На днях Netflix опубликовал очередной новый сериал, который все посмотрели залпом, — это восьмисерийная фантастика «Очень странные дела» в духе старого доброго кино про детей и мистику. Максим Сухагузов считает, что одной ностальгией сыт не будешь. Рецензия не содержит спойлеров.

В маленьком городке штата Индиана царят типичные 1980-е: дети кидают кости в Dungeons & Dragons, целыми днями гоняют на велосипедах и разговаривают по рациям; старшеклассники назначают свидания возле школьного шкафчика; взрослые нервничают и звонят по телефону. Из самых ярких последних происшествий в городе: сова атаковала местную жительницу, потому что приняла ее прическу за гнездо. Однако вблизи располагается секретная военная лаборатория, и, кажется, вот-вот здесь начнется то ли «Твин Пикс», то ли «Инопланетянин», то ли «Воспламеняющая взглядом», то ли все и сразу.

Вот это «все и сразу» является как главной фишкой, так и главной проблемой сериала. Будет приуменьшением сказать, что «Очень странные дела» просто вдохновлены поп-культурой 1980-х: сериал скорее живет и дышит только благодаря этому. Шоу придумали и сняли братья-близнецы Даффер, которые торопились признаться в любви буквально всем фильмам и сериалам из своего детства, тщательно развешивая отсылки в каждом кадре. С одной стороны, Дафферам даже удалось каким-то образом увязать воедино все концы этой солянки из Спилберга и Кинга. А с другой — смысла и толка в этом не больше, чем, например, в том детском лепете, когда впечатленные школьники с азартом и в красках пересказывают полюбившийся фильм. В этом Дафферы смахивают на своих главных героев-мальчишек, которые в финале излагают весь сюжет сериала примерно в таких тонах: «У нас есть подружка с суперсилой, как у Йоды», «Представляешь, потом грузовик взлетел в воздух», «А потом еще она выдавила всем мозги», «В общем, было круто».

Если перейти к сути, то перед нами история о том, как дети научили взрослых верить до последнего, вообще, смерть — это не конец. Поэтому, как полагается в истории, рассказанной от лица детей, самые разумные поступки тут совершают самые маленькие герои, а все взрослые выглядят слегка однобокими идиотами. Обиднее всего за Вайнону Райдер, у которой и так в последнее время не очень ладится карьера, а здесь она играет настолько типичную мать в истерике, что очень быстро устаешь и перестаешь ей сопереживать. Хотя, казалось бы, на ее эмоциях должны держаться первые серии, а ее героиня все-таки ближе к детям, потому что она тоже не верит в гибель ребенка и разговаривает с лампочками. Особенно на фоне Райдер просто гениальной актрисой выглядит юная исполнительница роли девочки-телекинетика — коротко обритая и больше похожая на мальчика Милли Бобби Браун, настоящее сокровище сериала. Команда пацанов тоже великолепная, с нужными лицами — одного из них уже логичным образом отобрали в новую экранизацию «Оно» Стивена Кинга.

В «Очень странных делах» как раз самое странное дело заключается в том, что чем больше в сюжете разворачивается та самая узнаваемая научная фантастика (доходит до прямого воровства сцен из недавнего фильма «Побудь в моей шкуре»), тем менее увлекательным становится сам сериал. Это не означает, что ретровечеринка по мотивам любимых фильмов — это что-то плохое. В конце концов, это вопрос всегда одного — вопрос таланта. Например, Джей Джей Абрамс тоже тот еще фанбой. Он тоже закольцовывает новые «Звездные войны» со старыми сериями, но, в конце концов, он талантливый режиссер и все равно делает из этого авторское кино. Особенно это заметно после того, как Абрамс покинул режиссерское кресло «Стартрека», и в третьей части с экипажем «Энтерпрайза» началась невнятная чехарда — несобранная, неуютная, зачем-то притворяющаяся старым эпизодом из сериала. Более того, Абрамс ведь не так давно похожим образом уже низко кланялся творчеству Спилберга в фильме «Супер 8». Вот в «Странных делах» восемь серий, но далеко не все из них супер.

