Многие из нас обожали динозавров в детстве, и буквально каждый знает хотя бы одного ребенка, увлеченного этой темой. «Афиша Daily» разобралась в причинах этой любви с помощью ученых, детского психолога и мальчика, одержимого динозаврами.

Большинство детей начинают увлекаться динозаврами в возрасте от двух до шести лет — при этом многие из них знают более десятка научных названий древних животных и могут рассказать про каждого. Увлечение динозаврами носит настолько массовый характер, что, даже если ваш ребенок не увлекается динозаврами, вы легко сможете назвать того, кто в них влюблен.

Подобное поведение специалисты называют термином intense interest (в пер. с англ. — «интенсивный интерес»), или, по-русски, устойчивый интерес. По словам ученых, такая психологическая особенность существует примерно у трети современных детей. Часто их внимание привлекают и транспортные средства — автомобили, поезда, самолеты.

Степан Савельев
Школьник, 12 лет, самый известный в России ребенок, который увлекается динозаврами

Я увлекся динозаврами, когда мне было 4 года: дедушка подарил мне детскую книгу про них. Первое время, пока я не научился читать, книги мне читали родители. Затем я и сам стал искать информацию о них.

Сначала я коллекционировал фигурки динозавров, при этом мне всегда было важно, чтобы это были реально существовавшие динозавры. Сейчас можно встретить очень много фигурок от производителей, которые сами придумывают, каким должен быть динозавр — лапы, чешуя, когти, — а на самом деле даже название не могут дать. Это в Китае часто такую ерунду выпускают. Сейчас у меня в коллекции больше 200 моделей динозавров.

Это интересно — сидеть и выкапывать кости, собирать из них скелеты

Я регулярно хожу в палеонтологический музей, был в динопарках Москвы, Питера, Казани, Стамбула, Праги. С 10 лет занимаюсь в палеонтологическом кружке в Биологическом музее им. Тимирязева. Я читаю разные новости по палеонтологии, мечтаю съездить в США — там много интересных музеев, есть даже самый большой и полный скелет ти-рекса, который назвали «Динозавр 13». По этой находке века даже сняли фильм, я в Москве встречался с режиссером Тодом Миллером.

Однажды в воскресной школе меня отругали: сказали, что динозавров не было, это все выдумки. Я ответил, что если Бог мог создать человека, то уж динозавра ему создать не составило никаких проблем.

Мне кажется, что динозавры нам так нравятся, потому что они очень разные и очень красивые. Их можно исследовать с самого маленького возраста. В некоторых парках делают специальные модели раскопок, и это интересно — сидеть и выкапывать кости, собирать из них скелеты. Надеюсь, когда-нибудь человечество сможет восстановить динозавров. Только они будут осторожнее себя вести, а не так, как в фильме «Мир юрского периода».

Динозаврами интересовались и дети прошлых поколений, но в современном мире изменилась их вовлеченность в тему. Фильмы о динозаврах были и в 80-х, и в 90-х годах, иллюстрированные книги по теме выпускаются уже давно, но сегодня можно увидеть огромные движущиеся макеты динозавров и даже понаблюдать за работой настоящих палеонтологов (как, например, в Музее естественной истории в Лос-Анджелесе). Также в современном мире ученые продолжают регулярно совершать открытия: только в 2016 году было обнаружено 30 неизвестных ранее видов динозавров.

Американский палеонтолог Кеннет Лаковара предполагает, что дети интересуются динозаврами, потому что хотят заслужить авторитет среди взрослых: «Я не знаю, как они помнят столько названий динозавров, но мне кажется, что для них это первая возможность побыть экспертом в каком-либо деле. Взрослые могут вспомнить три или четыре названия динозавров, в то время как дети легко назовут два десятка. Это помогает чувствовать себя сильными».

С этой теорией согласен и Келли Кен, педиатрический психотерапевт. В исследовании, опубликованном в журнале Cognitive Development в 2008 году, утверждается, что устойчивый интерес к концептуальной области — например, к динозаврам — способствует развитию навыков обработки информации, уверенности в себе и настойчивости. В том же исследовании говорится, что дети с устойчивым интересом в старшем возрасте имеют более развитый интеллект.

Кэти Джонсон, когнитивный психолог из Индианы, поддерживает коллегу и заявляет, что концептуальные интересы закладывают основу для последующего приобретения знаний. Получение опыта в любой области является проявлением когнитивной компетентности, которая становится определяющим фактором самооценки. По ее словам, подробные знания о динозаврах могут сделать ребенка увереннее, когда он возьмется за новую тему.

