«Меченосцы»/«Wu xia» (2011)
Сюжет Живущий в глухой провинции скромный ремесленник Лю Цзиньси (Донни Ень) при нападении грабителей продемонстрировал скрытые боевые навыки, и его фигура заинтересовала следователя Сюй Байцзю (Такэси Канэсиро) — фриковатого интеллектуала с претензиями на китайского Холмса. Он отправился в деревеньку расследовать странный инцидент.
Детали Оригинальное название фильма отсылает к приключенческому жанру уся. Мировая премьера «Меченосцев» состоялась на Каннском фестивале в 2011 году, и «Афиша» писала об этом. Отметим, что изначально Питер Чань собирался снимать с Донни Енем ремейк классического гонконгского фильма «Однорукий меченосец», но от этой идеи быстро отказались, оставив только линию с потерей руки главным героем да пожилого Ван Юя в роли злодея. Стараниями новых сценаристов фильм превратился практически в азиатский парафраз «Оправданной жестокости» Кроненберга, смешанной с сюжетом «Сонной лощины» Тима Бертона.
Зрелищность Боевой стиль хунгар в исполнении признанного мастера Донни Еня смотрится в фильме свежо и жестко: никаких лишних полетов, ужимок и прыжков — все предельно сурово и практично.
«Китайская история призраков»/«Sien nui yau wan» (2011)
Сюжет История про обреченную любовь, разыгранная охотником на демонов (Луис Ку), девушкой-демоном (Лю Ифэй) и императорским чиновником (Юй Шаоцюнь), который, приехав с инспекцией в глухомань, разворошил осиное гнездо нечистой силы.
Детали Ремейк гонконгской классики. В отличие от, скажем, «Раскрашенной кожи» (см. ниже) в «Китайской истории призраков» крутая смесь из мистики и лирики разбавлена солидной порцией юмора и самоиронии. Приятный бонус: некто Lisitz подготовил прекрасный одноголосый перевод фильма в лучших традициях Дмитрия Goblin Пучкова, сделав картину еще смешнее, что идет ей только на пользу.
Зрелищность Уилсон Ип и его команда постарались на славу. Ремейк дает сто очков вперед оригиналу. Суровый Луис Ку с бородой-веником, как заправский Ван Хельсинг, палит из многозарядных арбалетов, шинкует все, что движется, мечом и показывает «прищуренным демонам стиль моржа».
«Раскрашенная кожа: Воскрешение»/«Hua pi 2» (2012)
Сюжет Красавица-суккуб (Чжоу Сюнь), пожирающая сердца мужчин как в прямом, так и переносном смысле, очень хочет стать человеком. Для этого она предлагает обменяться с изуродованной китайской принцессой кожей, и та, не подозревая о печальных последствиях, соглашается.
Детали «Воскрешение» — сиквел «Раскрашенной кожи» 2008 года, которая до этого уже была дважды экранизирована: в 1966 и 1993 году. В продолжении режиссер по имени Уэршань с почти не изменившимся актерским составом разыграл немного другую историю, привнеся, условно говоря, в «Сказку о царе Салтане» щепотку «Телохранителя» и щедрую порцию некроварваров с их мрачными языческими культами. Получилось своеобразно, но интересно: мелодраматический сценарий изобилует метафорами и цитатами, поднимающими незамысловатую любовную коллизию на уровень притчи о том, как просто превратиться в демона и как сложно остаться человеком.
Зрелищность «Воскрешение» снято невероятно изобретательно. Несколько выпадающей из общей эстетики фильма выглядит разве что сцена схватки с медведем, но в остальном от картинки и постановки боев не отвести глаз. Например, в фильме есть короткий, но запоминающийся поединок возлюбленного принцессы с аналогом Горы из «Игры престолов».
«Путешествие на Запад»/«Xi you xiang mo pian» (2013)
Сюжет Взяв классический китайский роман «Путешествии на Запад», написанный более четырех столетий назад, Стивен Чоу придумал к нему мрачноватую сказку-приквел, рассказывающую о чудаковатом монахе (Вэнь Чжан), ищущем просветление в перевоспитании жутких демонов с помощью сборника детских песенок. А также о прекрасной охотнице на демонов (Шу Ци), влюбленной в этого монаха.
Детали Стивен Чоу — великий сказочник и кудесник, создающий свои миры на манер Тима Бертона и Терри Гиллиама. Его пародийные деконструкции классических китайских боевиков («Убойный футбол», «Разборки в стиле кунг-фу») выглядят едва ли не лучше оригиналов, а грубоватый юмор всегда граничит с тонким лиризмом и подлинной любовью к столпам жанра и боевым искусствам вообще. «Путешествие на Запад» — красивая, по-своему мудрая история, порой удивительно напоминающая «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми.
