевой, а потом ударно звучит на финальных титрах. Кстати, следующим фильмом Хлебникова может стать и вовсе мюзикл про священника, дальнобойщика и проститутку.
«Теснота», режиссер Кантемир Балагов
Лучший дебют, приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России
Песня: Татьяна Буланова «Не плачь»
Фильм про персональный бунт девушки-пацанки из еврейской общины Нальчика 90-х, где похищение людей стало пугающим бизнесом, но немногим страшнее, чем клетка, в которую тебя могут вогнать близкие люди. Жажду глотка свободы главная героиня (прекрасная Дарья Жовнер) наиболее тактильно выражает через эпизоды удушливых танцев. Один из них — эпизод на дискотеке — Александр Сокуров на правах наставника предлагал дебютанту Балагову вырезать из финальной версии, но режиссер настоял на своем. А второй под плаксивую песню Татьяны Булановой «Не плачь» стал одной из самых запоминающихся сцен фильма.
«Блокбастер», режиссер Роман Волобуев
Специальный диплом жюри «За новый уровень жанрового кино»
Песня: «Танцы минус» «Десять капель дождя»
В фильме Романа Волобуева, с титров которого он снял свое имя, есть яркий музыкальный момент, когда героиня Светланы Устиновой наконец отпускает ситуацию, выдыхает и начинает смеяться, плакать и подпевать песне «Десять капель дождя» на радио вместе с беглой преступницей, мчась за рулем машины по ночной Москве. Банальный прием, но, учитывая, что это жанровое кино, чего уж скрывать, именно такие затертые до дыр песни дарят нам эмоциональную разрядку в трудные моменты. Представляем себе, если бы в фильме «Нелюбовь» Звягинцева в похожей сцене в машине персонажи Спивак и Розина слушали бы не группу Bring Me the Horizon, а «Танцы минус», то все тоже могло бы сложиться совсем иначе.
«Близкие», режиссер Ксения Зуева
Песня: «Тату» «Простые движения»
Крикливая драма дебютантки Зуевой, которая через киноязык Сигарева и Германики попыталась проорать простую мысль о том, как сложно проявить теплые чувства к близким, до тех пор пока не почувствуешь ужасную боль. Один из эмоциональных всплесков закомплексованной девочки-подростка происходит под песню «Тату», когда та возвращается домой со свидания с парнем, который в подворотне воспользовался ее наивностью. Для главной героини это редкий момент любви к себе — на радостях она даже решает впервые погладить белье по собственной инициативе.
«Жги», режиссер Кирилл Плетнев
Приз за лучшую женскую роль
Песня: Алла Пугачева «Старинные часы»
Тюремная музыкальная мелодрама о надсмотрщице женской колонии (Инга Оболдина), которая едет участвовать в вокальном телешоу с Ольгой Бузовой, пока ее подопечная осужденная (Виктория Исакова) пытается вырваться на свободу. Главную героиню часто сравнивают с Пугачевой, так как ее коронным номером с детства была песня «Старинные часы». Фильм очень тепло приняли зрители, потому что это по-телевизионному доступная история широких жестов и сильных эмоций, но либеральные критики восприняли в штыки песенный эпилог картины, в котором сотрудники тюрьмы вместе с заключенными, обнявшись, распевают воодушевляющую песню, тогда как в этот же конкурный день, в День России, винтили в автозаки митингующих по всей стране.
«Мертвым повезло», режиссер Вадим Валиуллин
Песня: «Красная плесень» «Самогон»
Комедийный слешер от режиссера из Уфы (победитель прошлогоднего конкурса «Кинотавр. Короткий метр» с фильмом «Кредит») о банде наемных убийц, которые маскируют свои кровавые заказы под работу изощренных маньяков. Фильм, в котором внутренний мир показывают через выпущенные наружу кишки, запомнился тем, что получил самый низкий зрительский рейтинг среди всех конкурсных фильмов, а также насыщенным саундтреком из песен группы «Красная плесень».
«Скоро все кончится», режиссер Алексей Рыбин
Песня: «Аффинаж» «Нравится»
Режиссерский дебют актера, музыканта и бывшего участника группы «Кино» Алексея Рыбина о скитаниях в Петербурге простого токаря из Челябинска, который тратит все свои деньги на полюбившуюся проститутку, на фоне постоянных теленовостей из пекла Украины. Конечно, фильм Рыбина не мог обойтись без навязчивого обилия подпольного русского рока — от группы «Аффинаж» до песни Михаила Горшенева из группы «Король и шут». Местами фильм вызывает неизбежные, чисто фактурные ассоциации с работами Балабанова, но, в отличие от «Брата», главный герой «Скоро все кончится» не ищет никакого конфликта с миром — он живет как живет. В этом смысле фильм эквивалентен своему герою поколения работяг — простецкое, вялотекущее, провинциальное кино. Следующим фильмом Рыбина должна стать игровая картина «Цой» о становлении группы «Кино» (примерно о тех же годах и молодом Викторе Цое вскоре снимет кино Кирилл Серебренников).
«Мифы», режиссер Александр Молочников
Песня-зонг Сергея Безрукова
Саморазоблачительный мюзикл театрального таланта Александра Молочникова, чьи киношные начинания поддержали продюсеры Федор Бондарчук и Илья Стюарт, сценарист Елена Ванина и целая плеяда российских звезд — от Ксении Собчак до Сергея Безрукова. Справедливости ради, скажем, что у Безрукова тут самый запоминающийся выход в роли актера, который впал в депрессию после того, как сыграл уже всех выдающихся людей. Все шутки-прибаутки про братьев Верников, Ивана Урганта и прочих селебрити быстро улетучиваются, а вот сцена с парящим в воздухе Безруковым, который поет «Я хочу быть собой» на мотив песни «Наутилус Помпилиус», обязана превратиться в новый мем.
Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Там же можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».