Почему Канны так же важны для Европы, как «Оскар» для Америки?
Каннский кинофестиваль привлекает ничуть не меньше внимания СМИ, чем «Оскар», а его звездная дорожка по праву может соперничать с американской церемонией. Равно как и «Оскар», который с телетрансляцией перестал быть внутриамериканским событием, Канны — прекрасный способ заявить о своем фильме на весь мир. Это путь на европейский рынок, который составляет немалую часть мирового проката. И неудивительно, что помимо мейджеров именно к этому фестивалю практически каждый европейский режиссер (ну и некоторые американские, которые не дружат с суперстудиями) готовит свой фильм. По традиции из трех крупнейших фестивалей сложнее всего формировать программу Берлину: многие попросту придерживают ленты в надежде поехать в Канны. Венеции в этом отношении повезло гораздо больше: все, кого не взяли в Канны, плюс те, кто не успел закончить картины к фестивалю на Лазурном Берегу, могут быть отобраны в программу Мостры. Так что если крупные американские студии выпускают свои самые сильные фильмы на Рождество (то есть под «Оскар»), то независимые студии со всего мира, а европейские особенно, самое лучшее оставляют для Канн. Кстати, среди фильмов — номинантов «Оскара» и «Золотого глобуса» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» ежегодно минимум половина приходит из каннского конкурса. Так что фестиваль как нельзя лучше отражает основные тенденции мирового кино.
Почему выбран город Канны?
Каннский фестиваль изначально задумывался в пику Венецианскому, где идеология зачастую одерживала верх над искусством. Особенно скандальным выдался фестиваль 1938 года, когда правительства Германии и Италии стали открыто вмешиваться в отбор фильмов на фестиваль, что привело к бойкоту со стороны американцев и британцев. Идеологом нового фестиваля выступил французский министр Жан Зей. Он хотел, чтобы это был «фестиваль свободного мира» на родине кино, а главным принципом отбора стали художественные достоинства фильмов. Где провести новый фестиваль, решала специальная правительственная комиссия, которая выбирала из городов-кандидатов (кстати, не только французских): Остенде, Люцерн, Биарриц, Виши, Алжир и Канны. В итоге после посещения всех претендентов выбор был сделан в пользу небольших Канн.
Где читать о Каннском кинофестивале?
Все материалы о Каннском кинофестивале 2017 года будут публиковаться на специальном портале Афиши и Mastercard, а также рецензии на главные премьеры Стаса Зельвенского можно будет читать в разделе кино на «Афише Daily».
Первые годы фестиваля
Открытие первого фестиваля планировалось на 1 сентября 1939 года. Уже была сформирована программа, а жюри должен был возглавить Луи Люмьер, но начавшаяся именно в этот день война спутала все планы. В итоге первый смотр состоялся лишь в 1946-м и проходил с 20 сентября по 5 октября. В 1947 году фестивалю в прямом смысле сорвало крышу (ее унесло в море вследствие сильного ветра) перед закрытием смотра — и церемонию награждения пришлось перенести в казино. В 1948 и 1950 годах фестиваль не состоялся. При этом существует две версии почему: по первой, просто не было выделено достаточно средств для его проведения. По второй, Канны заключили с Венецией негласный договор, по которому фестивали проходили раз в два года по очереди. В пользу последней версии говорит и то, что сроки проведения Венеции и Канн были близки. С 1951-го фестиваль окончательно переезжает на весну, определяясь со временем проведения, и с тех пор проводится ежегодно.
Расцвет и срыв
С середины 1950-х Канны становятся событием мирового масштаба. Сюда начинают активно приезжать звезды, а в конкурсе неизменно присутствуют работы лучших режиссеров мира — Федерико Феллини, Луиса Бунюэля, Ингмара Бергмана и других. В 1959-м на фестивале блистает «новая французская волна»: приз за лучшую режиссуру получает Франсуа Трюффо за фильм «400 ударов», а Ален Рене представляет «Хиросима, любовь моя». В 60-х фестиваль открывает для всего мира режиссеров, которые станут культовыми, — Андрея Тарковского, Миклоша Янчо, Иштвана Сабо. В 1968 году фестиваль был прерван — все показы были отменены из-за студенческих волнений. 13 мая демонстрантам даже удалось захватить фестивальный дворец. 18 мая к протестующим присоединились Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Берри, Роман Полански, Луи Маль и Жан-Пьер Лео. Все протестовали против министра культуры Андре Мальро, который принял решение уволить главу парижской Синематеки Анри Ланглуа (подробнее об этом противостоянии можно узнать из фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели»). В знак солидарности с протестующими Ален Рене, Карлос Саура и Милош Форман отзывали свои фильмы из конкурса. 19 мая организаторы аннулировали смотр.
