«Слово для защиты» (1976)
Главные героини первого полнометражного фильма Вадима Абдрашитова — женщины, чья жизнь «вышла из пазов»: подсудимая (Марина Неелова), решившая разорвать тяжелые личные отношения с помощью убийства и самоубийства, и назначенная ей женщина-адвокат (Галина Яцкина), которая проникается историей своей подзащитной и начинает переживать экзистенциальный кризис. Экзистенциальный кризис вообще характерная черта тоталитарной системы, подавляющей личность.
«Поворот» (1978)
Не сыгравшая из‑за беременности в дебюте Абдрашитова, Ирина Купченко в «Повороте» исполнила роль жены героя Олега Янковского, молодого ученого, который становится виновником фатального ДТП. Еще недавно счастливые супруги теперь делают все возможное, чтобы персонаж Янковского не попал в тюрьму, ведь под угрозой его карьера и их будущее. Попытки уйти от ответственности оборачиваются кругами ада — с каждым новым открываются очередные грани лицемерия и порочности советского общества.
«Охота на лис» (1980)
У рабочего завода (Владимир Гостюхин) нехорошо на душе, несмотря на то что избившие его в парке подростки наказаны. После того как благополучного парнишку на суде оправдали, а неблагополучного посадили, он начинает ездить в колонию к своему обидчику (Игорь Нефедов), обеспокоенный тем, как у него сложится дальнейшая жизнь. Радиоспорт охота на лис не только отображает появившееся у советских людей личное время, но и становится метафорой запрещенных в СССР гомоэротичных отношений между мужчиной и трудным подростком.
«Остановился поезд» (1982)
В расследовании железнодорожной катастрофы сходятся лоб в лоб два социальных типа — следователь прокуратуры Ермаков и журналист Малинин, сыгранные Олегом Борисовым, ушедшим со съемок фильма о Достоевском, и заменившим его в роли писателя Анатолием Солоницыным. Образцовое кино морального беспокойства, которое показывает, как советская власть, по сути, героизирует профессиональную халатность, а главные герои в отношении к этому вопросу оказываются по разные стороны баррикад.
«Парад планет» (1984)
Несколько мобилизованных сорокалетних мужчин, в образах которых воплощены характерные позднесоветские типажи, встречаются на военных сборах для резервистов. «Убитые» по игровым правилам учений, они оказываются предоставлены сами себе со странным ощущением свободы, которую социолог Алексей Юрчак называет «советской вненаходимостью». В творчестве Миндадзе и Абдрашитова были две главные темы — катастрофа и мужское братство. За первую отвечал драматург, за вторую — режиссер.
«Плюмбум, или Опасная игра» (1986)
Переживший агрессию подросток-максималист Руслан Чутко (Антон Андросов) начинает крестовый поход против беззакония и зла. Популярная, но неоднозначно воспринятая лента об опасности попадания власти в незрелые руки, из которой потом вышел балабановский «Брат» и весь постсоветский дискурс, строящийся на тоске по сильной руке. Как и персонаж Сергея Бодрова-мл., герой Андросова был понят неправильно, а фильм был отмечен на Венецианском фестивале.
«Слуга» (1988)
В двух временных пластах разворачиваются отношения высокопоставленного чиновника и его водителя, хозяина и раба (Олег Борисов и Юрий Беляев). Первый в карьере режиссера двухсерийный фильм и единственный исторический. Проявившаяся в «Параде планет» фантасмагоричность находит у зрелого Абдрашитова выражение в тяге к притчевой форме. Не случайно картина удостоилась награды на Берлинале с формулировкой «За творческую разработку проблем существования Бога и дьявола», а инфернальный Борисов получил «Нику».
«Армавир» (1991)
Терпит крушение круизный лайнер, разом все навсегда меняется для сотен людей. Двое мужчин ищут женщину, которой нет среди спасенных и утонувших. Самый недооцененный фильм тандема, наш «Титаник», в котором психологически точно показаны эмоциональные последствия катастрофы. Однако критики в кораблекрушении также увидели пророческую метафору развала Советского Союза.
«Пьеса для пассажира» (1995)
Главный герой жаждет отомстить человеку, который, как он считает, в прошлом искорежил его жизнь. Но возмездие как‑то не получается. Постсоветский фильм, центральный конфликт которого строится на мотиве изменения и переоценки ценностей, произошедшей в России в девяностые — период смены государственного строя. Очередной актерский дуэт-противостояние разыгрывают Игорь Ливанов и Сергей Маковецкий. «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля.
«Время танцора» (1997)
В самом длинном фильме (два часа сорок минут) реализм и притчевость аккуратно уравновешены Абдрашитовым в истории условного российского юга. Одни люди выгоняют других и спокойно живут в их домах, другие продолжают существовать по законам войны, а кто‑то переживает, что на войну не успел. Наступает время ряженых, неуместного косплея, бесконечной инерции. Волевым решением режиссер утвердил на главные роли неизвестных тогда артистов Андрея Егорова, Юрия Степанова и еще студентку Чулпан Хаматову.
«Магнитные бури» (2003)
В последнем своем фильме Абдрашитов опять работает с новыми лицами, Максимом Авериным и Викторией Толстогановой. Взяв за основу типичную для российской глубинки рубежа веков ситуацию с переходом к новому способу хозяйствования на крупном предприятии, режиссер изучает состояние личности, становящейся частью человеческой массы, толпы, организованной в чужих интересах. На фоне мотива потери и обретения себя в меняющихся социальных условиях проступают вопросы, которые нужно продолжать задавать и сейчас.