В экранизациях Стивена Кинга недостатка не было никогда, но начиная с 2017 года происходит настоящий бум — что‑то достают из запасников, что‑то снимают по второму разу, плюс Кинг продолжает ежегодно выпускать пару книг. Только за последние месяцы вышли три кинофильма, новый сезон «Мистера Мерседеса», новый сезон «Касл-Рока» (по мотивам, но тем не менее). Теперь вот еще «Чужак»; сериал, премьера которого состоялась на днях на HBO (в России — «Амедиатека»), поставлен по одноименному роману полуторагодовой давности.
Сразу показали две первые серии, всего их будет 10. Шоураннер — писатель и сценарист Ричард Прайс, ровесник Кинга и заслуженный автор: для кино он сочинил, в частности, «Море любви» и «Бешеного пса и Глорию», а на телевидении был недавно соавтором отличного «Однажды ночью», сотрудничал с Дэвидом Саймоном на «Прослушке» и «Двойке». Пару серий «Чужака» написал детективщик Деннис Лихэйн, работавший и на «Мистере Мерседесе». Первые серии поставил играющий тут Джейсон Бейтман, среди других режиссеров — Карин Кусама, например.
Начинается «Чужак», как каждый второй криминальный сериал: мужчина, выгуливающий поутру собаку в маленьком городке в штате Джорджия, натыкается в лесу на труп мальчика, изнасилованного и убитого с нечеловеческой жестокостью. Делом занимается детектив Андерсон (Бен Мендельсон), у которого недавно умер сын. Арест происходит почти мгновенно: все улики однозначно указывают на Терри Мейтланда (как раз Бейтман), местного детского тренера по бейсболу, образцового семьянина. Его видели разные свидетели, труп покрыт его отпечатками, он, окровавленный, даже покрутился перед камерами наблюдения. При этом Мейтланд все наотрез отрицает, а главное — у него алиби: во время убийства он был в другом городе на учительской конференции, чему, опять же, есть устные и видеосвидетельства.
Однако начало в духе скандинавского нуара несколько обманчиво: «Чужак» — что вряд ли можно считать большой неожиданностью, учитывая автора, — вскоре неторопливо двинется в область сверхъестественного. Уже в начале второй серии случится неожиданный поворот, а настоящий главный герой и вовсе появится только в третьей (прессе показали шесть). И это — Холли Гибни, одна из героинь «Мистера Мерседеса» и новая любимица Кинга: ближайший роман тоже будет про нее. Гибни — молодая женщина, работающая частным сыщиком, что‑то среднее между Лисбет Саландер и Шелдоном Купером, чудачка с расстройством аутистического спектра и выдающимися способностями. В книгах (и сериале по «Мерседесу») она белая, здесь ее играет англичанка нигерийских кровей Синтия Эриво, только что номинированная на «Оскар».
Тут, видимо, положено сказать, что исполнительница самой эксцентричной роли тянет на себе сериал, но это не совсем так. Эриво достойно справляется с задачей, однако ее героиня, сложенная из сомнительных штампов, не так неотразима, как явно было задумано, и со временем (которого в избытке) становится слегка утомительна. Это, впрочем, касается едва ли не всех присутствующих — в том числе замечательного по обыкновению Мендельсона, который убедительно, но очень много и однообразно скорбит. Исключение — Падди Консидайн, который играет бывшего зэка, работающего в стрип-клубе: его в первой, во всяком случае, половине сериала обидно мало.
Даже проходной Кинг — это материал, сконструированный достаточно изобретательно, чтобы худо-бедно удерживать внимание хоть два, хоть десять часов. Но не на краешке стула: детективная линия «Чужака» в общих чертах быстро проясняется, а для хоррора он не очень страшный. И не очень оригинальный — в разные моменты вспоминается миллион аналогий: от «Твин Пикс» до свежего фильма «Раны», не говоря про собственные кинговские работы.
Депрессивный — это да: слезы тут — топливо, на котором неторопливо тарахтит машина сюжета. Сериал, как всегда у HBO, чрезвычайно качественно сделан — и написан, и даже поставлен (хотя, например, пристрастие Бейтмана-режиссера к низким углам съемки и скудному освещению под конец подбешивает). Но не всегда понятно, зачем зрителю вслед за героями (у которых нет выбора) терпеть всю эту концентрированную безысходность.
Смотреть?
Да
Где