Фильмография

Спилберг — режиссер мюзикла по жизни: 5 старых музыкальных номеров и 5 неснятых проектов

10 декабря 2021 в 13:03
В прокат выходит «Вестсайдская история» — первый за протяженную карьеру Стивена Спилберга полноценный мюзикл. Рассказываем, как с этим жанром режиссер флиртовал все эти годы, и предлагаем подготовиться к просмотру нового фильма, пересмотрев избранные сцены из старых.

«1941» — сцена драки на танцах

Если бы Стивен Спилберг не стал режиссером, он бы вполне мог состояться как профессиональный музыкант. Его мама была концертной пианисткой, а он сам играл на кларнете с начальных классов. Фильмы Спилберг тоже начал снимать рано — в старших классах он создал больше дюжины короткометражек в разных жанрах (снятый в 13 лет с одноклассниками военный фильм «Побег в никуда» выиграл приз в конкурсе штата), а первый полный метр представил в 17 лет. Саундтрек к недоступной публике научно-фантастической картине «Пламя страсти» сам режиссер сочинил, играя на кларнете. Позднее он исполнит на этом инструменте отдельные партии в саундтреках «Челюстей» (нарочито плохо) и «1941», где композитором выступит уже его постоянный партнер Джон Уилльямс.

В интервью Спилберг полушутя говорил, что во время съемок хотел превратить военную сатиру «1941» в полноценный мюзикл, но передумал. Глядя на масштабные музыкальные номера из фильма, нетрудно было бы поверить и в серьезность таких намерений. Самый впечатляющий из таких номеров — массовая сцена танцев в солдатском клубе, которая включает в себя погоню, драку и, наконец, коллективную потасовку. Эта сцена поставлена не по законам драматического кинематографа, а по правилам сценического мюзикла. История раскрывается не через диалоги и крупные планы героев, а через хореографию, акробатику и пролеты камеры над синхронизированной с музыкой массовкой. Фильм стал первой (и, вероятно, последней) в карьере Спилберга критической и финансовой неудачей, что, вполне возможно, и повлияло на то, что полноценную работу в жанре мюзикла режиссер откладывал долгие годы.

«Индиана Джонс и Храм судьбы» — начальные титры

Музыкальный номер, открывающий второго «Индиану Джонса», разительно отличается от сцены с начальными титрами из первой части, где Харрисон Форд пробирается сквозь джунгли. Начало «Храма судьбы» настраивает на просмотр большого мюзикла с впечатляющей хореографией и ритмическим монтажом, что может показаться странным решением (да, как и в сцене из «1941», танцы оборачиваются дракой — но не сразу). На самом деле приключенческие фильмы Спилберга изначально сняты на редкость ритмично: хореографическую сцену с побегом Индианы от булыжника в первой части уже можно считать музыкальным клипом на композицию Джона Уилльямса. Так что открыть очередное приключение этого героя буквальным пением и танцами — целиком логичное и концептуальное решение.

реклама

«Цветы лиловые полей» — сестринский блюз Шуг

Для Спилберга музыкальные сцены — не только шоу и развлечение, но и серьезный драматический инструмент. В ключевой сцене «Цветов лиловых полей», драмы о нелегкой доле темнокожей девушки в США начала XX века, именно исполнение сестринского блюза становится декларацией дружеских и романтических чувств между двумя женщинами. Героиня Маргарет Эйвери не просто поет песню в воздух, ради абстрактной публики, а обращается, глядя в глаза, к героине Вупи Голдберг. И песня становится красноречивей тысячи слов — что это, если не пример чистейшей логики мюзикла? Примечательно, что именно «Цветы лиловых полей» стал первымА вторым стал — никогда не догадаетесь — «Поймай меня, если сможешь». фильмом Спилберга, превращенным в бродвейский мюзикл (в свою очередь, по мюзиклу будет поставлен фильм, запланированный к выходу в 2023 году).

«Империя солнца» — Кристиан Бейл поет валлийскую колыбельную

Кульминационная музыкальная сцена в «Империи солнца» — это пример реалистичного перформанса, максимально далекого от мюзикла в сценически-условном понимании. Юный герой Кристиана Бейла, пленник в японском лагере, начинает пронзительно петь валлийскую колыбельную прямо поверх военной песни пилотов-камикадзе. Камикадзе умолкают. Это сдержанная драматическая сцена в серьезном военном фильме, однако у музыкальной композиции, у перформанса здесь высшая власть. Только режиссер мюзикла от бога мог провернуть такой трюк.

«Первому игроку приготовиться» — танец в VR

Может показаться, что начиная с 90-х Спилберг стал больше придерживаться строгого реализма и скорее нацеливаться на наградной успех, нежели на безостановочное шоу. На самом деле даже в самых серьезных, не приключенческих фильмах режиссера музыка играет основополагающую роль — он все еще монтирует фильмы под саундтреки Джона Уилльямса, а не наоборот. А в предыдущей работе, подростковом фантастическом боевике «Первому игроку приготовится», есть и вовсе классическая спилберговская сцена — мюзикл в миниатюре. Герои танцуют в виртуальной реальности под New Order и Bee Gees, парень признается в любви через аватар, девушка его одергивает и говорит, что виртуальные чувства не равны настоящим; все традиционно заканчивается потасовкой. Этот эпизод поднимает ключевую для творчества режиссера дилемму — может ли условный, театрализированный хореографический номер быть отражением реализма чувств? Ответ на этот вопрос, как в случае с VR-боевиком, так и в случае с ремейком классической «Вестсайдской истории», придется искать уже зрителям.

