«В поисках Дори» Эндрю Стэнтона: рыбный день

16 июня 2016 в 12:21
Сиквел легендарного мультфильма студии Pixar, как считает Антон Долин, вышел не слабее оригинала.

От Pixar ждешь невероятных идей и новаторского их воплощения — как в свое время в «Корпорации монстров», «Рататуе» или «ВАЛЛ*И». Поэтому любого сиквела от этой студии заранее боишься: все-таки эксплуатация старых идей и персонажей не их почерк. С продолжениями «Истории игрушек», фильма — талисмана Pixar, вышло удачно, с «Тачками-2» и «Университетом монстров» — уже гораздо хуже. Но «В поисках Дори», сделанный все тем же Эндрю Стэнтоном, что и прославленный «В поисках Немо» 2003 года (он принес студии первого «Оскара» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм»), — такой же аномальный случай, как «Чужие» или «Крестный отец-2»: вторая часть не уступает первой, а во многом ее и превосходит.

Вновь под сравнительно простой оболочкой скрыты сложные и рискованные идеи, донесенные до публики просто и убедительно. Хотя ничего простого в анимации о рыбах нет: долгое время, до Стэнтона, вообще считалось, что эти холоднокровные создания не в состоянии разогреть зрителя, и глубже условно подводной «Русалочки» мультипликаторы опускаться не рисковали. Однако пристальное внимание к животному миру и экологический пафос в дилогии Стэнтона лишь фон. Избавляясь от антропоцентризма на изобразительном уровне, он на самом деле исследует человеческое, слишком человеческое.

«В поисках Немо» был историей патологически сильной отцовской любви — а вместе с тем взросления и эмансипации подростка. Синяя рыбка-хирург Дори помогала обезумевшему от горя рыбе-клоуну Марлину найти похищенного людьми сына Немо и была комическим персонажем, своим нелепым поведением разряжавшим обстановку. «В поисках Дори» неожиданно разворачивает сюжет, хотя основа его — воссоединение еще одной семьи. На этот раз Дори, рыба с проблемами с краткосрочной памятью, решает найти в безбрежном океане давно позабытых родителей. Так вот, теперь перед нами своеобразный «Человек дождя» детской анимации. Новый мультфильм Стэнтона — болезненная и при этом комичная история адаптации «особенного» человека среди тех, кто считает себя нормальным. А еще — совершенно душераздирающая (но остроумно разбавленная абсурдистскими репризами) история девочки с отклонениями, которая теряет семью и оказывается выброшенной в безразличный мир: важнейшая часть мультфильма — флешбэки.

Или точнее была бы аналогия с «Пролетая над гнездом кукушки»? Здесь без умеренных спойлеров не обойтись. Дори попадает в крупный американский океанариум, откуда она родом. И неожиданно оказывается самой здравомыслящей рыбой среди сумасшедших и маньяков. У каждого обитателя искусственного микромира лечебницы свой недостаток. Например, белуха Бейли считает, что у него не работает эхолокация, китовая акула Судьба плохо видит, а хуже всех осьминогу-невротику Хэнку, который мечтает пробраться в Кливлендский аквариум на вечное проживание, — он уже потерял одно щупальце (таким образом, является семиногом) и больше всего на свете боится, что сердобольные биологи выпустят его обратно в океан. Этот колоритный, но ничуть не карикатурный персонаж буквально обречен на славу и отдельный культ.

Соответственно, «В поисках Дори» — фильм о таком важнейшем отклонении, как тяга к свободе. Ее и принесет в океанариум Дори, как МакМерфи — в психушку из фильма Милоша Формана. Оказывается, недостаток сине-желтой рыбки — провалы в памяти — может обернуться колоссальным преимуществом. Ведь, не помня о вчерашнем дне, она избавлена от страха перед завтрашним.

В мультфильме огромное количество новых упоительных персонажей — кроме вышеперечисленных особо стоит выделить двух ленивых морских львов и безумную гагару Беки. Потрясающий сценарий, в котором выдержан идеальный баланс между сентиментальным и эксцентрическим, приключениями и психологической глубиной (да, она вполне возможна в детской анимации про рыбок). Это практически эталон режиссуры, если понимать под ней умение привести все элементы в соответствие друг с другом и не дать аудитории заметить, как пролетело время. Конечно, нельзя не поблагодарить Стэнтона за возвращение в анимацию из игрового кино, куда он уходил, чтобы снять провалившегося в прокате «Джона Картера».

Но самое поразительное, странное и, не побоимся этого слова, героическое здесь — то, как коммерческий голливудский мультфильм, по идее призванный воспевать нормативность (семейную, социальную, психическую), оказывается гимном любой странности и чудаковатости. Той самой, из которой — в Pixar это известно всем — только и рождается подлинное творчество.