Под влиянием мультфильмов дети усваивают гендерные стереотипы, в том числе и опасную идею токсичной маскулинности, которая предполагает, что «настоящий герой-мужчина» обязательно должен быть решительным и суровым, а лучшее решение конфликта — сражение, подвиги или хитроумный обман. У подобных взглядов множество отрицательных последствий, в том числе и рост агрессии и насилия в обществе. К счастью, с приходом новой этики ситуация стала меняться: персонажи в мультфильмах сегодня стали разными. Герои — мальчики, взрослые мужчины и даже старики — получили право быть мягкими и эмпатичными. Смысл их жизни перестал сводиться к военным победам, а на смену подвигам пришли другие ценности: отцовство, дружба, привязанность и забота о близких.
Психолог и медиатор
Мультфильмы, игры и игрушки оказывают огромное влияние на становление социальных норм у детей и, конечно же, они формируют представления о гендерных ролях. Это можно очень легко заметить, достаточно зайти в любой большой магазин игрушек: там сразу понятно, что игры и персонажи по-прежнему делятся по принципу «для мальчиков» и «для девочек».
Необходимость говорить о том, что гендерные нормы очень условны, что на самом деле нет никаких «девчачьих» или «мальчишеских» занятий или игр по умолчанию — очень важная задача для современных родителей. Об этом можно рассказать и на примере киногероев.
Почему вообще это стоит делать? Главная причина — забота о физическом и ментальном здоровье детей. Если посмотреть на современную статистику продолжительности жизни мужчин в разных странах, можно заметить, что она напрямую связана с гендерным равенством — то есть в том числе и с тем, насколько мужчины демилитаризированы, насколько они могут проявлять свою уязвимость и слабость, образно говоря, насколько нормальными считаются мужские слезы.
Женщины же считались неспособными защищать и защищаться, поэтому они физически имели меньше прав: на образование, работу, изъявление своей политической и личностной воли. Они не могли распоряжаться финансами и другими ресурсами. Но на данный момент в цивилизованном мире женщины отвоевали себе все эти права, поэтому патриархальный уклад общества просто перестает быть актуальным. Те качества, которые сегодня нужны для выживания — это эмпатия, способность быть уязвимым, чутким, проявлять слабость. Именно поэтому так необходимы мультфильмы с нетоксично маскулинными героями — чтобы научить мальчиков проявлять и развивать эти качества.
Еще один ценный аспект новой, здоровой маскулинности — изменение представлений об отцовстве, о роли мужчин в семье. Сегодня традиционная модель, в которой забота о детях, быте и эмоциональном комфорте — это исключительно женское дело, явно перестает работать. Поэтому в массовой культуре, в том числе и в мультфильмах, нужны примеры семей, где партнеры равноправны, где отец такой же заботливый, функциональный и чуткий, как и мать. Эта стратегия критически важна для создания здоровых, продуктивных полноценных отношений, в которых хорошо всем участникам.
Выбор редакции: 7 героев, на которых стоит обратить внимание
Иккинг
Трилогия «Как приручить дракона»
С первого взгляда трилогия про драконов кажется классическим экшеном «для мальчиков»: здесь есть викинги, драконы, много полетов, драк и взрывов. Но примечательной ее делает главный герой. Иккинг — субтильный подросток, которому никак не удается встроиться в социальную иерархию своего племени: там в почете бородатость, физическая сила и агрессия, а не ум и тонкое чувство юмора. Даже тот факт, что мальчик — сын вождя, бравого охотника на драконов, никак не помогает. Все, включая отца, говорят о том, что Иккинг — другой, ему никогда не стать обычным викингом. Он сам почти готов смириться с участью аутсайдера, но вместо этого судьба дает мальчику шанс открыть в себе силу, недоступную никому из соплеменников, — эмпатию, которая поможет найти к драконам мирный подход. В ходе повествования главный герой лишается ноги, обретает любимую девушку, взрослеет и становится вождем племени — то есть буквально проходит путь от мальчика до мужчины, но остается верен себе: вместо агрессии он выбирает сотрудничество, вместо соперничества за власть — дружбу, а вместо войны — мир.
Марлин
«В поисках Немо»
Несмотря на то что Марлин не человек, а рыба-клоун, его история поможет в деталях рассмотреть образ современного отца-одиночки. Он полностью включен в воспитание сына и порой чрезмерно тревожен. Но именно забота и безграничная любовь к своему ребенку становятся суперсилой, которая помогает Марлину преодолевать все преграды на пути к спасению Немо.
Еще один немаловажный момент: после всех приключений Марлин переосмысливает и меняет свою родительскую стратегию. Он признает, что излишняя тревожность и контроль не помогают, а вредят его отношениям с Немо, и учится давать сыну больше свободы. Отличный пример того, что в современном мире позиция «родитель всегда прав» утрачивает актуальность, а на смену ей приходит другая: «родитель — это тот, кто действует в поддержку интересов и развития своего ребенка».
Кристоф
«Холодное сердце» и «Холодное сердце-2»
«Холодное сердце» — максимально титулованная и коммерчески успешная дилогия про принцесс нового времени, где сестринство оказывается сильнее и важнее, чем устаревшая патриархальная романтика.