Эволюция смотра
10 лет спустя фестиваль ждали самые большие изменения со времен создания. Эти новации связаны с приходом в дирекцию Жиля Жакоба — человека, который без преувеличения создал современные Канны. Он стоял за созданием приза «Золотая камера», вручаемого лучшему дебютному фильму, независимо от того, в какую программу он входит. В официальной программе с его подачи появилась секция «Особый взгляд». Затем он сократил продолжительность смотра с 15 до 13, а затем и до 11 дней, сделав его более компактным и наполненным. При Жиле Жакобе фестиваль следует принципам свободы слова и свободы совести, поддерживая опальных режиссеров, таких как Карлос Саура, Анджей Вайда, Хуан Антонио Бардем и Отар Иоселиани, и отказывая авторитарным режимам в продвижении фильмов не по художественным составляющим. Начинает оказываться поддержка кинематографистам из стран третьего мира. По сути фестиваль стал независимым от государственных институций смотром. Другие изменения коснулись состава жюри. Раньше оно состояло в основном из членов Французской академии, теперь их место заняли знаменитые представители кинематографа со всего мира.
Кто за все отвечает в Каннах?
До 2000 года фестивалем фактически управляли два человека: президент и генеральный менеджер, который совмещал в себе функции генерального, исполнительного директоров и ответственного за работу с актерами и режиссерами. Президент назначается на три года советом, куда входят представители Министерства культуры, Министерства иностранных дел, Сената, Союза кинематографистов, Авторского общества и Театрального профсоюза. Президент назначает генерального менеджера и всех членов Административного совета. В 2001-м президент Жиль Жакоб разделил функции генерального и артистического директоров. Первый отвечал за организацию фестиваля, второй — за отбор фильмов, жюри и приезд звезд. Артистическим директором был назначен Тьерри Фремо. В 2007-м генеральный директор Вероник Кайла сложила с себя полномочия и все обязанности перешли к Тьерри Фремо, который стал генеральным менеджером смотра. Таким образом он отвечает за весь отбор официальной программы, расписание показов, формирование жюри, приезд звезд и в этом году отмечает 10 лет на этом посту. Нынешний президент смотра Пьер Лескюр сейчас начинает в этом качестве свой второй срок. Его главное поле деятельности — политика и финансы.
Как отбираются фильмы в конкурс?
Изначально на фестивале главенствовал принцип территориального отбора лент: страны сами предлагали участников для фестиваля, как сейчас отбирают фильмы для «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В 1972 году этот принцип изменился. Была создана специальная отборочная комиссия, которая занимается приемом заявок от всех желающих. Также был внедрен так называемый именной принцип отбора, когда фильмы конкретных режиссеров, которых приглашает фестиваль, рассматриваются в приоритетном порядке. Сейчас существуют даже две отборочные комиссии, состоящие из нескольких человек: первая занимается отбором иностранных лент, вторая — французских. Обе комиссии подчиняются генеральному менеджеру, за которым остается право последнего слова по отбору кандидатов. Сегодня по негласному правилу, которому из года в год следует Тьерри Фремо, больше половины основного конкурса — режиссеры, которые уже не раз участвовали в распределении каннских наград. Плюс один или два дебютанта, которые раньше никогда не принимали участия в официальной программе, а также режиссер, чей предыдущий фильм отлично прошел в «Особом взгляде». Особенное внимание уделяется местному протекционизму: каждый год обязательно три-четыре участника конкурса представляют Францию. Не стоит забывать и о принципе премьерности. Любой фильм, претендующий на участие в конкурсе, не может до этого момента демонстрироваться на других фестивалях или выходить в прокат за пределами страны производства. В Каннах должна состояться международная премьера фильма.
Что такое официальная программа?
Каждый год в официальной программе демонстрируется около 80 фильмов. Она включает в себя:
Основной конкурс
Внеконкурсные показы, в том числе фильм открытия фестиваля (фильм закрытия с прошлого года отсутствует), полуночные и специальные показы
Конкурс короткого метра: на «Золотую пальмовую ветвь» среди короткометражных лент могут претендовать лишь те, что длятся менее 15 минут
«Синефондасьон»: программа, придуманная Жилем Жакобом и организованная в 1998-м. Состоит в основном из короткометражных лент. Она призвана поддерживать молодых кинематографистов и учащихся киношкол, в том числе и материально, позволяя им снимать кино на основе заявки. Помимо поддержки победитель «Синефондасьона» получает возможность показать свой первый полнометражный фильм в рамках внеконкурсных каннских показов
«Каннская классика» — проводится с 2004-го и делится на две категории: отреставрированные ленты показывают в залах, остальные — в вечернем кинотеатре под открытым небом, располагающемся на пляже рядом с фестивальным дворцом
Какие параллельные программы есть в Каннах?