Зрелищность Кунг-фу от Стивена Чоу не спутать ни с каким другим. Опытный каскадер, он всегда устраивает в своих фильмах микс из головокружительных трюков и нарочито примитивной CGI-графики, напоминающей скорее мультики «Looney Tunes», нежели гонконгскую классику. В его фильмах легко можно увидеть старого мастера кунг-фу с ногой в трехэтажный дом или Будду, давящего Короля Обезьян ладонью планетарных масштабов.
«Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона»/«Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon» (2013)
Сюжет Молодому детективу Ди (Марк Чао) предстоит выяснить, почему потонули судна из императорского флота и при чем здесь морской дракон.
Детали Ди Жэньцзе — чиновник и государственный деятель династии Тан и династии Чжоу, который со временем превратился в широко растироважированного в китайской культуре персонажа. Стараниями востоковеда и писателя Роберта ван Гулика он даже просочился на Запад, став героем популярных рассказов о судье Ди. В фильмах Цуй Харка Ди напоминает не столько Шерлока Холмса, сколько акунинского Фандорина. При этом если первый фильм в постановке китайского классика можно сравнить с мрачноватым «Статским советником», то приквел — с «Турецким гамбитом». Это приятное и летнее по настроению приключенческое кино про еще молодых героев и их первые расследования, в которых проглядывают ростки будущих сложносочиненных интриг и непростых взаимоотношений.
Зрелищность Бои поставлены с находчивой дотошностью. Враги Ди грозны и многочисленны, некоторые друзья еще грознее, а сам герой берет в основном хитростью и изобретательностью. Картину даже не портят неказистые монстры и акробатические излишества типа проезда на коне по тонущим кораблям.
«Братство клинков»/«Xiu chun dao» (2014)
Сюжет История трех китайских мушкетеров, у каждого из которых в шкафу есть свои скелеты. Они могут либо умереть поодиночке, либо постараться вытянуть друг друга из той трясины, в которой они очутились.
Детали «Братство клинков» Лу Яна представляет собой любопытный жанровый эксперимент. Это классическая полицейская драма о трех друзьях из отряда спецназа, взявших то, что плохо лежало, и оказавшихся в центре политического заговора, откуда трудно выбраться живым. Вот только действие картины происходит не в наши дни, а во времена династии Мин. Местные копы решают свои проблемы исключительно с помощью мечей, арбалетов и грязных интриг.
Зрелищность Никакого рукопашного боя. Только холодное оружие. Постановщики не очень щедры на головокружительные трюки, бои здесь суровы и по-мужски лаконичны. Особенно впечатляющей выглядит сцена в закрытом дворе, когда нечистые на руку коллеги бросают протагонистов наедине с разъяренными подозреваемыми да еще для пущего эффекта во всю палят по ним из луков.
«Становление легенды»/«Huang feihong zhi yingxiong you meng» (2014)
Сюжет Фильм Роя Чоу рассказывает про начало приключений народного китайского героя Вон Фэйхуна (Эдди Пэн), который внедряется в одну из крупнейших банд провинции Гуандун, чтобы при помощи железных кулаков и незамысловатых интриг разрушить ее изнутри.
Детали Вон Фэйхун давно превратился из мастера и основателя стиля хунгар в китайского Робина Гуда, легендарность которого позволяет напрочь забыть о реальной биографии и придумывать самые безумные истории. За последние полвека его роль исполнили Джеки Чан, Джет Ли и даже Саммо Хун, — он, кстати, играет и в «Становлении легенды», где ему досталась роль главного злодея.
Зрелищность Молодого Эдди Пэна так и подмывает сравнить с его более опытными коллегами. В их ряду он смотрится, может, пока не очень ярко, но достаточно уверенно. Этому, в частности, способствует молодежный агрессивный хунгар, который он демонстрирует на экране. С его легкой руки бои запоминаются надолго: особенно сцены фехтования на тяжелых дао, лихо рассекающих воздух и нерасторопных врагов, а также финальная битва на горящем складе
«Пираты»/«Hae-jeok: Ba-da-ro gan san-jeok» (2014)
Сюжет В центре сюжета переломный, тяжелый и трагический этап в развитии Кореи, показанный через авантюрную комедию. Правительство, разбойники и пираты гоняются за этаким Моби Диком, проглотившим государственную печать, а главный конфликт фильма сводится к непростому вопросу: кто круче — пираты на суше или горные разбойники в море?
Детали Относительно свежий южнокорейский блокбастер. Представители одной из самых неординарных кинематографий на свете сняли своих «Пиратов Карибского моря», с блек-джеком и шлюпками.
Зрелищность Над картиной работала отличная команда постановщиков: фехтование, лишенное здесь фирменной китайской кунгфушности, выглядит эффектно, вдохновенно, а когда нужно — даже комично. Добавьте к этому безумные трюки, головокружительные полеты, красочные океанские глубины, а также гигантское деревянное колесо, сметающее все на пути.
«Убийца»/«Nie yin niang» (2015)
Сюжет Китай, Раннее Средневековье. Главной героине — профессиональной убийце неземной красоты (Шу Ци) — поручают разобраться с человеком, в которого она когда-то была влюблена.
Детали «Убийца» заслуженного тайваньского режиссера Хоу Сяосяня в прошлом году получил приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. И это, что называется, типичное фестивальное кино. Весь фильм состоит из длинных медитативных планов, звуков природы, заглушающих реплики главных героев, редких, оторванных от сюжета разговоров. Хоу Сяосянь, не снимавший восемь лет, специально искал лишенную цивилизации натуру в высокогорном Китае и Монголии, а чтобы кино тяжелее было воспринимать не только западному зрителю, но и своему, заставил актеров говорить на веками не использующемся в устной речи «классическом китайском» (который примерно как наш старославянский). Даже с лучшим на свете дубляжом разобраться, в каких отношениях состоят друг с другом герои, будет ох как непросто.
Зрелищность Самое интересное в фильме то, как он настойчиво маскируется под классическую костюмированную притчу с элементами боевых искусств. Есть тут, кстати, и редкие боевые сцены. Правда, как признается сам режиссер, из-за отсутствия в труппе подготовленных бойцов они нарезаны из мельчайших отрывков. Визуальный эффект от таких аппликаций получился своеобразный, но достаточно выразительный. Впрочем, Хоу Сяосяню все равно во время боя интереснее наблюдать не за людьми, а за изящными стволами молодых березок, каплями дождя и игрой теней в густой листве.
«Меч дракона»/«Tian jiang xiong shi» (2015)
Сюжет Шестой фильм в карьере Джеки Чана со словом «Дракон» в названии вышел непохожим на все его предыдущие. Джеки играет гунна Хо Аня, вместе со своим отрядом охраняющего Шелковый путь и (совершенно неожиданно) сталкивающегося с римлянами в исполнении Джона Кьюсака и Эдриена Броди.
Детали Об историчности происходящего на экране говорить бессмысленно. Это масштабная многофигурная сказка, в которой нашлось место и истории про дружбу народов, и мрачной политической драме. Приятный сюрприз для всех, кто изголодался по фильмам типа «Гладиатора» и «Короля Артура».
Зрелищность Смотрится фильм на удивление бодро. Джеки работает без лишних комедийных ужимок и в свои 62 показывает прекрасный каскадерский уровень. А китайские постановщики постарались четко разделить восточных и римских бойцов, придумав для последних грубоватую и прямолинейную, но весьма зрелищную манеру боя.
«Ип Ман 3D»/«Yip Man 3» (2015)
Сюжет Ип Ману (Донни Ень) предстоит защитить школу своего сына от негодяев под предводительством Майка Тайсона, а также сойтись в схватке с другим, как и главный герой, мастером вин-чунь.
Детали «Ип Ман 3D» получился достойным продолжением второй части, хотя обоим фильмом далеко до уровня оригинала. Примечательно, что в боевиковый, в сущности, сюжет фильма весьма умело была вплетена лирика — драматичная коллизия, связанная с рушащимся браком мастера Ипа, и история болезни его жены.
Зрелищность Как всегда, безупречное техническое исполнение от Донни Еня приятно оттеняется появлением второго мастера вин-чунь, сыгранного Цзинь Чжаном. Скрупулезно построенный финальный бой с применением липких рук, ног и остальных частей тела сделан блестяще. Ну и поединок Ип Мана с героем Майка Тайсона тоже оказался не только мощной сценой в рекламной кампании, но и действительно классно сделанной боевой сценой.
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы»/«Crouching Tiger, Hidden Dragon: Sword of Destiny» (2016)
Сюжет Развивающаяся сначала в духе «Рио-Браво» и «Нападения на 13-й участок» история (Мишель Йео и Донни Ень держат оборону дома, в котором хранится вынесенный в название меч судьбы) ближе к финалу сводится к беготне по пагодам и выяснению отношений.
Детали «Меч судьбы» не только сиквел «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», но еще и экранизация последнего романа Ван Дулу из его пятитомного цикла «Железный журавль». К пожилому режиссеру Юэнь Вупину, в основном работающему в последние годы над постановкой боевых сцен для фильмов (в том числе и из этого списка), никаких претензий нет. А вот кто действительно подкачал, так это сценарист картины и создатель сериала «Марко Поло» Джон Фуско, который крайне топорно адаптировал книгу для экрана.
Зрелищность Классическая китайская боевая акробатика, в исполнении которой и мастера, и молодежь смотрятся ярко. Много разных бойцов, разных стилей, видов оружия, полетов, журавлей и драконов — в общем, полный набор, все, как мы любим.