5 пунктов, которые мы узнали из новых серий «Мира Дикого Запада»

24 апреля 2020 в 21:28
Фотография: HBO
Третий сезон «Мира Дикого Запада» приближается к концу, но сериал уже продлен на четвертый. Мы разобрали в пяти пунктах то, что сейчас происходит в шоу. Осторожно, спойлеры: текст для тех, кто уже посмотрел 5-ю и 6-ю серию.

До окончания сезона осталось всего две серии. Но новые подробности лишь отчасти приблизили зрителей к пониманию происходящего и того, что хотели донести авторы.

Разборы 1-й, 2-й, 3-й и 4-й серий третьего сезона.

5-я серия называется «Жанр» в честь психоцифрового наркотика будущего, который был заявлен в сюжете 4-го эпизода. Под его воздействием человек начинает воспринимать мир словно через призму фильмов в пяти разных жанрах попеременно: нуар 40-х, экшен, романтика, драма и саспенс-реальность. Но эффект не такой сильный, как может показаться по описанию: «жанр» не предполагает мощных галлюцинаций, внедрения сюжетов из кино или дополненной реальности. Лишь легкое помутнение сознания, смену цветовых фильтров под настроение, корректировку выброса гормонов под соответствующий жанр, что подчеркивается выбором саундтреков: от «Апокалипсиса сегодня» до «Сияния».

Поскольку «жанр» вкололи герою Аарона Пола, то на протяжении всей 5-й серии зрители видели часть эпизодов глазами Калеба, отчего не покидало странное ощущение, как будто мы смотрели «Мир Дикого Запада» в каком‑то другом измерении. Порой с юмористическим оттенком. Дабы сохранить эту атмосферу трипа, мы также оформим разбор новых серий в пяти разных жанрах.

Нуарная тайна Калеба

Включайте композицию для первого жанра. Музыку к этой части написал композитор сериала Рамин Джавади, а в качестве референса был взят саундтрек из «Головокружения»

«За границей были проблемы с крысами. Было так скверно, что мы сами ставили крысоловки в казарме. Доска вела к приманке, привязанной над ведром с водой. Крысы бежали по доске, падали в ведро и тонули», — типичная армейская байка, которой разбавляет обстановку Калеб Николс (Аарон Пол).

Но, кажется, мы плохо знаем Калеба. Или Калеб плохо знает себя. Первые серии явили нам несчастного работягу-ветерана с полным набором штампов: ПТСР, больная мама в беспамятстве и армейский товарищ, убитый в бою. Через двенадцать лет, согласно расчетам машины «Ровоам», его ожидала одна перспектива — самоубийство. Однако запутанное прошлое Калеба, похоже, скрывало не менее мрачные закоулки, чем его будущее. Гримаса ужаса скривила лицо Лиама Демпси, когда он прочитал в своих VR-очках профайл Калеба.

«Ты не знаешь, кто ты! Ты худший из них! Ты сделал это», — ошарашенно кидался словами Лиам в ничего не понимающего героя Аарона Пола.

Слова «ты сделал это» могли означать только одно — Калеб замешан в смерти своего друга Фрэнсиса. До сих пор он помнил гибель приятеля только одним образом. Истекающий кровью Фрэнсис. В первой серии это выглядело так:

Кроме того, в кадре мелькает фрагмент надписи на русском «Вход воспрещен!». Неужели сериал не обойдется без русского следа?

В третьей серии армейские воспоминания с Фрэнсисом переплелись с временами, когда Калеб скрывал лицо под маской, словно наемный убийца. Явный намек на то, что они с Фрэнсисом вместе впутались в темные делишки. Как пить дать, друг погиб вовсе не на военной службе:

Во флешбэках 5-й серии нам чуть подробнее показали то самое роковое дело Калеба и Фрэнсиса. В кадре появился таинственный персонаж в исполнении актера Энрико Колантони из «Вероники Марс». Бежевое пальто, руки связаны, черный мешок на голове. В поисковой базе IMDb новый герой обозначен как Уитмен. Плохие предчувствия.

Но стоит ли доверять памяти Калеба? Зацикленность на прошлом не делает из него надежного рассказчика. Хуже того, в третьем блоке флешбэков мелькают кадры с Калебом в AR-очках, прикованным к белому креслу, под пристальным взглядом некой женщины. Это очень похоже на ту процедуру, которую проводят с Уильямом в исправительном центре Серака. Врач по имени Наташа (перед тем как вздернуться) как раз говорит, что назначит герою Эда Харриса ту же терапию, что проводят бывшим военным с посттравматическим синдромом.

Так что теперь уже нет сомнений: предыстория Калеба как‑то связана с лабораториями Серака. Возможно, ему промыли мозги, исправили память или вовсе изменили личность. Допустим, сознание Фрэнсиса переселили в тело мертвого товарища. Что если предполагаемая мать Калеба не узнает его в больнице вовсе не из‑за деменции, а потому что он действительно другой человек? Все видения из прошлого могут оказаться лишь виртуальными испытаниями над личностью. Не сомневайтесь, в ходе финальной битвы Серак обязательно припомнит Калебу его прошлое и выложит все карты на стол.

Кто выжил в этой битве, а кто нет

Следующим жанровым переключателем для Калеба становится «Полет валькирий» Вагнера, идеально подходящий для экшен-сцен

Во втором пункте мы расставим боевые позиции и потери на карте сражений Серака против Долорес.

  • Люди Серака вычислили Долорес № 3 в теле Мартина Коннелса, но она устроила камикадзе-взрыв в здании «Инсайта», в результате которого погибла героиня Пом Клементьефф (так и не успев раскрыться). Впрочем, уцелевший контрольный модуль с копией Долорес все равно попал в руки Серака.
  • В ответ на это контрольный модуль Гектора попал в руки лже-Шарлотты. То есть она буквально раздавила в ладони жемчужину возлюбленного Мейв. Впрочем, для Мейв не впервой прощаться с Гектором — это уже давняя традиция «Мира Дикого Запада». Но в этот раз, кажется, уже навсегда.
  • Люди Серака восстановили Мейв после ее поражения от рук якудза. Серак даже преподнес ей несколько подарков, лишь бы она лучше работала: 1) виртуальное свидание с «дочерью»; 2) умение управлять машинами внутри симуляции; 3) Долорес № 3 в качестве пленницы; 4) несколько свеженапечатанных союзников. По кодам на экране можно догадаться, что в сериал вернется Клементина (не появлялась со второго сезона) и, возможно, Акане (копия Мейв из «Мира сегунов»).
  • Люди Серака вычислили Долорес № 2 в теле лже-Шарлотты, но она успела скопировать данные «Делоса» и сбежать, потому что у нее есть трехметровый робот (есть всего 300 таких экземпляров). В результате взрыва машины она потерла около 70% кожного покрова.
  • Люди Серака так и не научились прицельно стрелять: они выпустили сотню пуль, но не задели Калеба, смогли только ранить Шарлотту, а на расстоянии вытянутой руки попали лишь в живот Долорес.
  • Комический дуэт из первых серий, Эш и Гигглс, вновь появился в «Жанре» — пришли на подмогу Калебу и Долорес в перестрелке, но показались какими‑то лишними персонажами, поскольку не привносили в сюжет ровным счетом ничего. Главные герои могли бы справится и без них. Комментарии Гигглса о наркотике ничего не добавляют. Слезливая история о брате Эш — лишняя.
  • Еще Эш застрелила Лиама Демпси, но как будто было бы логичнее, если бы это сделал сам Калеб, чтобы показать его нестабильность относительно системы «Ровоама». Это бы продемонстрировало аномальную природу персонажа Аарона Пола. Зачем нам знать это про Эш — непонятно.
  • Лиама Демпси больше нет в живых — как и его отец, он погиб от непредсказуемой сюжетной развилки, когда человек может поступить нестабильно относительно системы «Ровоама». Любопытно, что герой Джона Галлахера-младшего умер именно в воде: совсем недавно они с Венсаном Касселем (он играет Серака) вместе пытались выжить в хорроре «Под водой».
  • Люди Серака обнаружили связь между зашифрованными данными в Джакарте, Сан-Франциско, Лос Анджелесе и Берлине. Мы знаем, что в Джакарте был Сато (Мусаши), в Сан-Франциско — Шарлотта, в Лос-Анджелесе — Мартин, Бернард и сама Долорес. Но вот о Берлине мы ранее ничего не слышали. Значит ли это, что там ведет свою работу еще одна копия Долорес, которую мы пока не знаем? Возможно, именно в Берлин на самолете отправились Калеб и Долорес в конце 5-й серии. Впрочем, есть и другие важные направления: исправительный лагерь в Мексике или разрушенный парк «Мир Дикого Запада» на острове в Азии.

Любовная декогеренция

Саундтрек из «История любви» (1970)

6-й эпизод носит название «Декогеренция». Этот термин из квантовой механики означает процесс, когда квантовая система начинает менять свои свойства из‑за контакта с внешним миром. Квантовый объект начинает принимать черты, которые соответствуют окружающей среде. Например, мы знаем, что Калеб под воздействием «жанра» был искусственно пронизан любовными флюидами по отношению к Долорес. Но что если эти чувства уже зародились в нем, а система лишь подправила внутренние порывы под внешние? Тогда это можно назвать любовной декогеренцией. Калеб определено заворожен Долорес и искренне беспокоится из‑за ее ранений в живот — она роковая блондинка внутри его фильма-нуара.

Точно так же декогеренцией можно назвать то, что копия Долорес в теле Шарлотты начала проникаться эмоциональным фоном героини, чью роль она играет. Мы видим, что лже-Шарлотта действительно привязалась к семье Хейл, хотя они были лишь бэкграундом ее роли. Через чужое тело что‑то изнутри начало изменять ее поведение. В телефоном разговоре с оригинальной Долорес копия пожаловалась на то, что при «клонировании» нельзя было изменить внутренний код и снизить эмоциональность, чтобы избежать подобных искажений. На что Долорес № 1 ответила, что править код — плохая идея. Она знает это по собственному горькому опыту: в прошлом сезоне ее возлюбленный Тедди вышиб себе мозги, когда Долорес подкрутила ему настройки в приложении.

Серак смог вычислить лже-Шарлотту именно из‑за этой аномалии в поведении: якобы раньше Шарлотта забывала про домашний уют, а тут внезапно превратилась в мать года. Честно говоря, нестерпимо жаль, что вслед за Шарлоттой во взрыве погибла и ее семья. Теперь лже-Шарлотта определено будет жечь все живое ради мести, даром что после взрыва она выглядит, как Терминатор или обгоревшая Люси из нового «Дракулы».

Драматическая предыстория Серака, «Ровоама» и Человека в Черном

Переработанная специально для сериала инструментальная версия, пожалуй, самой кинематографической композиции Дэвида Боуи

Все подобные истории всегда начинаются из детства. Неизбежно в них фигурируют братья для пущей полноты библейских иллюзий. В юности Ангерран Серак с братом потеряли в пепелище родной Париж вместе со всей своей семьей — согласно этой хронологии, в 2025 году в городе произошел термоядерный взрыв. Глядя на сегодняшний мир и цены на нефть из изоляции, не будем осуждать братьев Серак за то, что после такого они захотели изобрести идеальную систему, которая помогла бы человечеству избежать повторения худших моментов истории.

Судя по всему, на помощь пришел мощнейший квантовый суперкомпьютер, мгновенно вычисляющий все лучшие и худшие варианты развития возможных событий. Неслучайно графически «Ровоам» выглядит либо как дзенский каллиграфический символ энсо, либо как множество кругов, уходящих вглубь, олицетворяющих квантовое множество реальностей. Кроме того, Серак сравнивает «Ровоам» с короной солнечного затмения.

Уже тогда Сераки между собой с апломбом называли свое изобретение «богом» и давали серийные имена, как у древних царей Израиля: «Саул», «Давид», «Соломон» и, наконец, «Ровоам». Кстати, согласно писаниям, именно Ровоам упустил контроль в царстве и допустил восстание людей. Так что неудивительно, если при «Ровоаме» все человечество тоже полетит в пропасть.

Инициативу братьев поддержал миллиардер Демпси (отец Лиама). В их тандеме роли распределились следующими образом: Ангерран — решала, брат — гений, а Демпси — злобный босс, которого интересовали только деньги и возможность предсказать показания фондового рынка. Неудивительно, что вскоре от большой жадности Ангеррану пришлось собственноручно устранить Демпси. Затем, как это бывает у людей большого ума, у брата начались проблемы с головой. Из‑за этого Ангерран выстроил так называемые исправительные центры, где при помощи технологий «Ровоама» корректировали аномалии людей. Первым пациентом стал именно брат. Дальнейшими узниками подобных клиник становились отщепенцы вроде Калеба и Уильяма.

Главный вопрос: остался ли до сих пор жив младший Серак? Информации о его дальнейшей судьбе пока не было, так что, возможно, брат еще сыграет свою роль в сериале.