реклама
Бонус: 5 неснятых мюзиклов Стивена Спилберга
«Катушка к катушке»

Уже в конце 70-х Спилберг намеревался снять свою режиссерскую автобиографию — причем в виде мюзикла. Проект носил название «Катушка к катушке» («Reel to Reel»), сценарий написал Гэри Дэвид Голдберг. Увы, питчинг перед продюсером Сид Шейнберг прошел неудачно, и следующим проектом режиссера стал «Инопланетянин». Сценарий «Катушки к катушке» чуть позже должен был ставить Майкл Чимино, но тоже ничего не срослось. Свою автобиографию уже по другому сценарию Спилберг начал снимать лишь в 2021 году — однако картина «Фабельманы» уже не будет мюзиклом. Все течет, все меняется.

Неназванный проект с Куинси Джонсом

В 1982 году журнал Premiere задал Спилбергу вопрос, не хочет ли он поставить мюзикл. Спилберг ответил следующее: «Забавно, что вы это спросили. Мы разрабатываем мюзикл с Куинси Джонсом. Однако я должен все хранить в секрете. Я никогда не делюсь своими идеями, пока они не воплощены в жизнь на широком экране со стереозвуком. Я большой поклонник Куинси. Мне кажется, это будет отличная возможность совместить его таланты с моими и сделать „опасный“ фильм».

Увы, проекту не суждено было воплотиться в жизнь. С Куинси Джонсом, впрочем, Спилберг все-таки сотрудничал — тот написал саундтрек к фильму «Цветы лиловые полей».

«Питер Пэн»

Спилберг хотел, чтобы Питера Пэна в его фильме сыграл Майкл Джексон. При этом сам фильм мог бы стать мюзиклом — Джон Уилльямс даже заранее успел написать несколько песен. Однако как только Спилберг пришел к идее, что хочет снять фильм про повзрослевшего Пэна, работающего адвокатом, Джексон покинул проект из‑за творческих разногласий. В итоговом фильме — «Капитане Крюке» с Робином Уилльямсом — песням места тоже не нашлось. Ну, почти.

«Кошки»

Пожалуй, самый необычный из анонсированных, но не снятых проектов Спилберга — это анимационная версия мюзикла «Кошки», спродюсированная компанией режиссера Amblimation. Это должна была быть довольно мрачная версия мюзикла, где действие разворачивалось бы в Лондоне военного периода. Почему же проект от главного голливудского режиссера и главного сценического композитора (Эндрю Ллойд-Уэббера) провел почти десятилетие в производственном аду? Вероятно, все дело в том, что проекты анимационной студии Спилберга проваливались один за другим («Американский хвостик-2», «Мы вернулись!», «Балто») и студия была ликвидирована как раз накануне запуска многострадальных «Кошек» (в итоге в игровой версии 2019 года Спилберг выступил исполнительным продюсером). Любопытствующим зрителям остается лишь любоваться на оригинальные концепт-арты, которые художники любезно публикуют в своих блогах.

Неназванный старомодный мюзикл

Впервые «Вестсайдская история» в контексте потенциального проекта упоминается в интервью Спилберга 1997 года: «Я хочу снять старомодный голливудский мюзикл. Я заигрываю с этой идеей, но пока что не могу подступиться вплотную. Я говорю не о китчевой пародии, а о неироничном погружении в бесстыдный мюзикл вроде „Вестсайдской истории“ или „Поющих под дождем“».

В 2004 году режиссер повторил почти то же самое: «Я всегда хотел снять мюзикл. Но не такой, как „Мулен Руж“, — а старомодный, консервативный мюзикл, где все говорят друг с другом, а потом начинают петь, а потом говорят еще немного. В духе „Вестсайдской истории“ или „Поющих под дождем“».

Как бы ни хотелось, «Вестсайдскую историю» 2021 года трудно назвать таким уж консервативным фильмом. Да, герои здесь поют те же песни, что и полвека назад, но делают это куда чаще посреди реальных нью-йоркских улиц (в частности, из студии на натуру перенесен знаменитый номер с песней «America») — таким образом Спилберг снова исследует грани реализма в жанре мюзикла. При этом картина содержит смелые ревизионистские решения вроде трансгендерного персонажа или сознательного отсутствия субтитров для испанской речи. То ли в предыдущих интервью Спилберг лукавил, то ли и вправду 20 лет назад намеревался снять совсем другое кино. Вероятно, доля правды присутствует в обеих версиях. Как ранее признавался этот режиссер, он не раскрывает свои идеи до их реализации. С другой стороны, даже такой зрелый мастер, как Спилберг, с годами продолжает меняться. «Вестсайдская история» 2021 года — такой же продукт своего времени, как и предыдущая экранизация, а что мог бы снять режиссер в 1997 или 2004 году, мы наверняка никогда не узнаем — это и не хорошо и не плохо.

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
До 12 марта
Кино
Пророк. История Александра Пушкина
Драма
До 27 февраля
Кино
Красный шелк
Детектив
До 28 февраля
Выставка
Sense. Геометрия чувств
Центр «Марс»
февраль - май
Спектакль
Идеальный муж
На 3 площадках
До 28 февраля
Выставка
Цифровое шоу «VI Океан»
Арт-пространство Luminar
До 28 февраля
Выставка
Futurione
Арт-пространство Futurione
март - апрель
Спектакль
Охота на мужчин
На 6 площадках
февраль - июль
Спектакль
Взрослые игры
На 2 площадках
февраль - апрель
Спектакль
Это все она
На 2 площадках
февраль - апрель
Спектакль
Маленькие комедии
На 5 площадках
март - июль
Спектакль
Лебединое озеро
Кремлевский дворец
март - июнь
Спектакль
Разговоры мужчин среднего возраста
ДК им. Зуева
Рекомендуем вам
[]