«Паразиты» сломали «Оскар»: разбор поразительных итогов кинопремии

10 февраля 2020 в 15:24
Фотография: Handout/Getty Images
10 февраля в Лос-Анджелесе в 92-й раз прошла церемония вручения премии Американской киноакадемии. «Оскар» за лучший фильм достался фильму «Паразиты». «Афиша Daily» вместе с Lay's рассказывает о сюрпризах церемонии и о том, что означает наградной расклад этого года.

«Оскар» окончательно стал всемирным

Пока американское киносообщество переживало, что «Оскар» в этом году все еще «такой белый» («so white»), кинопремия превратилась в по-настоящему международную киноинституцию. Вдруг традиционный голливудский расклад значительно диверсифицировало корейское присутствие.

За короткий период фильм «Паразиты» с небывалой скоростью распространился в топах у американской публики и не просто стал кинохитом, но и захватил умы профессионального сообщества и стал лидером наградного сезона. Если в прошлом году со сцены особенно часто звучала испанская речь, то в этом режиссер Пон Чжун Хо, неплохо разговаривающий по-английски, принципиально вещал на корейском языке.

Выходя за своей очередной наградой, лауреат Пон в первую очередь отметил, что с этого года номинация «Лучший фильм на иностранном языке» стала именоваться как «Лучший международный фильм», так что «Паразиты» стали первым обладателем «Оскара» именно с такой формулировкой. Уникальность ситуации еще и в том, что в эту ночь картина во многом стала первооткрывателем: первый фильм, получивший «Оскары» одновременно и в международной номинации, и как «Лучший фильм», первый фильм не на английском языке, взявший главную награду, первый корейский фильм, победивший в истории «Оскара», первый за полвека обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви», ставший «Лучшим фильмом» на «Оскаре».

Раньше «Оскар», даже осознавая себя глобальным феноменом, все равно по традиции чествовал свою индустрию и (за редким исключением) принимал фильмы из других стран лишь в отдельную выделенную секцию. Но со временем киноакадемия ширила свои ряды и все чаще стала интересоваться иноязычными картинами и пропускать их в другие категории: иногда в операторскую, иногда в актерскую, а порой и в главную.

В 2020-м «Оскар» распахнул свои двери широко и номинировал «Паразитов» сразу на шесть позиций, четыре из которых фильм уверенно выиграл. Кроме того, отшельническую «Страну меда» из Македонии пригласили одновременно и в международную, и в документальную секции. Антонио Бандераса впервые в жизни номинировали на «Оскар» именно за испаноязычную роль в фильме «Боль и слава». О стирании границ (чуть ли не словами «пролетарии всех стран, объединяйтесь») со сцены говорили и авторы документалки о скейтершах в Афганистане, и авторы документальной картины «Американская фабрика» про то, как заводчане Огайо столкнулись с другим миром в лице китайских рабочих.

Не стоит забывать, что за день до «Оскара» триумфатором главной американской премии независимого кино Independent Spirit Awards стал фильм Лулу Ванг «Прощание», погруженный в китайскую культуру. А на минувшем «Сандэнсе» победил фильм «Минари», изображающий будни корейской семьи в США. Буму корейского кино уже 20 лет в обед, но, похоже, только сейчас американский кинематограф действительно стал открывать для себя мир за пределами англоязычной индустрии.

Но все равно даже если «Оскар» влюбляется в отдельные проблески международного кино, то делает это все так же по-голливудски, осуществляя американскую историю успеха. Корейское кино всегда было в топе, но это утро для него стало действительно ярким. «Оскар» не открыл, но подсветил для многих, что за это время где‑то в далекой Южной Корее на фильмах Тарантино и Скорсезе вырос некий господин Пон, который пришел, выказал почтение своим учителям и удалился со статуэтками, чтобы, по его словам, пить до следующего утра.

Актерские достижения

Своих первых актерских и давно заслуженных «Оскаров» этим вечером удостоились Хоакин Феникс, Брэд Питт и Лора Дерн. Феникс вслед за покойным Хитом Леджером доказал, что роль Джокера способна принести «Оскар» дважды. Питт присоединился к клубу Джорджа Клуни, теперь имея на полке «Оскары» и за продюсирование, и за актерство. Трудно поверить, но награда за роль второго плана в «Однажды… в Голливуде» — всего лишь первый персональный «Оскар» Питта за всю его карьеру! Оду Лоре Дерн лучше всех пропели на той же церемонии Independent Spirit Awards.

Рене Зеллвегер, спустя 16 лет после «Оскара» за «Холодную гору», уверенно вернула историческую справедливость и выиграла награду за Джуди Гарленд («Джуди»), которая сама так и не выиграла «Оскар» при жизни.

Невезучий Netflix

После оскаровских побед «Ромы» в прошлом году Netflix с особым усилием подошел к новому наградному сезону, закидав американскую академию сразу несколькими заявленными фильмами. Несмотря на то, что отбор не прошли такие фильмы, как «Меня зовут Долемайт» и «Неограненные алмазы», стриминговый гигант получил лидерство по количеству номинаций, но в итоге остался лишь с утешительным призом для Лоры Дерн за «Брачную историю». «Ирландец» остался не у дел, не получив ни одной награды. Мультфильмы «Клаус» и «Я потерял свое тело» проиграли четвертой «Истории игрушек». В этом году фортуна и киноакадемия явно не на стороне стримингов.

Ударная музыка

«Оскару» явно идет на пользу то, что уже второй год подряд церемония проходит без постоянных ведущих, обходясь лишь сменяющимися друг за другом презентерами и дуэтами звезд. Неуместность традиционного конференса стала очевидна и в тот раз, когда в начале на сцену вышли Стив Мартин и Крис Рок, которые чувствовали себя типичными ведущими с монологами. «Оскару» полезна сменяемость лиц на сцене — это оживляет церемонию, ведь каждый шутит в своей манере и в силу своих возможностей, что придает разнообразие происходящему.

Еще среди заметных плюсов — неожиданные музыкальные номера. Например, в этом году тайной бомбой стало выступление Эминема с треком «Lose Yourself» из фильма «Восьмая миля». За эту песню он получил «Оскар» в далеком 2003 году, но тогда не явился на церемонию, но спустя 17 лет решил вернуть долг киноакадемии.

Таким же потенциально вирусным решением можно назвать приглашение звезды настоящего и будущего Билли Айлиш, чтобы исполнить поминальный реквием под «Yesterday». Зумер поет об ушедших кинозвездах в зале для других бумеров. Такие моменты и запоминаются. Такими внезапными вкраплениями, глядишь, и можно будет перебить провисающую предсказуемость большинства номинаций.

Церемонию вручения премии «Оскар» при поддержке Lay's провел эксклюзивно онлайн-кинотеатр Okko. До 3 марта 2020 года вы можете бесплатно посмотреть в Okko церемонию в записи.