Начинается эта сага с флешбэка в прошлое Кристофа, вроде бы второстепенного персонажа. На том, что он с детства отличался от обычных мужчин-силачей, легко кидающих ледяные глыбы, сделан совсем не случайный акцент. Когда мы увидим Кристофа взрослым, то убедимся окончательно: он не будет действовать в соответствии с токсичными стереотипами из старого мира принцесс Диснея. Вместо этого Кристоф становится рупором профеминистских идей. Например, убеждает Анну, что замужество не должно быть самоцелью для женщины, а прежде чем бежать к алтарю, девушке неплохо бы получше узнать избранника и убедиться, что он не делает каких‑то гадостей. Встретив принцессу, он не воспринимает ее как объект для романтических чувств по умолчанию, а вместо этого искренне предлагает помощь и становится верным другом. Что, согласитесь, очень неплохо в мире, где большинство людей все еще сомневаются в возможности дружбы между мужчиной и женщиной, не окрашенной сексуальным интересом.
Полноценная романтическая линия между Кристофом и Анной все-таки возникает, но уже в сиквеле. И то, как он ведет себя в этих отношениях — пример глубокой привязанности, уважения и безусловной поддержки. Он дает главной героине оставаться в центре событий, проявлять себя и следовать за тем, что для нее важно. А в решающий момент он просто оказывается рядом с любимой, давая ей возможность справиться с трудностями самой.
Мигель
«Тайна Коко»
Двенадцатилетний мексиканец Мигель захвачен идеей стать похожим на своего кумира — гитариста-звезду Эрнесто де ла Круса, который «не боялся брать судьбу в свои руки». Но для семьи Мигеля в этом нет ничего хорошего: в свое время его прапрабабушка Имельда так и не смогла простить мужа-музыканта, бросившего ее с малюткой Коко на руках ради славы. Теперь именно музыка выглядит символом мужского предательства для всех потомков Имельды, которая уже обитает в мире мертвых. Но Мигель относится к музыке совсем иначе: ему нет дела до брутальной харизмы и ветрености музыкантов, он просто искренне любит играть на гитаре — настолько сильно, что учится этому по старомодным черно-белым фильмам, сидя на чердаке, а для того чтобы добыть себе инструмент, бесстрашно отправляется в мир мертвых. В результате этого путешествия мальчик узнает истинную цену славы своего кумира Эрнесто, обретет давно потерянного прапрадеда, а еще поймет (и покажет всем нам), что далеко не все музыканты хотят быть мачо. Трогательная финальная сцена, где мы видим воссоединение семьи с потерявшимся накануне Мигелем, примечательна еще и тем, как родители реагируют на его слезы, — не стыдят, а обнимают и говорят, как боялись его потерять.
Карл
«Вверх»
«Вверх» — это отличный выбор для семейного просмотра, потому что сюжет мультфильма содержит несколько слоев. Здесь есть летающий дом, тяга к подвигам и приключения — за них отвечает маленький скаут Расселл. А еще здесь есть глубокие философские рассуждения о том, что же составляет истинный смысл, который человек может найти в самом конце жизни. Именно об этом поможет задуматься главный герой, старичок Карл.
Биографию Карла мы узнаем в первые десять минут мультфильма. И сразу поймем, что было смыслом его жизни: не подвиги и приключения, а отношения, построенные на привязанности и искреннем восхищении, которое Карл всю жизнь испытывал к своей жене Элли. В их судьбе было место романтике, совместным интересам и испытаниям, утрате, гореванию и радостям. И после смерти Элли главной силой Карла остается умение бережно заботиться о других и развивать отношения с неуклюжим мальчиком и собакой, которой нужен дом. Эти отношения помогают ему отогревать утрату, не уходя от переживаний и не закрываясь от внешнего мира. А нам, зрителям, еще раз напоминают о том, что в каждом человеке живет множество разных тонких сложных чувств.
Дэвид
«Хильда»
Робкий, чувствительный мальчик, который не становится храбрецом и не открывает «нового, улучшенного себя» после различных приключений, — по-прежнему редкий персонаж в мультсериалах. Но Дэвид, лучший друг синеволосой Хильды, как раз такой. Он отлично демонстрирует, что не всем суждено быть героями и смельчаками, а за робостью не всегда должны следовать подвиги и преображение. Отрадно, что и друзья принимают Дэвида таким, какой он есть, защищая и помогая преодолеть некоторые страхи, но не стремясь его переделать. Сюжет «Хильды» — отличный современный пример того, что несмелые и чувствительные мальчики заслуживают права быть в числе главных персонажей и наблюдать за их приключениями не менее увлекательно.
Патчи
«Прогулки с динозаврами»
Еще одна история из мира животных, которая поможет обсудить с детьми человеческие проблемы. По законам природы (и патриархального общества) возглавить стаю мог бы только самый сильный и боевой самец, но рассказ о судьбе маленького динозавра Патчи — иллюстрация того, что мир устроен сложнее. Патчи был аутсайдером-неудачником с самого рождения — точнее, с момента появления на свет из яйца в родительском гнезде. Вопреки ожиданиям, даже после череды испытаний и приключений Патчи не становится альфой, а все так же уступает по силе и напору более напористому брату. Но именно благодаря своему особенному характеру главный герой в итоге сможет выжить и спасти сородичей. Потому что слабость и мягкость — это далеко не всегда синоним проигрыша даже в мире динозавров, а уж тем более — в мире людей.