Накануне Хеллоуина у многих родителей вновь возникает вопрос, не повредит ли ребенку участие в празднике, да и вообще насколько полезно увлечение всевозможными мрачными злодеями и персонажами потустороннего мира. Большинство психологов утверждают, что не повредит, а скорее пойдет на пользу. Но, как и во многих других вопросах, связанных с родительством, здесь важно не делать поспешных выводов и рассмотреть ситуацию со всех сторон.
Это справедливо и для детей, и для взрослых — кто‑то назовет жуткими даже безобидные пучеглазые игрушки Fiesty Pets, а кто‑то не понимает, что может быть страшного в фильмах ужасов 18+, «ведь это все выдумки, а не документалки про реальную жизнь». Детский «страшный» контент тоже может быть страшным по-разному. В любом случае стоит обратить внимание на рекомендации его создателей: они учитывают и возрастные особенности детского страха. Поэтому не стоит смотреть с трехлетками фильмы, которые обозначаются пометкой 6+, — их могут испугать и вполне «нестрашные» элементы: громкие крики, ситуации, где персонажи падают с большой высоты, или герои, которые показаны и страшными, и комичными одновременно. В три года малыш еще не способен это понять, а в шесть — уже вполне может.
Просмотр страшного мультфильма или видеоигра со страшным сюжетом, чтение книги про вампиров или косплей ведьм и другой нечисти — совершенно разные вещи, потому что в первом случае на мозг и психику воздействует не только сама пугающая информация, но еще и форма ее подачи: просмотр с экрана. Полностью изолировать ребенка от диджитал-мира невозможно, но важно учитывать, что потребление экранного контента влияет на детей и подростков независимо от содержания. Переизбыток времени перед экраном может провоцировать нарушения сна, сложности с концентрацией, агрессивное поведение. То, что вы воспринимаете как последствия от просмотра страшилок, как минимум частично может быть просто последствием превышения разумного лимита взаимодействия с экраном.
Психику и эмоциональное состояние ребенка формируют не только они, а весь окружающий контекст: отношения в семье и за ее пределами, обстоятельства жизни, информационный фон вокруг. «Игра в Fortnite или просмотр „Stranger Things“ не превратит счастливого, вежливого ребенка в психопата», — напоминает психолог Майк Брукс.
Ваше личное неприятие страшного контента (а также неприятие со стороны няни, бабушек и дедушек или других людей) — это субъективная точка зрения. Но есть и объективные показатели, что страшилки вредны: это появление устойчивого чувства тревоги, ночных кошмаров и новых страхов — темноты, незнакомцев, определенных обстоятельств. Если же ребенок выглядит счастливым и психически уравновешенным во время и после игры в новый хоррор в полном готическом обмундировании, можно сделать вывод о том, что его психика способна выдержать то, что пугает вас.
Страшные мультфильмы, хоррор-игры и ужастики создаются для того, чтобы пугать. Взаимодействие с ними аналогично катанию на американских горках: всплески адреналина приносят удовольствие. А еще помогают снять напряжение и обработать информацию, которая его вызвала, и даже перебороть какие‑то внутренние страхи. Полное ограничение подобного контента — это создание искусственного «информационного пузыря» вокруг ребенка, который рано или поздно лопнет.
Семейный психолог, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Страх смерти и монстра в шкафу — это типичные детские страхи, которые приходят к большинству детей примерно в пять-семь лет, независимо от того, знают они что‑то про Хеллоуин или нет. Но может быть, чтобы ребенок перестал бояться, лучше, наоборот, убрать все страшные книги и даже не знать про возможное участие в вечеринке скелетов?
Но, к сожалению, происходит ровно наоборот: страх возникает там, где есть неизвестность. В темноте не видно, есть ли кто‑то в шкафу. Про то, что будет после смерти, никто ничего не знает. И тогда воображение ребенка рисует самые ужасные картины.
Традиция слушать придуманные истории и пугаться, сидя при этом в безопасном доме в компании близких, уходит своими корнями в глубину веков. Сказки и легенды рассказывали друг другу и дети, и взрослые. Как правило, эти истории, хотя и пугают, но потом хорошо заканчиваются. Такие рассказы становятся как бы тренажером для чувств: сидя вместе с родными в уютной комнате, ребенок замирает от страха, прижимается ко взрослому, но хочет продолжения и ждет победы героя, чтобы облегченно выдохнуть и сбросить напряжение.
Если ребенок остается один на один со страхом (например, при просмотре пугающего мультфильма) или если родитель иронизирует и обесценивает его страх, то переживание может оказаться слишком сильным и оставить глубокий след в виде невротических реакций и постоянной тревоги.
Страшные праздники — продолжение нашей «тренировки» по столкновению с тем, что пугает. Обычно это происходит уже с ребятами более старшего возраста: от младших школьников до подростков. Тут важно тоже быть вместе, поддерживать друг друга и смешивать страшное (костюмы, истории про духов) и смешное (под костюмом кто‑то знакомый, получение конфет и всяческие проказы). Существующий внутри каждого человека естественный страх смерти и потусторонних сил здесь может быть назван, проявлен и превращен во что‑то веселое. Не зря же существует пословица «На миру и смерть красна», подчеркивающая, что вместе с другими людьми все не так страшно.
Довольно трудно каждый день помнить о страшных вещах, например, о том, что жизнь когда‑то закончится. Мы стараемся не обращать внимания на страшное, чтобы не отвлекаться от дел. Но с точки зрения психологии страх надо проживать, с ним надо встречаться — именно для того, чтобы человек управлял страхом, а не страх им.
Поэтому в культуре всех народов существуют традиции страшных историй и страшных праздников. В России тоже есть похожий праздник Святки — период между Рождеством и Крещением, когда считается, что мир еще не крещен и по земле вместе с людьми ходят духи и нечисть. В это время принято колядовать, наряжаться в костюмы животных и нечисти, ходить по соседям, петь песенки и получать за это сладости — ничего не напоминает? Не правда ли, очень похоже на празднование Хеллоуина? И, конечно же, каждому маленькому участнику такого праздника важно знать, что все закончится хорошо, когда силы добра победят зло.
Когда родителям стоит беспокоиться?
Что же делать, если интерес к страшному, скелетам, злодеям или убийцам не ограничивается временем Хеллоуина, а становится увлечением ребенка? Нормально ли, что она или он только и говорит про страшное?
Период таких увлечений встречается в разном возрасте и, как правило, связан с тематическими мультфильмами или компьютерными играми, популярными в компании, куда входит ребенок. Следует насторожиться, если к ним присоединяются нарушения сна, ночные кошмары, резкие перемены настроения, самоповреждения, снижение повседневной активности (например, ребенок совсем не хочет ходить гулять или отказывается от привычных семейных мероприятий).
Не стоит в этот момент запрещать или обесценивать интересы ребенка — лучше расспросите, что за ними стоит и почему кажется таким привлекательным.
Если ситуация усугубляется, а повседневная жизнь становится все более зависима от пугающих персонажей, будет правильным обратиться за консультацией к специалисту — семейному психологу.