В 1962 году Французский синдикат критиков учредил свою программу в Каннах для поддержки независимого кино — «Неделю критики». Как правило, в этой программе участвуют в основном режиссеры-дебютанты, снявшие первый или второй фильм. А ее основу изначально составляли французские кинематографисты. Часть конкурсных лент в обязательном порядке короткометражные. До 2009-го призы вручали журналисты, потом появилось международное жюри, которое каждый год возглавляет какой-нибудь известный кинематографист.
В 1969-м после студенческих волнений и забастовок группа прогрессивных кинематографистов-леваков посчитала, что фестиваль слишком обуржуазился, и основала свою параллельную секцию, проходящую одновременно с основным смотром, где по задумке должны были показывать настоящее кино о «жизни простого народа». Так появился «Двухнедельник режиссеров». Эта секция совершенно независима от главного смотра, ее особенностью является отсутствие как такого конкурса и жюри. Принципы отбора почти такие же, как в главный конкурс.
Наконец, третья параллельная программа — «ACID» — организована в 1993 году Ассоциацией независимых кинематографистов. Как правило, состоит из фильмов, которые еще не нашли себе прокатчиков. Жюри и призы в этой секции не предусмотрены, хотя, естественно, дебютанты вправе рассчитывать на «Золотую камеру». В программе участвуют как полнометражные фильмы, так и короткий метр.
Какие призы вручают в Каннах?
Главная награда «Золотая пальмовая ветвь» была придумана в 1955-м по инициативе тогдашнего генерального менеджера Робера Фавра ле Бре. До этого главной наградой смотра был Гран-при жюри. Правда, с 1964-го до 1974-го «Золотая пальмовая ветвь» вновь не вручалась и была заменена на Гран-при, но с 1975-го этот приз уже навсегда станет вторым по степени важности после «пальмы». Также вручаются:
Основной конкурс:
Приз за лучшую женскую роль
Приз за лучшую мужскую роль
Приз за лучшую режиссуру
Приз за лучший сценарий
Спецприз жюри
Другие секции:
Приз за лучший фильм в «Особом взгляде»
«Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм
Приз «Синефондасьон»
«Золотая камера»
Существует еще множество призов, не связанных с дирекцией фестиваля напрямую, таких как приз критиков ФИПРЕССИ, «Пальм-дог» (лучшему актеру-собаке), «Квир-Пальма» за лучший фильм о проблемах сексуальных меньшинств и т. д.
Кто главные режиссеры — любимчики Канн?
Иногда кажется, что клуб любимчиков Канн — это закрытый пул режиссеров, куда новичкам путь заказан, но раз за разом можно убедиться, что ежегодно он освежается. Во времена, когда отбором руководил Жиль Жакоб, главными каннскими любимчиками считались гонимые режиссеры с востока (Вайда, Форман, Сабо, Тарковский, Иоселиани) и американские интеллектуалы-леваки, осуждавшие войну во Вьетнаме: Фрэнсис Форд Коппола, Майкл Чимино, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен, а также гражданин мира Роман Полански. Сегодня, когда за отбор отвечает Тьерри Фремо и формирует программу в соответствии со своими вкусами, каннскими фаворитами можно считать Педро Альмодовара, Михаэля Ханеке, Кристиана Мунджиу, Паоло Соррентино, Нанни Моретти, Андрея Звягинцева, Николаса Виндинга Рефна, Софию Копполу, Пака Чхан Ука, братьев Дарденн, Ксавье Долана, Оливье Ассайяса, Арно Деплешена, Жака Одиара, Тодда Хейнса, Гаса Ван Сэнта, Йоргоса Лантимоса, Наоми Кавасэ, Цзя Чжанкэ и некоторых других. Их новые фильмы в обязательном порядке попадают в одну из главных программ, а в тот год, когда авторы свободны, их обязательно приглашают в жюри. Не забывают и про ветеранов смотра: каждый фильм Вуди Аллена и Романа Полански становится кандидатом на включение в официальную программу. Раньше в список любимчиков входил и знаменитый датчанин Ларс фон Триер, но в 2011 году во время участия в Основном конкурсе его картины «Меланхолия» разгорелся скандал. Во время пресс-конференции Триер положительно отозвался о Гитлере, что в итоге привело к изгнанию режиссера с фестиваля и объявлению его персоной нон грата. Хотя в дальнейшем были замечены шаги к примирению.
