Новая серия «Ледникового периода» приближается к кинотеатрам с неотвратимостью кометы. Мимо не пролетит, не надейтесь. С другой стороны, может, не стоит жаловаться? Не все дети на дачах и морях, а некоторым и там заняться нечем; «В поисках Дори» из кинотеатров вытеснили блокбастеры для подростков постарше. Пусть уже малышня возьмет реванш в компании шепелявого ленивца, мизантропического тигра и закомплексованного мамонта. И, разумеется, саблезубой белки — Скрата.
Пора признаться тем, кто еще не. Единственная веская причина смотреть любую серию «Ледникового периода» — только он, Скрат. Безмолвный, но выразительный. Жалкий, но настойчивый. Вечно обиженный, но непобедимый и бессмертный. Желудь Скрата — отнюдь не смутный объект желания, который саблезубый грызун даже не пытается сгрызть (во всяком случае, не больше, чем Том — Джерри, а Волк — Зайца). Лишь овладеть им, схватить, обнять, сделать своим. И снова, раз за разом, переживать вечную травму расставания. Но тем самым — получать новый стимул жить, двигаться, охотиться, бежать, стремиться. Не так же ли каждый из нас?.. Смейтесь на здоровье, но если создатели «Ледникового периода» и изобрели вечный двигатель, не дающий их франшизе заглохнуть и умереть от старости (давно бы пора), то это Скрат и его желудь. Недаром на нем основана каждая рекламная кампания, с него начинается любой из фильмов серии, им же и заканчивается.
Нюанс в том, что изобретатели Скрата перестали понимать, как использовать свое открытие (это нормально — сам Микки-Маус с течением лет потерял смысл). Сделать из него по-настоящему культового героя вирусных видео или короткометражек не удалось. На собственный полный метр он не тянет, в отличие от Кота в сапогах или пингвинов «Мадагаскара». Познакомить с остальными персонажами «Ледникового периода» его тоже невозможно — и незачем: они же все, вплоть до детей, говорящие и мыслящие. Авторы «Ледникового периода» думали-думали — и придумали то, до чего всегда доходят люди в тупике. Скрата отправили в космос.
Вспомнили, что в ряде бульварных ретроужастиков в древних льдах таились летающие тарелки (отрыжка Лавкрафта), посадили за штурвал одной из них белку с желудем. Скрат нажал на рычаг и вышел в открытый космос. А там планеты начали себя вести как шары на бильярде, и один блудный астероид отправился в сторону Земли. Долетит — и всем конец. Так и сюжет для очередного мультфильма вымучился. Герои «Ледникового периода» будут спасаться от апокалипсиса. Бинго.
«Муми-тролль и комета», «Армагеддон», «Столкновение с бездной», «Меланхолия» — подберите любую аналогию, какая понравится: ясно, что сценаристы работали со штампами напрямую, не заморачиваясь деталями и конкретными цитатами. Да и жанр, в общем, выдержан лишь формально. Персонажей во франшизе набралось слишком много, расставаться с любым из них продюсерам обидно. Значит, необходимо придумать что-то массовое, иначе не поместятся в кадр ленивец, его маразматическая бабуля, пара тигров, трое мамонтов (здесь появляется четвертый — жених выросшей дочки по имени Персик), два опоссума, несколько динозавров и одноглазый ласка. Вот они все и бредут куда глаза глядят, спасаясь от катастрофы… пока не набредают на земной рай. В дарующем вечную молодость магнитном кристаллическом Эдеме обитают синий кролик-массажист, два муравьеда, а также их духовный лидер Шангри-Лама! Все эти разнородные элементы опять зацементированы тройным раствором семейных ценностей и политкорректных радостей. Например, здесь ленивец захомутает в жены ленивицу преклонного возраста, а давно отказавшиеся от дичи тигры усыновят пару травоядных малышей.
Не спрашивайте, не уточняйте. Разумеется, это бредятина чистой воды, плод усталой, буквально уже истощенной фантазии людей, которые не умеют остановиться вовремя. Пока «Ледниковый период» приводит публику, а та приносит деньги, они будут продолжать, а мы — вынужденно терпеть. Не желаете? Держитесь подальше от кинотеатров — поезжайте с детьми на дачу, а лучше на море. Иначе столкновение с пятым «Ледниковым периодом» неизбежно.