Подробности по теме
Киднет: были бы вы крутым ребенком в 2017 году?

Главным врагом на пути развития устойчивого интереса становится школа. Сама по себе учеба не становится причиной, по которой дети перестают любить динозавров. И хотя школьное образование дает весьма усредненное представление о мире вокруг, в первые годы обучения оно открывает и новые горизонты. «В жизни появляется больше дел, и ребенок осознает, что вокруг есть много других интересных вещей», — говорит семейный психолог Элизабет Шатель.

Кроме того, когда ребенок приходит в школу, он начинает осознавать, что не все вокруг восхищаются его специальными знаниями. Отношение взрослых к ребенку также меняется. Если раньше близкие обращали внимание на детские интересы и всячески их поддерживали, то в школе акценты смещаются на предметы, общие для всех учеников, да и родителей начинают интересовать скорее отметки. Зависимые от мнения взрослых школьники сначала постепенно отдаляются от объекта своего интереса, а затем и вовсе о нем забывают. Одновременно с этим под влиянием сверстников у ребенка формируются новые устойчивые интересы. Как отмечает психолог Джойс Александер, многие дети могут подавлять свои собственные увлечения, чтобы выстраивать дружеские отношения с одноклассниками. А ученый Рэнди Кулман говорит, что американские школьники часто имеют общую страсть к игре Minecraft или конструктору LEGO, что помогает им подружиться.

Интерес ребенка к динозаврам связан с его внутренней психологической потребностью играть в страшное в этом возрасте

Несмотря на то что подавляющее большинство родителей поддерживаютОколо 92%, согласно книге «Planes, Trains, Automobiles — and Tea Sets: Extremely Intense Interests in Very Young Children» устойчивые интересы детей, существуют и те, кто старается ограничить их страсть и направить ее в иное русло. Известен случай, когда родители запрещали мальчику притворяться динозавром, потому что на его чрезмерную активность жаловались родители сверстников. Иногда взрослые стараются искусственно привить своему ребенку определенные интересы — игру на музыкальных инструментах, занятия спортом, танцами или боевыми искусствами, чтение книг, — однако, по словам ученого Рэнди Кулмана, такой подход не сулит ничего хорошего. «Лучше дать ребенку понять какой-то процесс, чтобы затем он смог вернуться к нему с интересом самостоятельно», — считает Кулман. Кроме того, он уверен, что не стоит переживать из-за чрезмерной страсти к не самым полезным, с точки зрения родителей, вещам, потому что один устойчивый интерес совсем скоро может смениться другим.

Алена Легостаева
Психолог Центра лечебной педагогики

В возрасте 3–4 лет у ребенка возникает устойчивый интерес к выявлению причинно-следственных связей, он задает много вопросов «почему?» и «как?». Транспортные средства, например, поезда, самолеты, автомобили, — очень богатый материал для познания мира предметов и пространства. Большие, впечатляющие машины, которые может водить человек, — загадка, которую ребенок хочет разгадать, управляя игрушечными транспортными средствами.

Что касается динозавров, то я могу предположить, что устойчивый интерес ребенка к динозаврам связан с его внутренней психологической потребностью играть в страшное в этом возрасте. Игры с пугающими впечатлениями помогают формированию собственного образа, изучению своих эмоций, обучению саморегуляции (напряжение и расслабление). В этом возрасте ничуть не меньше динозавров детям нравятся сказки про Бабу-ягу, злого волка, инопланетян и прочие «ужасы», потому что эти истории и игры помогают нащупать в себе опору, бояться в безопасном пространстве игры или сказки.

Подробности по теме
«Страх — самый надежный поставщик кайфа»: почему мы любим бояться

Большинство родителей спокойно относятся к тому, что у ребенка есть какой-то узкий интерес, если этот интерес постепенно сменяется другим. Волнуются родители тех детей, которые годами зациклены на чем-то одном и совершенно не интересуются всем остальным. Если узость выбора касается еще и других сфер жизни: маршрутов (ходит только так, шаг влево — скандал), еды (ест только определенные продукты), одежды (невозможно сменить одежду при смене сезона), — то родители обычно обращаются за помощью к психологу.

Если у ребенка диагностирован аутизм, то у него действительно достаточно узкий круг интересов. С одной стороны, это усложняет жизнь. А с другой — это может быть прекрасной мотивацией для обучения. Например, у нас в Центре лечебной педагогики занимался мальчик, который учился читать по схеме метро (он был фанатом подземки) и значительно быстрее ровесников освоил чтение.