Сколько русских фильмов было в Каннах за все время?
Единственным нашим обладателем «Золотой пальмовой ветви» за всю историю фестиваля стал фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Это произошло в 1958 году. Правда, в 1994 году многие предполагали, что главный приз должны получить «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, но возглавлявший жюри Клинт Иствуд наперекор мнению остального жюри отдал «пальму» неизвестному независимому американскому режиссеру Квентину Тарантино за фильм «Криминальное чтиво». Среди тех, кому посчастливилось стать каннскими завсегдатаями, были Андрей Тарковский (5 фестивалей), Андрей Кончаловский (4 фестиваля), Никита Михалков (3 фестиваля), Павел Лунгин (4 фестиваля), Александр Сокуров (5 фестивалей). Сегодня из отечественных режиссеров Канны благоволят Андрею Звягинцеву, для которого нынешний основной конкурс будет уже третьим. Всего в новейшей истории России в Основном конкурсе было показано 15 фильмов, в «Особом взгляде» — 14 фильмов, в программе «Синефондасьон» — 5 фильмов. В 2017-м эти цифры обновятся, поскольку помимо «Нелюбви» Звягинцева в основном конкурсе будет еще один фильм в «Особом взгляде» — «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова.
Самые странные решения жюри
Жюри Канн критикуют нещадно. Общеизвестно, что актеры и режиссеры мало смотрят кино, посещая в основном премьеры фильмов друзей или большие фестивали. Требовать от них такого же понимания, как от критиков, бесполезно. Более того, жюри обычно настолько разношерстно, что объединить все мнения в единую позицию зачастую оказывается невозможно. В отличие от критиков, которые по большей части всегда остаются единодушными в отношении тех или иных участников конкурса.
Тем не менее в последние годы решения жюри критикуются особенно остро. Взять хотя бы последний фестиваль, где жюри под руководством Джорджа Миллера присудило главный приз Кену Лоучу за фильм «Я, Дэниел Блэйк», а такие ленты, как «Она» Пола Верхувена и «Тони Эрдманн» Марен Аде, остались вообще без наград (в качестве компенсации в этом году Аде позвали в жюри основного конкурса). Или фестиваль 2015 года, когда совершенно неожиданно победил «Дипан» Жака Одиара, а «Молодости» Паоло Соррентино не досталось ничего от жюри под руководством братьев Коэн. Впрочем, можно вспомнить и решение возглавлявшего жюри Клинта Иствуда в 1994-м отдать главный приз никому не известному режиссеру Квентину Тарантино за «Криминальное чтиво». Зал воспринял это решение неоднозначно, и вышедший на сцену Квентин даже показал на эмоциях неприличный жест. В 1960-м в Микеланджело Антониони, получавшего приз жюри за «Приключение», из зала полетели помидоры, поскольку публика освистала показ. Недружелюбно встретил зал и решение жюри присудить главный приз в 1987-м фильму «Под солнцем Сатаны» Мориса Пиала. Он вышел на сцену под оглушительный свист (конечно, уже никаких помидоров в зал пронести было невозможно) и сказал знаменитую фразу: «Вы ненавидите меня? Я вас тоже ненавижу!» Еще одно скандальное решение приняло жюри в 1991-м под руководством Романа Полански. Оно присудило фильму «Бартон Финк» братьев Коэн сразу три награды: «Золотую пальмовую ветвь», призы за лучшую мужскую роль и за лучшую режиссуру. Это вызвало волнение среди дирекции и журналистов и впоследствии привело к запрету на вручение одному фильму из конкурсной программы более двух призов одновременно.
В 2017 году жюри возглавляет Педро Альмодовар, так что пожелаем ему удачи в его непростой роли. Главной интригой, пожалуй, станет фигура Михаэля Ханеке, который уже является обладателем двух «Золотых пальм», при этом еще никто в истории не выигрывал три. Будет ли нарушена традиция? Узнаем совсем скоро.
В чем особенность каннских афиш?
