Сериалы

Еще два новых сериала в духе 1980-х: шведские роботы и девочка-детектив

6 апреля 2020 в 14:10
Одновременно на Amazon Prime и Apple TV+ вышли два сериала, которые объединяют детские приключения и любовное отношение к ретрофантастике. Станислав Зельвенский — о юношеских радостях «Рассказов из «Петли» и «Домой засветло».

«Рассказы из «Петли» («Tales from the Loop»)

Это первый, вероятно, сериал по мотивам картинок — не комиксов, а именно картинок, хотя и обросших со временем каким‑то вербальным сопровождением. Работы молодого шведского художника Симона Сталенхага, созданные на компьютере, но умело имитирующие технику живописи, были хитом гиковских сайтов несколько лет назад, и наверняка вам тоже попадались где‑нибудь в интернете эти гигантские роботы, зависшие над полями или выходящие из моря, и другие странные техноштуковины (плюс динозавры, к которым у автора отдельная слабость) в буколических северных пейзажах. Сталенхаг выпустил несколько альбомов и начал придумывать вокруг своих картин связную мифологию и наброски историй — понятно, что все это с удовольствием подхватил сериальный отдел Amazon.

Шоураннер и единственный сценарист 8-серийного сезона — Натаниэль Халперн («Легион», «Убийство»). Режиссеры, наоборот, у всех серий разные — от пиксаровца Эндрю Стэнтона, которому сам бог велел, до почему‑то Джоди Фостер. Пилот поставил Марк Романек — клипмейкер, известный по «Не отпускай меня».

Как и экранизация Исигуро, «Рассказы» — ретро и некоторым образом альтернативная история. И они тоже в первую очередь посвящены вопросам взросления, старения, времени. Дело происходит в условных 80-х в выдуманном городке Мерсер в штате Огайо. «Петля» — неформальное название Центра экспериментальной физики, местного градообразующего предприятия, занятого — как сообщает на первых же минутах, обращаясь к зрителю, его пожилой директор (Джонатан Прайс) — «раскрытием тайн Вселенной». Институт занимает подземный комплекс, сердце которого — загадочный шар, сделанный из черного материала, похожего на графит, не послушный гравитации и ответственный за многочисленные аномалии, происходящие в Мерсере.

Откуда шар взялся — один из тех вопросов, ответы на которые искать в сериале бессмысленно: он просто есть. Как и ржавые роботы и разные волшебные конструкции, на которые легко наткнуться в местных лесах. Хотя синопсис «Рассказов» можно прочесть как сайфай-триллер, это совсем другая история: философские побасенки из склепа, собранные фактически по принципу антологии.

Каждая серия — в общем и целом самостоятельная, и, как правило, это какой‑то фантастический казус. В первом эпизоде, например, у девочки пропадает мама, причем вместе с домом, во втором два тинейджера меняются телами, в третьем девушка находит прибор, останавливающий время, и так далее. Имеются, впрочем, сквозные персонажи — в первую очередь, семья ученых: женщина (ее играет Ребекка Холл), ее муж с искусственной рукой, приходящийся сыном директору «Петли», и двое их сыновей.

Первое впечатление — словно снимать «Сумеречную зону» наняли Роя Андерссона. Действие перенесено в Америку, но шведские корни проекта торчат отовсюду: в кинотеатре идет «Лето с Моникой», через характерный саундтрек Филипа Гласса прорываются шведские песенки, все — от природы до моды — выглядит очень по-скандинавски: все бежевое, ламповое и неприкаянное. Среди продюсеров без удивления находишь Мэтта Ривза, проделавшего ровно то же самое во «Впусти меня», где шведские 80-е также перекочевали в США.

Любовное воспроизведение картин Сталенхага — полдела, понятно. Это как бы такой маленький «Сталкер», преимущественно подростковый (в смысле тематики, а не аудитории): меланхоличные экзистенциальные этюды — часто без полноценной развязки. Попытки пробормотать что‑то о человеческой природе с помощью условностей сайфая.

Это не то, что станешь смотреть восемь часов на краешке стула, и «Рассказы», безусловно, могут раздражать — своим демонстративно неспешным темпом, нагромождением многозначительных недомолвок и даже, наверное, однообразной ретрофутуристской эстетикой. Но дайте сериалу шанс: если угадать с настроением, это нетривиальный опыт, который в лучших сериях, несмотря на все драматические, скажем так, неровности, и впрямь умудряется отколупнуть пластинку с ржавой обивки реальности.

Смотреть

«Домой засветло» («Home before Dark»)

В новом сериале Apple TV+ — тоже маленький городок и проблемы отцов и детей, но история куда более привычная, хотя тоже по-своему экстравагантная: девочка-детектив (журналист-расследователь, если быть точным), идущая по стопам папы, распутывает убийства. Дорогу молодым: если Веронике Марс в первом сезоне было 17, главной героине «Домой засветло» Хильде Лиско — 9.

реклама

Предмет особой гордости авторов заключается в том, что у Хильде есть реальный прототип, активная девочка по имени Хильде Лисиак, сейчас ей 13. Никаких преступлений она, разумеется, не раскрывала, но что‑то там подслушивала, что‑то печатала, и все очень радовались.

Начинается с того, что Хильде (Бруклин Принс) с родителями и двумя сестрами покидают Нью-Йорк, поскольку отца (Джим Стерджесс), отважного репортера, уволили. И он вынужден перевезти семью в городок, где вырос, в пустующий дом дедушки Хильде, переехавшего с деменцией в дом престарелых.

Городок, как водится, тихий только на первый взгляд: стоит Хильде познакомиться с соседкой, как та погибает при подозрительных обстоятельствах. Вдобавок выясняется, что ниточка тянется к событиям 1988 года, в которых участвовал, собственно, ее отец: тогда бесследно пропал мальчик, его приятель.

Хильде незамедлительно берется за дело, промежуточные итоги расследования публикует в своем блоге, взрывающем провинциальное болото, а попутно подбадривает приунывшего папашу. Бруклин Принс, звезда «Проекта «Флорида», выглядит чрезвычайно убедительно: можно по-разному относиться к настолько самоуверенным детям, но в то, что героиня 36 раз смотрела «Всю президентскую рать», веришь беспрекословно. Шутки про возраст довольно очевидные, но иногда это мило: первое, что всерьез ставит сверхъестественно приницательную Хильде в тупик, — кассетный видеомагнитофон.

В целом же это, конечно, если и занимательно, то умеренно. Недетская, но не слишком оригинальная интрига, крайне незамысловатое, как принято у Apple, утверждение прогрессивных ценностей, много сомнительных каверов на саундтреке. Криминальная линия неспроста, конечно, уводит в 80-е: сериал с удовольствием эксплуатирует поп-культурный ностальгический тренд, и дети-детективы — это очень в духе подростковых хитов тех лет. Связь времен, впрочем, остается сугубо поверхностной. Тут тоже много ездят на велосипедах, но зумеры никогда не забывают надеть шлемы.

Смотреть
Расскажите друзьям
Читайте также
Рекомендуем вам
[]