Уильям и Серак в детстве

Предыстория Уильяма тоже не обошлась без детских флешбэков. Из них выяснилось, что Человек в Черном с самой юности был склонен к насилию. То есть парк не превращал его в чудовище, а лишь вытащил наружу давно заложенные в нем зерна зла. Неудивительно, что Уильям в итоге пришел к неутешительному выводу, что люди лишь «бактерии на шарике из грязи». Ровно так же Серак считает человечество «жалкой бандой головорезов» («человечество торопится к вымиранию»).

В исправительном учреждении Серака у Уильяма при помощи VR-технологий состоялась важнейшая беседа в его жизни — с самим собой. В круг выстроились его копия из детства, молодой Уильям, он же в период Человека в Черном, а также основатель «Делоса» — хохмящий зять Джеймс Делос. И пускай в финале Уильяму пришлось забить стулом до смерти все свои копии — это послужило очищающим актом для него и привело к главному выводу: неважно, каким ты был человеком, хорошим или плохим. Важно какой выбор ты совершаешь сейчас.

В новых сериях Уильям явно открывает себя с лучшей стороны. Он глубоко сожалеет о содеянном со своей дочерью. Неслучайно и то, что терапевтический VR-сеанс начинается с появления сотрудника с внешностью майора Крэддока — персонажа из парка, с которым связан один из редких благородных поступков Человека в Черном в «Мире Дикого Запада» (он спас семью от насилия).

Похоже, Уильям уже готов символично стать Человеком в Белом. Именно в белом одеянии его обнаруживают в конце шестой серии Бернард и Стаббс, которые оказались в исправительном центре в Мексике благодаря наводке Долорес в теле Мартина. Теперь у Бернарда сразу два козыря: просветленный Уильям и карманный контролер, который он заполучил обратно.

«Ровоам»-диссиденты и саспенс

Согласно серии «Жанр» — концовку лучше читать под саундтрек из «Сияния»

Третий сезон разворачивается как зеркальная версия первого и второго: Долорес отпускает людей из‑под контроля «Ровоама» точно так же, как машины выходили из оков своих сюжетов в парках. Мы видим, что символ лабиринта тоже используется силами сопротивления на улицах города. Долорес способна предсказать следующую фразу человека точно так же, как ранее инженеры в парке договаривали предложения за Мейв, демонстрируя свое знание ее кода. Только теперь машины знают все заранее.

Конечно, забавно видеть, что в качестве первого своего удара по человечеству Долорес выбрала глобальную спам-атаку, из‑за которой всем людям планеты на телефон пришел их распорядок на будущее. Можно подумать, что это ерунда — всего лишь какой‑то компьютерный гороскоп, который в здравом уме никто бы не воспринял всерьез, как это показано в сериале (массовый психоз, суициды и депрессии). Но нужно понимать, что для людей из будущего в рамках сериала это действительно важно. Они привыкли жить внутри системы, которая определяет их судьбу, выставляет категории, подбирает работу и даже правильных партнеров для создания семьи. Они на своей шкуре убедились, что «Ровоам» — не лохотрон, он реально работает много лет, от него зависит все. Если зрители по ту сторону экрана, сидящие на карантине, начинают переживать уже из‑за введения цифровых пропусков в городе, то представьте, сколько нервов вымотает система вроде «Ровоама», если с ней что‑то пойдет не так.

Триллионер Серак выстроил машину «Ровоам» так, чтобы она, по его словам, писала историю человечества («впервые у человеческой истории появился автор»). Отчего герой Венсана Касселя представлен чуть ли не единоличным тайным правителем мира, серым кардиналом всей планеты. Одним щелчком пальца он может хоть каждый день снижать цены на акции, устраивать государственные перевороты и назначать угодных президентов в разных странах.

Но Серак рассказал, что у его системы есть один уязвимый элемент — личности-аномалии, которые не поддаются предсказаниям, они действуют не по плану готового сюжета. Они опасны для баланса мира, выстроенного «Ровоамом». Именно таким отщепенцем стал брат Серака. Очевидно, в отряд диссидентов записаны и Калеб, и Уильям, и Эш.

Поэтому Серак охотится за данными из «Мира Дикого Запада», где «Делос» собирал самые худшие и потаенные мысли людей. Возможно, с помощью этой информации ему удастся усовершенствовать «Ровоам» и окончательно стабилизировать мир, оградив его от побочных явлений.

По сути, Ангерран Серак сражается за мир во всем мире, а Долорес — за свободу. И их борьба еще далека от завершения, потому что остается незакрытым главный вопрос, который задают авторы сериала: «А есть ли между ними выбор?» Возможно, как раз белые пятна системы вроде Калеба и Уильяма, в конце концов станут ключом к ответу.