Официальный постер Каннского кинофестиваля 2017 года
Постер «Двухнедельника режиссеров» 2017 года
Постер «Недели критики» 2017 года
Постер награды «Квир-пальма» 2017 года, присуждаемой лучшему фильму о проблемах сексуальных меньшинств
Постер ACID этого года
С первых лет создания фестиваля к афишам смотра было приковано особое внимание. Как правило, их заказывали известным специалистам по отрисовке афиш для кинофильмов. Среди них Рене Ферраччи, создатель более 3000 афиш для кино, в том числе для лент Бунюэля, Рене и Феллини, а также Войтек Сьюдмак, живописец, работающий в жанре фантастического реализма. Позднее афиши были отданы на откуп дизайнерам коммуникационных агентств. С 1946 по 2005 год фотография или кадр из фильма как основа для каннской афиши использовались лишь дважды: в 1992-м, когда была использована фотография Марлен Дитрих, и в 1993-м — кадр из фильма «Дурная слава» Альфреда Хичкока. Последние 11 лет каннские афиши опираются исключительно на знаменитые фотографии или кадры из культовых фильмов. С 2010-го обязательным элементом стал цветовой фон. Одними из самых красивых афиш последнего времени считаются афиша 2007-го, основанная на работе знаменитого фотографа Филиппа Халсмана, и 2013 года, где изображены Пол Ньюман и Джоанна Вудворд. В прошлом году основой афиши стал кадр из культового фильма Жан-Люка Годара «Презрение» на желтом фоне.
В этом году на афише явно отфотошопленная Клаудия Кардинале на красном фоне, что вызвало бурю негодования в среде журналистов (действительно, зачем использовать фотошоп, когда у тебя фотография одной из самых красивых женщин XX века) и в итоге вылилось в официальный пресс-релиз с объяснениями от дирекции. Помимо главной афиши смотра своя афиша есть у «Особого взгляда», программ «Каннская классика» и «Синефондасьон», а также у параллельных программ смотра.
История кинорынка
Цель рынка — представлять прокатчикам со всего мира новые проекты и совершать сделки по покупке до их официальной или международной премьеры. В его рамках проходят просмотры, встречи, переговоры, презентации, совершаются сделки. Еще с самого начала, когда вместе с фильмами на Лазурный Берег приезжали продюсеры, на центральной улице города — Антиб — проходили встречи и переговоры. В 1959-м министр культуры Андре Мальро по предложению генерального менеджера фестиваля Робера Фавра ле Бре официально включил кинорынок в структуру смотра. Начиная с этого момента фестиваль утверждает свою роль в развитии кинопроизводства. Однако не всем пришлось по вкусу такое нововведение. Многие режиссеры-леваки отвернулись от фестиваля, обвиняя его в коммерциализации и отходе от чистого искусства. Это противостояние достигло апогея к 1968-м: на следующий год был создан альтернативный «Двухнедельник режиссеров». Сейчас ежегодно на каннском рынке представляют более 4000 проектов. Кинорынок проходит в стенах фестивального дворца, в кинотеатрах города Канны, а также в национальных павильонах, расположенных на побережье вокруг дворца. Участие в кинорынке платное и приносит фестивалю огромные деньги (в 2010-е годы количество его участников подошло к отметке 100 тысяч).
Что представляет собой фестивальный дворец?
Современный фестивальный дворец был построен в 1982 году на месте бывшего казино. В те времена все фестивальные смотры проводились в старом дворце (дворец Круазетт), расположенном чуть дальше по набережной (сейчас он входит в комплекс отелей Marriott и стал основной площадкой для секции «Двухнедельник режиссеров»). Несмотря на то что дворцу в этом году исполняется 35 лет, он достаточно современен и удобен для проведения фестиваля такого уровня. Помимо главного зала смотра — Гранд-театр Люмьер — он вмещает еще зал Дебюсси (основная площадка «Особого взгляда»), зал Базен, зал Бунюэль и множество залов, рассчитанных на несколько десятков человек, где проходят рыночные показы. Также в нем располагаются пресс-центр, выставочная зона, комнаты отдыха для гостей смотра, зал для пресс-конференций, на его крыше проходят фотоколлы. Тут же расположен разборный шатер — 60-й зал (основная площадка для повторов конкурсных показов на следующий день).
Запрет на селфи
Чуть ли не первым решением новоизбранного каннского президента Лескюра стал запрет на селфи на красной дорожке. Эта новость вызвала бурное обсуждение, тем более что предыдущий президент, Жиль Жакоб, сам охотно делал селфи, принимая гостей фестиваля. Новая метла решила мести по-новому, напомнив, что Канны привержены строгому этикету. К тому же очевидно, что волна селфи сильно раздражала официальных каннских фотографов, которые обычно продают эксклюзивные фотографии с фестиваля за немалые деньги. Хотя кажется странным, что любительские селфи способны подорвать их многолетний бизнес. В любом случае несмотря на официальный запрет многие, кто проходит по красной дорожке, все равно делают селфи, стремясь запечатлеть себя для истории. Не являются исключением и звезды.
Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Там же можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».