Библия — это не айфон: пятый и шестой эпизоды «Нового папы»

30 января 2020 в 15:30
Скандалы, интриги, маркетинговые стратегии и обратный отсчет до возвращения Пия XIII. Разбираемся в том, что произошло в двух самых насыщенных событиями эпизодах сериала (осторожно, спойлеры).

В интервью из Венеции Паоло Соррентино признавался, что второй сезон сериала оказался для него как для сценариста гораздо более серьезным испытанием, чем первый. Ему пришлось не просто придумать историю, а заниматься развитием и проработкой множества персонажей и сюжетных линий. В пятом и шестом эпизодах особенно заметно, насколько много всего он пытался охватить.

Все начинается со встречи папы Иоанна Павла III (Джон Малкович) с еще одной любимой знаменитостью — Шэрон Стоун (играет саму себя), которая, кстати, одета почти как премьер-министр Гренландии из первого сезона. В реальной жизни Стоун уже многие годы занимается вопросами борьбы со СПИДом, а в 2013 году даже была награждена за свою деятельность премией Peace Summit Award. В 2005 году во время выступления на экономическом форуме в Давосе актриса призвала Папу Римского и католическую церковь пересмотреть отношение к использованию презервативов, без которых решить проблему распространения СПИДа по всему миру невозможно.

При встрече с сериальным папой она тоже ведет себя решительно и смело. Во-первых, преподносит ему в качестве подарка собственные «лабутены» (изо всех сил стараясь не менять положения ног, отсылка к «Основному инстинкту»), во-вторых, озвучивает просьбу разрешить католикам гей-браки, а еще — неслыханная дерзость — в ответ на признание Иоанна Павла III предлагает ему снять сутану и подумать о создании семьи, чтобы вновь обрести себя. И хотя в ответ папа заметит, что радикальное обновление Библии не представляется возможным и необходимым, слова любимой актрисы точно оказались для него важны.

Новый удар от террористов — жертвами теракта во французском Лурде становятся 10 человек. Именно туда в прошлой серии хотела отправиться монахиня-активистка Лизетта со смертельно больной матерью. Выбор места неслучаен и символичен. Лурд является одним из наиболее важных и крупных паломнических центров Европы — ежегодно сюда приезжают около 5 млн человек, надеющихся излечиться от тяжелых болезней. Все дело в том, что в 1858 году в гроте Масабьель, расположенном в окрестностях города, четырнадцатилетней местной жительнице Бернадетте Субиру явилась Дева Мария. Бернадетта впоследствии была канонизирована, вода из источника в гроте считается целебной, а Лурд превратился в один из наиболее посещаемых городов в Европе. С 1858 года здесь было зарегистрировано около 7000 случаев необъяснимого исцеления, из которых католическая церковь признала меньше сотни.

Сериальные события хоть и не происходили на самом деле, но имеют связь с реальностью: в 2010 году из‑за угрозы теракта в Лурде прошла эвакуация нескольких десятков тысяч паломников, которые съехались в город на праздник Успения Девы Марии. Тогда сообщения о заложенных бомбах не подтвердились.

Как бы цинично это ни звучало, в мире Соррентино теракт только на руку церкви, которая теперь, по словам Бауэра (Марк Иванир), «из развратника превратилась в жертву». Любопытно, что эту мысль он озвучивает Войелло в кинотеатре прямо во время сеанса эротического фильма с околорелигиозными отсылками к христианству и исламу.

Любую ситуацию необходимо использовать для улучшения имиджа церкви и папы, поэтому Иоанн Павел III отправляется в Лурд на место трагедии. Стоя на берегу реки Гав-де-По, на глазах у СМИ и сотен верующих папа, будто бы вспомнив свою панк-молодость, кричит «Нет!», обращенное во все стороны света и к небесам. Все это выглядит очень поэтично и экспрессивно и больше похоже не на проповедь или молитву, а на политический лозунг или арт-перформанс.

После триумфального выступления папа возвращается в Ватикан, проезжая мимо паствы в «папамобиле». Роль транспортного средства Иоанна Павла III в сериале исполнил УАЗ Пикап, произведенный на Ульяновском автомобильном заводе и специально для съемок доработанный в итальянской мастерской. Выйдя из автомобиля, папа вплотную подходит к верующим и берет на руки ребенка из толпы. Нечто подобное сделал папа Франциск во время своей интронизации.

СМИ в восторге от «перформанса» папы. София уверена, что это духовное заявление величайшей важности, теперь необходимо не сбавлять оборотов и сделать следующий шаг. Например — дать первое интервью в прямом эфире. В новых эпизодах Софии отведена роль не только профессионального пиарщика, но и человека, интересующего папу лично. После одной из бесед он изящно протягивает ей записку со своим номером телефона, предлагая звонить в любое время. К тому же мы узнаем, что папа, послушавшись кардинала Спалетту, все-таки назначил ее мужа Томаса главой финансовой организации Ватикана. София смущена и растеряна, она пытается уточнить, не вызвано ли подобное решение симпатией к ней.

Их разговор происходит на фоне одной из ранних работ французского художника Уилльяма Адольфа Бугро «Равенство перед смертью». Оригинал картины находится в музее д’Орсе в Париже, а в кадре мы видим черно-белую репродукцию. На ней изображены мертвый юноша и ангел смерти, парящий над ним и готовящийся накрыть его тело саваном. В пояснении, написанном самим художником, сказано: «Когда ангел смерти накроет вас своим саваном, ваша жизнь будет бессмысленной, если вы не сделали ничего хорошего». Кому из присутствующих в кадре адресовано это мрачное послание от Соррентино? Позже мы увидим, как София, проводив мужа, читает «Преступление и наказание», а после, как будто вдохновившись прочитанным, решает проследить за ним и рассказывает Войелло об оргии с участием Альтбрука, Спалетты, министра экономики и финансов Гвиччардини и несовершеннолетней девушки.

