Пятилетний Пит и его родители едут по уединенному шоссе среди лесов. Зритель уже чувствует что-то неладное — и не ошибается. На дорогу выскочит косуля, водитель даст по тормозам, машину занесет, она перевернется, в аварии погибнут оба взрослых, а испуганный мальчик сбежит в лес. Когда его окружат волки, за деревьями покажется что-то огромное и живое; хищники подожмут хвосты и сбегут. А Пит поселится в лесу с новым другом, драконом по имени Эллиот. Вместе они проведут долгие и счастливые шесть лет, пока их не найдут люди. Тут-то фильм и начнется по-настоящему.
Не очень понятно, как молодого фестивального режиссера Дэвида Лоури, героя «Сандэнса» и Канн, помогавшего авангардисту Шейну Карруту с монтажом его нашумевшей «Примеси», занесло в такой махровый мейнстрим, как диснеевская сказка про дракона. Возможно, его привлекли герои — двое детей, мальчик и девочка, каждый одинокий и потерянный по-своему, так похожие на персонажей его яркого дебюта «Санта Ник». Кстати, с детьми-актерами (Оукс Фегли и Уна Лоренс) он работает превосходно. А может, дело в ностальгии. С высокой вероятностью, в детстве Лоури смотрел «Дракона Пита», прославленный диснеевский мюзикл 1977 года. На нем и основан сценарий новой картины, хотя многое изменено к лучшему. Например, песня тут всего одна, причем хорошая.
Воспоминания о мифических старых добрых днях, которые и позволяют внедрить в более-менее узнаваемую реальность живого дракона, в фильме Лоури выражены в самой атмосфере. Это не условное начало ХХ века, к которому отнесено действие оригинального «Дракона Пита», а те самые уютные 1970-е, когда сам Лоури был ребенком. Не было еще ни мобильников, ни компьютеров, музыку слушали на виниловых пластинках, а каждый городок окружали практически девственные леса, где вполне мог спрятаться от нескромных глаз волшебный зверь. Лесные пейзажи в «Пите и его драконе» в самом деле упоительные. Дух подросткового ретро, так востребованный в последние годы («Супер 8», «Специальный полуночный выпуск», «Очень странные дела» и т. д.), как бы намекает, что где-то за горизонтами индустриального капитализма современной Америки по-прежнему таятся эти магические фенимор-куперовские заросли.
Ощутимый минус «Пита и его дракона» — его стопроцентная узнаваемость, которая часто скатывается в предсказуемость. Интрига настолько шаблонна, что ее неловко пересказывать. Распределение персонажей и их функции очевидны с первого взгляда. Это похоже не только на старое кино, но и на последние проекты студии «Дисней», от «Книги джунглей» (Пит — двойник Маугли) до «Большого и доброго великана» (опять человеческий ребенок подружился с нарисованным на компьютере монстром). Старик-лесничий Роберт Редфорд борозды, конечно, не портит, но в фильм приглашен специально как подарок для зрителей постарше, его сюжетная функция ничтожна. Брайс Даллас Говард неизменно обаятельна, да только будто нарочно цитирует другие свои роли: зовут ее Грейс, как в триеровском «Мандерлае», по лесу она бродит, как в шьямалановском «Таинственном лесе», и ящеров приручает, как в «Мире юрского периода». Зачем столько цитат? Одно утешение: дети их все равно не заметят. А актриса отличная, для семейного кино подходит идеально.
В старом «Драконе Пита» сам Эллиот был нарисованным анимационным персонажем, и контраст между ним и живыми актерами забавлял публику. Сегодня анимированный компьютерный монстр может быть сделан так реалистично, что шва между ним и реальным миром не заметит даже опытный зритель. Поэтому главная задача художников нового фильма — не убедительность, а оригинальность. Задача непростая, учитывая густонаселенность кинематографа последних десятилетий драконами (последние, которых из памяти не стереть, Беззубик из «Как приручить дракона» и Смауг из «Хоббита»). Но с ней справились неплохо, вновь выдав за новое хорошо забытое старое. Ближайший родственник Эллиота — Фалькор, белый пушистый Дракон Удачи из «Бесконечной истории». Эллиот тоже напоминает трогательного и умного пса, только огнедышащего, летающего и обладающего даром становиться невидимым. Ну и еще мех у него зеленый. Здесь совсем прозрачный намек на экологический пафос фильма, призывающий беречь природу, мать вашу. Эллиот — живое ее олицетворение. Почему нет? Исчезающий вид, в конце концов.
Разумеется, это не шедевр на все времена, но и не бездушная коммерческая туфта. «Пит и его дракон» — теплый ламповый блокбастер, безупречно уместный для конца лета, когда предчувствуешь осень и заранее скучаешь по все еще длящимся каникулам. Как по сказке, которую не успел посмотреть в собственном детстве, или дракону, которого так и не встретил в соседнем лесу, сколько ни искал.