Берлинале-2020

Дневник Берлинского кинофестиваля: русские, свиньи, коровы, Гаррель

23 февраля 2020 в 07:03
Станислав Зельвенский продолжает рассказывать о происходящем на 70-м Берлинском кинофестивале.

«Уроки фарси» («Persian Lessons»)

Начали подвозить международные проекты с сильным русским акцентом. Показанный вне конкурса «Уроки фарси» — фильм Вадима Перельмана («Дом из песка и тумана»), эмигранта, родившегося в советском Киеве. Это копродукция России, Германии и Белоруссии: среди продюсеров — Бекмамбетов и Илья Стюарт, оператор — Опельянц, сценариста зовут Илья Цофин.

В 1942 году молодой бельгийский еврей (вездесущий аргентинец Науэль Перес Бискаярт) избегает в оккупированной Франции расстрела, наврав в последний момент, что он — этнический перс, поскольку один из офицеров в лагере (еще более вездесущий Ларс Айдингер) хочет выучить разговорный фарси. Чтобы после войны открыть ресторан в Тегеране: он не только нацист, но и повар. И вот пленник учит его несуществующему языку, который сочиняет на ходу.

Звучит вполне по-голливудски и выглядит, надо сказать, тоже — и в хорошем, и в плохом смысле: образцовое постсписокшиндлеровское холокост-порно. Сделано в целом качественно, Опельянц, как обычно, дает клиповую красоту, Айдингер играет челюстями, аргентинец — большими печальными глазами. Много, так сказать, веселого. Все грамотно расписано. Смотреть интересно.

При этом, возможно, в каком‑то смысле именно такое вот усредненное жанровое кино — единственное, что по-настоящему оскорбляет память о Холокосте. Не шутки, не хорроры, а вот этот деликатный, тривиализирующий подход, построенный на клише: брошенные куклы в лагерном дворе, часовни в тумане, тележки с голыми телами, тактично снятые с дрона.

«Гунда» («Gunda»)

У знаменитого документалиста из Петербурга Виктора Косаковского в секции «Столкновения» — фильм «Гунда» (подписанный, кажется, Норвегией и США). У Косаковского мощнейшая группа поддержки: в титрах исполнительным продюсером значится Хоакин Феникс и выражена благодарность Линн Рэмзи, фильм расхвалил сам Пол Томас Андерсон.

Секрет, помимо несомненного мастерства автора, в теме: это фильм про животных в том плане, что не надо их есть. Причем без пропаганды и ужасов: Косаковский полтора часа в благородном ч/б показывает деревенскую жизнь свинок, коровок и курочек. Посмотрите, мол, какие они хорошие. Нет (в кадре; за кадром, увы, есть, иначе не было бы драмы) людей, нет слов, только мычание и хрюканье. Свиньи — явные фавориты режиссера, остальные так. Изысканная операторская работа. Интересно думать и о бессонных ночах Косаковского в монтажной — как он выбирал кадры, где свиные уши особенно удачно подсвечены или где петух особенно изящно шагнул. Насколько это в итоге захватывающее и/или важное зрелище? Оставим этот вопрос открытым.

«Первая корова» («First Cow»)

Симпатичная корова имеется и в конкурсном фильме, который называется, собственно, «Первая корова» — изумительной, как всегда, работе неторопливой американки Келли Рейхардт. Она уже не впервые обратилась к вестерну; дело происходит в ее любимом Орегоне в XIX веке (за исключением неожиданного современного пролога). Это печальная комедия о духе предпринимательства, лежащем, как известно, в основе американской идеи. Двое мужчин — повар по фамилии Фиговиц, прибившийся к трапперам, и китаец-авантюрист, которого тот спасает от русских злодеев, — затевают небольшой бизнес в поселении на Диком Западе. Местная английская шишка (Тоби Джонс) выписала себе корову; герои тайком по ночам доят ее и делают потом невероятно вкусные кексы. Райкардт рассматривает суровый быт пионеров: собирательство, натуральный обмен, нюансы бобрового промысла, потасовки, которые автор последовательно вытесняет за границы кадра. А оттуда переводит свой невозмутимый, ироничный и фантастически внимательный взгляд на нежную мужскую дружбу, которой не помеха даже дикий капитализм.

реклама

«Соль слез» («Le sel des larmes»)

Также конкурсная «Соль слез» Филиппа Гарреля, французского ветерана-аутера второго ряда, со временем превратившегося за пределами небольшой секты поклонников просто в отца своего популярного сына (про что в картине тоже есть), приятно удивила. Это стариковский фильм про молодость — драма двадцатилетних, снятая и написанная людьми, которым за 70, а то и под 90 (великий сценарист Жан-Клод Каррьер). Что, разумеется, никто и не думает скрывать: черно-белый Париж выглядит почти как пятьдесят лет назад, и оттуда же — «гендерная политика», на которую, вероятно, с наслаждением обрушится самая недалекая часть прогрессивной прессы. Главный герой — неприятный юноша из провинции, который хочет быть плотником, как старенький папа (чудесный Андре Вильмс, любимец Аки Каурисмяки), и соблазняет разных девушек, которые, в свою очередь, тоже преподносят ему сюрпризы. На самом деле, вся политика — в признании того, что особенно по молодости и особенно в любовных делах и мальчики, и девочки имеют свойство вести себя по-свински (да простит это неудачное выражение Виктор Косаковский). Гаррелевская бескомпромиссность и верность себе в данном случае выглядят исключительно достойно. И вообще это чрезвычайно трогательно: когда автору нужно, чтобы студенты попрыгали на модной дискотеке, он ставит хит группы Telephone 1980 года.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия