«Три мушкетера: Д’Артаньян»: как авантюрный роман превратился в боевик в духе «Джона Уика»

8 апреля 2023 в 10:00
Фото: «Атмосфера кино»
В прокате идет амбициозный французский блокбастер «Три мушкетера: Д’Артаньян» Мартена Бурбулона (а в феврале 2024-го выйдет его сиквел — «Миледи»). Евгений Ткачев рассказывает, как авторам фильма удалось обойти острые углы романа Александра Дюма и снять по-настоящему качественный экшен.

1627 год, Францию лихорадит. Не утихают религиозные войны между католиками и протестантами-гугенотами (и еще свежи болезненные воспоминания о Варфоломеевской ночиРезня святого Варфоломея — массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун Дня святого Варфоломея. Описана у Александра Дюма в «Королеве Марго». ). Король Людовик XIII (Луи Гаррель) хочет мира, кардинал Ришелье (Эрик Рюф) — власти, а супруга Людовика, королева Анна Австрийская (Вики Крипс), быть с герцогом Бекингемским (Джейкоб Форчун-Ллойд). Но ни первому, ни второму, ни третьей не светит желаемое. В это же время в Париж прибывает молодой, голодный до подвигов и славы гасконец Шарль Д’Артаньян (Франсуа Сивиль), который хочет записаться в полк королевских мушкетеров капитана де Тревиля (Марк Барбе). Однако, прежде чем стать кадетом, он назначает дуэли сразу трем прославленным мушкетерам: Атосу (Венсан Кассель), Портосу (Пио Мармаи) и Арамису (Ромен Дюрис). Дуэлям помешают гвардейцы кардинала, а мушкетеров станет не трое, а четверо.

Приключенческий роман Александра Дюма уже давно перестал быть исключительно французским культурным достоянием. За экранизацию этой книги брались кинематографисты из самых разных точек мира, только вот они почему‑то ограничиваются, как правило, первой частью трилогии и сюжетной аркой «Человек в железной маске» из «Виконта де Бражелона»«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» — третья часть мушкетерской трилогии, в которую также входят «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя». : так, в 1998 году про «Железную маску» вышло аж две экранизации; одна — с Леонардо Ди Каприо. Целиком книжный цикл Дюма экранизировалВ фильмах «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». разве что советско-российский режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, которому даже каноничных романов оказалось мало, и он еще снял сиквел-фанфик «Возвращение мушкетеров» (2009) — кино за гранью добра и зла.

Этот год — особый для «Мушкетеров». Помимо двухсерийной французской постановкиДо этого у французов уже была громкая дилогия про мушкетеров, состоящая из фильмов «Три мушкетера: Подвески королевы» (1961) и «Три Мушкетера: Месть Миледи» (1961). на экраны уже вышла британская — с темнокожим (в духе времени) Д’Артаньяном. Хотя надо сказать, что у Мартена Бурбулона тоже не обошлось без дайверсити: например, зазнобу гасконца, Констанцию Бонасье, играет алжирка Лина Коудри. Вообще, женские персонажи всегда были самым уязвимым местом романа и его экранизаций, поэтому неудивительно, что их образы подверглись ревизии. Так, у решительной и смелой Анны Австрийской (исполнившая ее роль Вики Крипс недавно сыграла еще одну королевскую особу), кажется, больше экранного времени, чем у Людовика Луи Гарреля. А рассудительная Констанция, в отличие от героини Жюли Дельпи из вышедшей 30 лет назад диснеевской экранизации, не бросается сразу в объятия Д’Артаньяна — гасконцу приходится заслужить ее уважение и любовь.

Самой темной лошадкой остается коварная подручная кардинала — миледи (Ева Грин), которую принято демонизировать. Пока Грин играет эту героиню в традиционном ключе, но неспроста же вторая часть новой дилогии называется «Миледи» — очевидно, с ней тоже все окажется не так просто. Героиню Евы Грин легко представить в качестве жертвы обстоятельств (и по-своему прав был сын миледи Мордаунт, когда говорил в «Двадцать лет спустя», что нет ничего благородного в том, что четыре мужчины казнили женщину). К слову, попытки реабилитировать репутацию леди Винтер уже предпринимались. Скажем, в телефильме «Миледи» (2004) Жозе Дайян всем известная история мушкетеров была рассказана с ее слов, а непростой нрав героини объяснялся травматичным прошлым. В свою очередь, у профеминиста Пола У.С.Андерсона в «Мушкетерах» (2011) миледи в исполнении Миллы Йовович в финале не только выживала, но и косплеила Итана Ханта из «Миссия невыполнима».

Вообще, зануды могли бы обвинить Андерсона в том, что он очень вольно обошелся с оригиналом. Ну что же, не менее вольно с романом обошлись и французы в новой экранизации. В частности, в фильме появилась целая детективная линия, связанная с героем Венсана Касселя, который недавно уже сыграл вместе в Евой Грин в шпионском сериале «Связь». Атоса, самого возрастного из мушкетеров, обвиняют в убийстве дворянки, с которой он утром проснулся в одной постели. Герой Касселя (к слову, страшно похожий на Михаила Боярского) ничего не помнит, но очевидно, что его подставили, поэтому его друзья бросаются на поиски настоящего убийцы.

Поскольку большую часть времени Атос сидит в тюрьме в ожидании казни, он находится на периферии основного сюжета — тем не менее этот персонаж еще сыграет важную роль в фильме. В частности, он расскажет впечатлительному Д’Артаньяну свою трагическую историю любви, от которой он, фигурально выражаясь, потерял голову, а теперь может лишиться ее по-настоящему, если ему не вынесут оправдательный приговор.

Другая особенность картины — это экшен. В 2001 году уже был «Мушкетер» Питера Хайамса, в котором драки был поставлены с гонконгским, можно сказать кунг-фушным апломбом. Свежий фильм, в свою очередь, снят в гиперреалистической, «игра-престольной» манере (чумазые герои, грязь под ногами), поэтому и потасовки тоже выглядят грязно. Герои задыхаются от усталости и как будто взаправду сражаются на шпагах. Д’Артаньян скачет по крышам домов, словно Джейсон Борн, а камера трясется вместе с ним, как в шпионской тетралогии«Идентификация Борна», «Превосходство Борна», «Ультиматум Борна» и «Джейсон Борн». с Мэттом Деймоном. Наверное, это не бог весть какая революция для приключенческого кино, но у этих «Мушкетеров» есть свой визуальный стиль и киноязык. Они поставлены не только с выдумкой, но и с умом, поэтому заслуживают внимания. Все-таки не каждый день увидишь, как авантюрный, зачитанный до дыр роман мутирует в боевик а-ля «Джон Уик» — вот так вот, вуаля!

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева
Расскажите друзьям