Уже с середины сериала становится понятно, что Дафферам нечего продемонстрировать, кроме своей обреченной любви к происходящему, а к этому времени шоу уже успевает раскрыть все свои секреты. Похожая ситуация была у Дафферов в сериале «Уэйуорд-Пайнс», где они дописывали самую неинтересную часть — вторую половину первого сезона, когда уже все загадки были раскрыты, и им оставалось только убивать основных персонажей. По большому счету Дафферы просто удачливые концептуалисты. Все их работы — это все не более чем забавные и самонадеянные хай-концепты для поклонников жанра, будь то Чужой на пассажирском самолете в «Судне», или зомби на войне в Ираке в «Дороге к Молоху», или постапокалиптика в бункере в их полнометражном дебюте «Затаившись». В этом очень мало самобытного — но кого это волнует в мире, где фанаты победили фантазию? В этом смысле «Очень странные дела» не только коллекционерский сундучок для фанбоев, но и хорошая лакмусовая бумажка, которая выявляет, кому нынче нужен просто смотрибельный и обслуживающий фансервис, а кому — талантливое кино. Если совсем уж просто: кому достаточно того, чтобы Тысячелетний сокол снова парил в воздухе, а кому — чтобы при этом не падал.

Что еще смотреть вместо или после сериала

«Похищенные» («Taken»), 2002
«Похищенные» («Taken»), 2002

Из фильмографии Стивена Спилберга помимо очевидных вещей вроде «Инопланетянина» и «Близких контактов третьей степени» стоит вспомнить продюсерский проект тоже на тему контактов с пришельцами — мини-сериал «Похищенные» с совсем юной Дакотой Фэннинг в роли девочки, за которой гоняется правительство.

«Шпана и пиратское золото» («The Goonies»), 1985
«Шпана и пиратское золото» («The Goonies»), 1985

Еще один продюсерский подарок Спилберга из 1980-х, который, конечно, в детстве засматривали до дыр братья Даффер и вообще все дети мира. Идеальное восьмидесятческое кино про ребятню, карту сокровищ и незабываемого криворожего парня.

«Останься со мной» («Stand by Me»), 1986
«Останься со мной» («Stand by Me»), 1986

Помимо вышеупомянутой «Воспламеняющей взглядом» из постановок по Стивену Кингу стоит пересмотреть, конечно, экранизацию повести «Тело», где нет ничего сверхъестественного, но фантастически точно передана та атмосфера неподдельной мальчишеской дружбы на летних каникулах. В «Очень странных делах» четвертая серия называется «Тело» — и это прямая отсылка к одноименному произведению Кинга.

«Взвод чудовищ» («The Monster Squad»), 1987
«Взвод чудовищ» («The Monster Squad»), 1987

Еще одни именины сердца прямиком из 1980-х с тем самым ощущением приключений из детства, которое так хотели повторить братья Даффер. Совсем молодой сценарист Шейн Блэк (в 23 года) еще до всяких «Смертельных оружий» сочинил наглый комедийный ужастик про Дракулу, Мумию, чудовище из Черной лагуны, монстра Франкенштейна и школьных друзей.

«Город сверхъестественного. Индиана» («Eerie, Indiana»), 1991–1992
«Город сверхъестественного. Индиана» («Eerie, Indiana»), 1991–1992

В связи со «Странными делами» все, прежде всего, вспоминают «Инопланетянина», хотя в лучших своих моментах он больше всего похож на малоизвестный сериал из 1990-х про восьмиклассников, которые тоже расследуют различные паранормальные дела в маленьком городке в штате Индиана. Параллельная реальность, мистика в соседнем дворе, собаки, захватывающие мир, и вот это все.