О личности Войелло и слухах вокруг собственной персоны Иоанн Павел III спрашивает на первом свидании с Софией в римских катакомбах. Здесь находится гробница папы Франциска II, хотя в реальности местом захоронения понтификов в настоящее время являются вовсе не катакомбы, а гроты, расположенные прямо под собором Святого Петра. Выбор локации понятен — слабо освещенные лабиринты катакомб лучше подходят для откровенных вопросов (гей или натурал?), признаний («Бог меня не любит») и почти поцелуя. Здесь же папа, явно обдумавший слова Шэрон Стоун, признается, что планирует разрешить браки священнослужителям, так как уверен, что это поможет решить проблему педофилии в церкви.

Главным событием новых эпизодов сериала становится отчетливое дыхание папы Пия XIII и вздохи, промежутки между которыми уменьшаются в геометрической прогрессии. Их в прямом эфире из отделения интенсивной терапии транслирует радио Ватикана. «Пий XIII вернулся!» — восклицает активистка в красном. На площадь перед госпиталем снова возвращаются сотни верующих, и этот ажиотаж перечеркивает все предыдущие маркетинговые успехи Ватикана. Словно предвидя скорое возвращение Пия, многие персонажи сериала решаются на важные шаги.

Эстер сбегает от Фабиано, который к этому моменту окончательно превратился в ее сутенера, а она сама продолжает олицетворять образ Марии Магдалины, обозначеный еще в первом сезоне. Теперь она обрела независимость и «помогает» сразу нескольким сыновьям богатых родителей. Свидетельство этого — сцена танца, которую легко мог бы снять Дэвид Линч. За танцем наблюдают не только мужчины, обезображенные болезнями, но и дух Пия XIII, к которому Эстер обращается с молитвой и который в конце концов дарует ей прощение.

Еще один решительный жест — выбор Иоанна Павла III в пользу Спалетты и отставка Войелло. В прошлый раз подобный поступок стоил папе Франциску II жизни (ведь все мы прекрасно понимаем, что тот сердечный приступ не был случайностью или удачным стечением обстоятельств). Теперь же Войелло, по его собственным словам, занимавший свой пост на протяжении нескольких десятилетий, принимает решение папы. Прощаясь с должностью, он приходит к монахиням, которым обещает оказать всяческую поддержку, и настаивает, чтобы те продолжали свою борьбу. А в качестве своеобразной благодарности предлагает назвать в честь себя будущего ребенка Катерины и Фейсала. Таким трогательным и милым мы не видели его с прошлого сезона.

Рассуждая о реальных прототипах Анджело Войелло, часто говорят, что в его персонаже воплощены сразу несколько госсекретарей Святого Престола. Чаще всего называют кардинала Тарчизио Бертоне, который прославился своей страстью к футболу, а также кардиналов Жана-Мари Вийо и Агостино Казароли. Что же касается внушительного срока службы, то можно вспомнить кардинала Джакомо Антонелли, занимавшего пост государственного секретаря в XIX веке при Пие IX на протяжении 28 лет и, как свидетельствуют источники, в совершенстве овладевшего искусством дипломатии. Однажды он даже оставил свой пост на полгода — с мая по ноябрь 1848-го. За время его отсутствия сменилось три госсекретаря, пока, наконец, он снова не вступил в должность. Возможно, и Войелло ждет та же участь, ведь Ватикан без него представить невозможно.

Еще одно решение Иоанна Павла III — обойтись без своей коробочки — дорого будет ему стоить. В одной из сцен на крупном плане из этой коробочки выползет жутковатая многоножка, которую позже монахиня с ужасом заметит на руке Пия XIII. Такую же многоножку Соррентино настойчиво показывал нам ранее — например, во флешбэке из детства Брэнноксов. «Это не многоножка, это Бог», — говорил о ней маленький Адам, лежа на траве. Означает ли ее появление на руке Пия XIII то, что Бог выбрал его своим наместником?

Во время интервью папы мы, как и воображаемые зрители прямой трансляции, наконец узнаем о его прошлом и о том, что его брату внезапно стало плохо во время совместного с Джоном катания на лыжах. Смерть брата изменила жизнь будущего понтифика, пробудила в нем веру и религиозность и заставила закрыться от мира. Мы пока не знаем, пристрастился ли он тогда же к наркотикам, но момент для того, чтобы завязать, он выбрал неподходящий. Интервью внезапно прерывается из‑за ломки папы, которая не дает ему собраться с мыслями и озвучить все задуманные планы и к тому же шокирует всех, кроме Спалетты.

Кажется, к настоящему моменту сообразительный зритель уже догадался, что все идет к возвращению в ряды действующих лиц папы Пия XIII. Во-первых, мы видели момент его пробуждения в официальном трейлере, а во-вторых, всем понятно, что если в кадре так долго лежит Джуд Лоу, то он рано или поздно обязательно встанет и пойдет. Основной же интригой сериала по-прежнему остается финал. Как католическая церковь будет существовать при двух папах? Кого выберет паства? Чем разрешится эта коллизия? Узнаем совсем скоро.